Федеральный закон от 5 декабря 2005 года №154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" - Российское казачество, 26.12.2022

Федеральный закон от 5 декабря 2005 года №154-ФЗ "О государственной службе российского казачества"

© РИА Новости / Антон ДенисовПапка с документами
Папка с документами - РИА Новости, 1920, 24.11.2022
Федеральный закон от 05.12.2005 г. №154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" – основополагающий документ для отечественных казачьих обществ, внесенных в государственный реестр. В нем закрепляются основные принципы и условия привлечения казаков к государственной гражданской, военной и правоохранительной службе (ст.4, ст.5), порядок ведения реестра казачьих обществ (ст.6) и финансирования госслужбы (ст.8).
Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ.docx

Основные положения

Реестр казачьих обществ
В документе уточняется, что закон распространяется на казачьи общества, внесенные в государственный реестр Российской Федерации. При этом под казачьими обществами понимается форма самоорганизации российских граждан, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры казачества в соответствии с федеральным законодательством (ст.2, п.3).
Такие объединения, согласно документу, должны быть внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
"Внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские), войсковые казачьи общества и всероссийское казачье общество, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы", – уточняется в законе (ст.6, п.1; в редакции Федерального закона от 30.12.2020 №529-ФЗ).
Принятые обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Ведением реестра должны заниматься федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в этой области, и их территориальные органы (ст.6, п.2; в редакции Федерального закона от 30.12.2020 №529-ФЗ).
Государственная служба
Согласно закону российские казаки на правовой основе могут принимать участие в гражданской, военной и федеральной госслужбе, связанной с правоохранительной деятельностью (ст.5, п.1, п.2, п.3).
Для прохождения военной службы казаки направляются, как правило, в соединения и воинские части, которым присвоены традиционные казачьи наименования, войска национальной гвардии и пограничные органы (ст.5, п.2; в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №227-ФЗ).
В рамках гражданской и правоохранительной деятельности казаки могут:
– оказывать содействие госорганам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организовывать военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе (ст.5, п.4.1);
– принимать участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях (ст.5, п.4.2);
– принимать участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите государственной границы РФ, борьбе с терроризмом (ст.5, п.4.3; в редакции Федерального закона от 31.05.2011 №101-ФЗ);
– осуществлять иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных (ст.5, п.4.4; в редакции Федерального закона от 31.05.2011 №101-ФЗ).
Порядок поступления казаков на государственную или иную службу, а также форму одежды, знаки различия, чины и форму удостоверения члена казачьего общества, не состоящего на военной службе, определяется президентом России (ст.7).
В 2014 году в закон была внесена поправка (ст.4, п. 3; в редакции Федерального закона от 24.11.2014 №363-ФЗ), согласно которой реестровым казакам, принявшим на себя обязательства по несению государственной или иной службы, нельзя становиться членами политических партий и других общественных объединений с политической повесткой, а также принимать участие в их деятельности.
Согласно документу член казачьего общества, осужденный за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, может быть лишен своего специального звания по приговору суда (ст.7, часть введена – Федеральный закон от 31.05.2011 №101-ФЗ).
Назначение атаманов
Большой блок в законе посвящен порядку назначения атаманов казачьих обществ:
– атаман хуторского, станичного, городского, районного (юртового) или окружного (отдельского) казачьего общества избирается высшим органом управления казачьего общества на пять лет. При этом порядок утверждения атаманов данных обществ, создаваемых или действующих в пределах территории, на которой уже осуществляет свою деятельность иное казачье общество, определяется органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами, уполномоченным российским правительством (ст.5, п.10; часть введена – Федеральный закон от 03.12.2008 №245-ФЗ; в редакции Федерального закона от 02.08.2019 №281-ФЗ).
– атаман войскового казачьего общества избирается высшим органом управления казачьего общества на пять лет и утверждается президентом РФ по представлению уполномоченного российским правительством федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами (ст.5, п.10; часть введена – Федеральный закон от 02.08.2019 №281-ФЗ).
– атаман всероссийского казачьего общества назначается и освобождается от должности президентом РФ по представлению уполномоченного российским правительством федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами (ст.5, п.10; часть введена – Федеральный закон от 02.08.2019 №281-ФЗ).
Финансирование
Финансирование государственной службы казачества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Порядок выделения средств устанавливается Правительством России, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований (ст.8, п.1 и п.2).

Мнения

Процесс принятия закона широко освещался и обсуждался в СМИ и в общественном поле того времени. Например, еще до утверждения документа Государственной Думой РФ, против нового закона резко выступили представители уральского казачества.
"Этот законопроект ущемляет традиционный образ жизни казаков. Нас рассматривают в нем просто как еще одно подразделение ОМОНа. И ни слова не сказано о наших станицах, о статусе наших жен и детей", – заявил атаман Западного округа Оренбургского казачьего войска в Свердловской области Михаил Шиканов.
После того как документ был принят Госдумой, возникло много разных мнений относительно нового законопроекта.
Например, начальник главного управления по Уральско-Приволжскому округу Союза казаков генерал-майор Олег Иванов назвал его долгожданным для российских казаков.
"Сегодня на фоне нехватки молодых людей, желающих служить в вооруженных силах, отсутствия патриотизма российское казачество начинает выходить на передовые позиции, служить Отечеству независимо от его внутриполитического устройства. <…> Безусловно, нынешний законопроект "О государственной службе российского казачества" необходим для того, чтобы влить свежую струю в возрождение как духовных традиций, так и патриотизма в стране", – отметил он.
При этом, по словам Иванова, в документе существует и ряд существенных недочетов – например, в тексте отсутствует четко прописанное определение российского казачества в целом: "Казаки ведь готовы служить Отечеству и без этого закона. Вопрос в самом широком смысле – кто такие, собственно, казаки? Закон этого не прописывает. А ведь казаки – это народ, народность и сословие. Напомню, раньше принимался закон о репрессированных народах, туда и входило казачество".
Также генерал-майор раскритиковал введение единой символики для казаков на государственной службе: "Но это не совсем отвечает духу казачества, я думаю, может даже оттолкнуть общественные объединения, потому что они не захотят отказаться от традиции ношения формы дедов, их полковых знамен, которые были выданы Российской империей и Церковью в те далекие времена, и прочее. То есть прошлое столкнется с настоящим".
Негативно новый документ восприняли и в казачьей среде: председатель президиума съезда донских казаков Валерий Олейников заявил, что закон утверждает "работу казаком", называя таковым каждого члена некого казачьего объединения. Тогда как донцы, кубанцы и терцы добивались официального признания их этнической общности.
"Этим законом и не на пользу России могут воспользоваться люди, этнически не являющиеся казаками. Они могут создавать формирования, подчиненные каким-то силам, но называемые казачьими. А мы, казаки, об этом ничего и знать не будем, и еще неизвестно, что из этого получится", – сказал он.
Параллельно прозвучали и положительные оценки законопроекта. Одну из них озвучил Михаил Шолохов – сын известного писателя, автора "Тихого Дона", первый атаман Области войска Донского.
По его словам, принятие закона положительно скажется на деятельности реестровых казаков, позволит законодательно закрепить те формы работы, которыми они занимаются. Шолохов также выразил надежду, что данный закон – не окончательный, будет совершенствоваться и сослужит для казачества хорошую службу.
Несмотря на противоречия, возникшие во время рассмотрения закона в нижней палате российского парламента, в Совете Федерации документ восприняли в более позитивном ключе. В ходе обсуждения сенаторы высказались в поддержку деятельности казачьих сообществ, которые не одно столетие состояли на службе у государства и обеспечивали общественный порядок в ряде регионов России. Более того, член СФ РФ Валерий Федоров назвал его восстановлением исторической справедливости.
Другие участники дискуссии также подчеркивали, что принятие закона – это поддержка российского казачества, которая необходима для укрепления государственности, обеспечения безопасности и правопорядка. В итоге 23 ноября 2005 года документ был одобрен большинством голосов.
А уже 5 декабря закон подписал президент России Владимир Путин, после чего он вступил в силу. Это послужило толчком к новому витку обсуждений в прессе, впрочем, в основном в позитивном ключе.
Например, атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий назвал факт подписания главой государства федерального закона "О государственной службе российского казачества" божьим промыслом.
По его словам, более десяти лет донское казачество добивалось принятия этого важного для него закона, который призван восстановить историческую справедливость.
"Самая главная ценность этого закона в том, что государство признало, что в России существует такое сообщество, как казачество, и то, что действия казачьих войск на территории Российской Федерации необходимо узаконить. То есть закон, подписанный президентом, узаконивает ту нашу деятельность, которую мы проводили все эти годы на территории субъектов Российской Федерации", – подчеркнул Водолацкий.
Заместитель начальника штаба Терского казачьего войска Александр Фалько в свою очередь отметил необходимость ведения государственного реестра российского казачества: "Лишь находясь в государственном реестре, можно считать себя настоящим казаком на службе Отчизны".
В основном о принятом законе говорили в контексте восстановления исторической справедливости и официального закрепления прав казаков, утраченных после революции 1917 года. Такого мнения придерживался и Геннадий Трошев – советник президента, курировавший вопросы казачества.
"[Закон] фактически знаменует собой возвращение казаков на госслужбу. Раньше чиновники, которые в казачестве не видят ту силу, которую видит президент, сторонились казаков, не желали иметь с ними никаких дел. Теперь все права и обязанности казаков законодательно закреплены", – подчеркнул он.
Принятый документ также позитивно оценили представители военных и специальных служб, которые уже ранее работали бок о бок с российским казачеством.
"Мы считаем, что существовавшая система по организации взаимодействия с обществами и реестровыми казаками не могла полностью выстроить цепочку от призыва мальчиков-казачат и до службы их в пограничных войсках. Но у нас все-таки накоплен определенный опыт взаимодействия с реестровыми казаками, на его базе и с помощью нового закона можно выстраивать хорошую работу", – заявил начальник пресс-службы регионального пограничного управления ФСБ РФ по Южному федеральному округу подполковник Сергей Леванцев.
"Привлечение в ряды пограничников местных жителей-казаков – это просто прекрасно. Они знают местность, умеют ориентироваться, уже обучены дисциплине. Прекрасные солдаты. Когда мы начнем закупать продовольствие, то это будет выгодно и нам – не везти через всю страну картошку, и им – продать сейчас сельхозпродукцию по разумной цене очень сложно. Про строительные тендеры я уже не говорю. Они будут строить заставы, дома для пограничников, учитывая и рельеф местности, и климат, мы уйдем от типовых застав, и строить они будут не как временщики, а на века", – добавил он.
По словам Леванцева, ранее казаки уже оказывали неоценимую помощь в обучении пограничников в работе с лошадьми.
"У нас уже несколько выпусков было на одном из учебных центров кавалерийских застав, там казаки обучали курсантов, как правильно подковать лошадь, как за ней ухаживать, да и просто с какого бока к ней подойти. Сейчас мы используем лошадей в службе в небольших масштабах, но в ближайшее время число кавалерийских пограничных нарядов будет сильно увеличено, так как в горах без лошади просто нельзя. И здесь казаки неоценимы!" – подчеркнул он.