По заветам вековых традиций: современное казачество и православие
© РИА Новости / Георгий ЗимаревВерующие на богослужении
© РИА Новости / Георгий Зимарев
Нынешние казаки сохраняют тесную историческую связь с православием. Вера всегда помогала казакам в ратных походах. Вот и сейчас, во время СВО, вместе с бойцами находятся духовники, а также сооружаются специальные походные храмы.
Вообще, походные ратные храмы – это многовековая традиция, актуальная и по сей день.
"Сегодня при проведении различных фестивалей, которые проходят в том числе и в Москве, сохраняется эта традиция. Почти всегда строится походная палатка-храм или какой-то обыденный (то есть построенный за один день ("об един день")) быстровозводимый храм. В знак уважения к той традиции, которая была заложена нашими предками-казаками", – рассказал иерей Тимофей Чайкин, ответственный секретарь синодального комитета по взаимодействию с казачеством.
© Фото предоставлено Федеральным агентством по делам молодежиВерующие во время Божественной литургии
Верующие во время Божественной литургии
© Фото предоставлено Федеральным агентством по делам молодежи
Так же, как и столетия назад, присяга казака проходит на Евангелии. А перед этим в обязательном порядке они приступают к Таинствам исповеди и причастия.
"Без этого не совершается верстание казака, не принимается присяга. Поэтому каждый человек, который принимает на себя обязанности казака, заранее прекрасно понимает, что это не игрушки и ему нужно быть прежде всего православным человеком",
Центр православного казачества
Нынешним центром всего православного российского казачества считается Донской монастырь в Москве. Именно там находится особо почитаемая Донская икона Пресвятой Богородицы. По приданию, донские казаки поднесли этот образ Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой.
В казачьем православном сообществе есть несколько особо почитаемых святых и иконописных образов. Один из таких – образ Покрова Пресвятой Богородицы. Это связано с событием Азовского сидения – обороны Азова донскими казаками от турецкой армии в 1637–1642 годах. Тогда огромная турецкая армия высадилась на берег Дона. Турки были уверены, что война будет быстрой и победоносной. Казаки же уповали на помощь небесных сил.
После очередной атаки, которая длилась четырнадцать дней, казаки, чувствуя, что силы иссякают, воззвали к Богу и Пресвятой Богородице. В ответ на это было явление Божией Матери, стоящей на воздухе посреди Азова. Это ободрило дух казаков, вселило в них невиданные силы и уверенность в победе. Вскоре казаки смогли отбить атаку, а через некоторое время обратили в бегство превосходящее по численности турецкое войско.
© Общественное достояниеДонская икона Божией Матери
Донская икона Божией Матери
© Общественное достояние
Также казаки особо чтут святителей – выходцев из казачьих семей святыхГермогена, патриарха Московского, и Дмитрия Ростовского.
"Конечно, казаки чтут своим небесным покровителем святого Георгия Победоносца, потому что он был воином, защитником Отечества, так же, как святые Александр Невский и архистратиг (архангел. – Прим. ред.) божий Михаил", – сказал иерей Тимофей Чайкин.
Темные времена
Как рассказал иерей Тимофей Чайкин, донести до наших дней традиции казачества и православия было непросто, особенно трудными стали времена СССР.
Тогда казаков репрессировали, а в начале и вовсе было официально развернуто так называемое расказачивание, когда множество казаков вместе с семьями подверглись преследованию, репрессиям, безосновательным арестам и даже убийствам.
"Приблизительно в это же самое время, можно сказать параллельно, притеснялась и наша православная церковь", – напомнил иерей Тимофей Чайкин
Именно вера помогла казачеству выстоять в трудные, темные советские времена. Несмотря на все запреты, казаки старались передавать веру и традиции в семьях.
"Необходимо обратить внимание на то, что говорит Господь наш Иисус Христос в Евангелии: "Я создам Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее". Поэтому, если казачество православное, боголюбивое, то всякий, кто относит себя к православному человеку, – это часть Святой Христовой Церкви. И по завету Господа нашего и Спасителя Церковь уничтожить невозможно",
Только в начале 90-х годов прошлого века, опять же вместе, казачество с православной церковью стали восставать из пепла.
16 июля 1992 года было принято постановление о реабилитации казачества, отменившее все репрессивные законодательные акты, принятые в отношении казаков начиная с 1918 года.
С 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начал отмечаться День православного казачества. Этот праздник проходит первого сентября вместе с днем памяти Донской иконы Божией Матери.
© РИА Новости / Валерий ШустовДонской мужской монастырь. Большой собор Донской иконы Божией Матери. Основан в 1684-1698 годы
Донской мужской монастырь. Большой собор Донской иконы Божией Матери. Основан в 1684-1698 годы
© РИА Новости / Валерий Шустов
Для того чтобы связь казаков с православием не ослабевала и их вера укреплялась, сегодня в каждом казачьем округе назначен духовник, то есть священнослужитель, который духовно окормляет то или иное казачье общество.
"Тесная связь казаков с православием сохраняется, и мы надеемся, что это так и будет в перспективе. Казаки всегда будут оставаться православными верующими христианами", – сказал ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.