Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года
© Фото предоставлено Федеральным агентством по делам молодежиСтратегия развития государственной политики РФ в отношении российского казачества
© Фото предоставлено Федеральным агентством по делам молодежи
Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года была утверждена президентом РФ Владимиром Путиным в октябре 2012 года. Она сменила концепцию госполитики в отношении казачества, принятую четырьмя годами ранее.
Основные положения документа гласят, что российское казачество, продолжая лучшие исторические традиции, несет государственную и иную службу во благо России. Оно исторически имеет многонациональные корни, а его привлечение к государственной и иной службе является важным фактором укрепления межнациональной стабильности в РФ, консолидации российского общества путем взаимодействия казачества с национально-культурными автономиями и другими общественными объединениями, способствующими сохранению и развитию культуры народов России.
Основные цели и задачи стратегии – содействие развитию и консолидации российского казачества посредством усиления его роли в решении государственных и муниципальных задач, совершенствования взаимодействия органов государственной власти с российским казачеством и формирование эффективных механизмов общественно-государственного партнерства.
Документ предполагал привлечение российского казачества к выполнению задач по обеспечению безопасности и обороноспособности Российской Федерации, участию в охране общественного порядка и обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране государственной границы Российской Федерации, государственной и иной службе. А также формирование органами государственной власти координационных и совещательных органов с участием представителей казачьих обществ и общественных объединений казаков, содействие развитию самоорганизации и интеграционных процессов в российском казачестве и выработку мер по совершенствованию деятельности казачьих обществ с учетом исторических и местных традиций российского казачества.
Отдельный блок был посвящен поддержке экономического развития российского казачества. Он, в частности, предусматривал принятие мер по стимулированию, поддержке и развитию различных форм предпринимательской деятельности, осуществляемой казачьими обществами, оказание им информационной, научной и методической поддержки, создание молодежных центров в местах компактного проживания членов казачьих обществ и обеспечение развития сети образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих образовательные программы с использованием исторических и традиционных ценностей российского казачества.
Дискуссии вокруг стратегии
Как отметил в 2012 году председатель совета при президенте РФ по делам казачества, полпред главы государства в ЦФО Александр Беглов, на основании стратегии будут приниматься нормативно-правовые акты на федеральном уровне, на региональном, на муниципальном уровне, и там уже будут прописаны конкретные экономические направления развития, необходимые для каждого субъекта РФ.
Ключевыми темами для дискуссий в период подготовки стратегии стали вопросы объединения казачьих общин страны в единое казачье войско, привлечения казаков к службе в различных подразделениях вооруженных сил страны и связанные со службой вопросы денежного довольствия.
Так, еще за год до подписания документа заместитель министра регионального развития РФ Максим Травников (занимал должность с июля 2008 по сентябрь 2012 года) заявил, что рассматривается проект по объединению всех действующих в России войсковых казачьих обществ во Всероссийское войсковое казачье общество.
Также он отметил, что объединение казачества позволит ему более эффективно решать задачи, поставленные государством и обществом: "Казачество может быть хорошим помощником государства и общества в решении большого количества задач, будь то в сфере охраны государственной границы, в природоохранных мероприятиях и т.д.".
Проектом стратегии предполагалось, что в последующие девять лет не менее половины казаков должны быть привлечены к государственной или иной службе, к этому же сроку все казачьи общества должны быть внесены в соответствующий государственный реестр.
Заявлялось о том, что стратегия будет реализована в три этапа. На первом этапе в 2012–2014 годах должен быть создан фундамент по реформированию российского казачества. При реализации второго, основного, этапа будут созданы казачьи кадетские корпуса, на уровне субъектов РФ, увеличено количество казаков на госслужбе, создано единое казачье движение в России. Кроме того, запланирована интеграция с казачьими войсковыми обществами, находящимися за пределами России. Также будут созданы национальные проекты и государственные ведомственные программы, направленные на развитие казачества. Третий этап реализации стратегии должен стать завершающим в реформировании казачества, в ходе него будет произведена работа над ошибками.
При подготовке документа особо отмечалось, что в его разработке принимают участие не только федеральные, но и региональные власти, силовые структуры и представители войсковых казачьих обществ и общественных организаций казаков. Также учитывался опыт взаимодействия между властными структурами и казачьими общинами.
В свою очередь со стороны казачества ключевым запросом к обсуждаемому документу было создание полноценной правовой основы для службы казаков в рядах ВС РФ и других силовых ведомствах. Сообщалось, что внутри таких ведомств, как Минобороны, МВД или МЧС, будут создаваться казачьи подразделения, а также предусматривается создание военного резерва из казачьих войск численностью до 1 млн человек.
Кроме того, казаки возлагали большие надежды на то, что стратегия обеспечит казачеству государственное финансирование и поставит на довольствие как военных резервистов, однако информация об оплачиваемом военном резерве была опровергнута еще на стадии разработки документа.
При этом еще на стадии подготовки стратегия подвергалась критике как членами казачьих общин, так и независимыми экспертами. Так, звучало мнение, что в ней нет необходимости, поскольку уже существует достаточно федеральных нормативных актов по казачеству.
Высказывались и сомнения в правильности самой стратегии развития, делающей упор на государственную службу, а не на сохранение традиций и обычаев казачества. "Казачество на глазах теряет самобытность, становясь казенной безликой массой, отрываясь от самого главного – казачьих традиций. Без казачьего духа это всероссийское объединение сродни новой силовой структуре, лишенной свободной казачьей сущности и самостоятельности, – но разве это уже казачество? Как и в других сферах, здесь происходит постепенная подмена понятий", – отмечал тогда начальник штаба Оренбургского окружного казачьего общества, войсковой старшина Александр Покровский.
Относительно вопросов военной службы также упоминалось, что многие представители казачьих войск заинтересованы не столько в служении государству, сколько в получении особого статуса в рядах Вооруженных сил России.
Ряд представителей общественных организаций считали разрабатываемую стратегию кабинетным документом, далеким от реальных проблем казачества, упрекая ее в милитаризации общественной жизни определенной социальной группы, что противоречит многонациональному принципу формирования армии, и игнорировании факта, что казаки в современном обществе ориентированы и на иные сферы социальной жизни – бизнес, фермерство, науку и культуру.
Также высказывались сомнения в возможности реализовать задачи, поставленные в стратегии, с учетом текущего положения дел, например в указанные сроки привести в порядок нормативно-правовую базу.
Реализация стратегии
Тем не менее еще на стадии принятия стратегии госполитики в отношении казачества до 2020 года началась активная работа по отдельным ее блокам. Так, уже в сентябре 2012 года было объявлено о значительном увеличении числа казачьих образовательных учреждений в ближайшие полтора года.
Вскоре после принятия документа также была учреждена Казачья партия Российской Федерации (КаПРФ), которая ставила своей целью защиту интересов казачества. Ожидалось, что партия в течение нескольких месяцев зарегистрирует свои региональные отделения, чтобы уже в сентябре 2013 года принять участие в выборах.
Программа партии основана на традиционных ценностях казачества: патриотизме, защите интересов государства и нравственных устоев общества, заявлял тогда председатель КаПРФ, вице-губернатор Ростовской области Сергей Бондарев.
В 2020 году президентом была утверждена Стратегия развития госполитики РФ в отношении российского казачества на 2021–2030 годы, содержащая отчет об итогах предшествующей стратегии. Согласно документу реализация стратегии на период до 2020 года способствовала укреплению ориентированного на государственные интересы курса развития российского казачества.
Среди других достигнутых результатов обозначены: совершенствование организации государственной и иной службы российского казачества, в том числе в части, касающейся привлечения членов казачьих обществ к участию в военно-патриотическом воспитании призывников, налаживание совместной работы и организационного взаимодействия с казачьими обществами в рамках деятельности совета при президенте Российской Федерации по делам казачества, учреждение Всероссийского казачьего общества, объединившего казачьи общества, входящие в государственный реестр.
Также были реализованы меры поддержки экономического развития российского казачества, в том числе социально ориентированных инициатив казачьих обществ путем предоставления им субсидий и грантов, созданы и функционируют казачьи молодежные организации, кадетские корпуса, фольклорные коллективы, центры казачьей культуры.
Кроме того, для всех войсковых казачьих обществ были введены новые геральдические знаки, образцы формы одежды и знаков различия по чинам, разработана и утверждена символика Всероссийского казачьего общества и создана система государственной поддержки развития международного сотрудничества российского казачества.