https://kazachestvo.ru/20221227/125224.html
Посажение на коня
Посажение на коня - Российское казачество, 27.12.2022
Посажение на коня
Конь играл важнейшую роль в жизни казаков – незаменимый спутник в бою и помощник в хозяйстве. Неудивительно, что он выступал главным элементом в становлении... Российское казачество, 27.12.2022
2022-12-27T12:37
2022-12-27T12:37
2022-12-27T13:44
энциклопедия российского казачества
обычаи
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
/img/07e6/0c/1a/119004_0:226:2000:1351_1920x0_80_0_0_b7e557ae4e46a05cbdd64344c77a2575.jpg
Конь играл важнейшую роль в жизни казаков – незаменимый спутник в бою и помощник в хозяйстве. Неудивительно, что он выступал главным элементом в становлении казака как воина: от мастерства наездничества зависел воинский статус и боевые качества казаков. Поэтому обряд посажения на коня становится важнейшим элементом инициации казачат."Инициация в культуре ранних периодов различных народов и племен – это фиксация того, что мальчик или девочка переходят из одного возраста в другой, из одного статуса в другой", – рассказывает Наталья Кравченко, к.и.н., старший преподаватель кафедры отечественной истории ХХ–ХХI веков Института истории и международных отношений ЮФУ.Ритуал посажения на коня обычно проводился в промежутке от полутора до трех-четырех лет, как правило, после отлучения от груди. Мальчика сажали на лошадь и провозили по улице или вокруг церкви. При этом важно было, как ребенок себя поведет: схватится за коня, заплачет или начнет падать.Обряд проводили, как правило, мужчины, это подчеркивало, что мальчик становился членом мужского сообщества: либо крестный, либо отец, дедушка, дядя, либо односум (товарищ отца по службе), рассказывает Наталья Кравченко.Два обрядаПубликация наиболее ранних сведений о посажении на коня у донских казаков относится к первой четверти XIX века: "Когда же, по истечении сорока дней, мать, взяв в церкви очистительную молитву, возвращалась с ребенком домой, отец надевал на него какую-нибудь саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок и, возвращая сына матери, поздравлял ее с казаком", – приводится цитата историка В.Сухорокува в главе "Посажение на коня в обрядности детского цикла донских казаков" одной из монографий Татьяны Власкиной.Автор считает, что это описание характерно для донских казаков XVII–XVIII веков, но при этом не привязано к какой-то определенной территории, поэтому предположительно применимо для всего донского казачества в ранний период его истории.Но нужно различать два обряда – посажение и пострижение, несмотря на то что у казаков они проводятся практически всегда одновременно, подчеркивает Наталья Кравченко.При этом пострижения у тюркских народов не было, а для русских князей этот обряд в древних источниках упоминается как важное событие."В княжеской среде 2–3-летний возраст был отмечен обычаем пострига. О княжеских постригах неоднократно упоминается в летописи. Сообщением об этом обряде открывается, например, летописная статья 1194 года. <…> Иногда обряд пострига мог совпадать с другим не менее важным обрядом – посажением на коня. Можно предположить, что обычай посажения на коня мог быть распространен не только в роду Рюриковичей, но и во всей военно-дружинной среде", – пишет в своей статье "Быт и нравы Древней Руси" Вадим Долгов.Корни традицииТак от кого же казаки унаследовали эту традицию – от тюркских народов, близких традицией наездничества, или от княжеско-военного сообщества?"Этот вопрос требует исследования, но вероятно, что эта традиция пришла с обеих сторон, а казаки смогли ее сохранить, так как для них воинская культура играла ведущую роль в образе жизни, а в русской культуре воинская составляющая к эпохе Нового времени постепенно отходила на второй план", – считает Наталья Кравченко.Кстати, обряд посажения встречался и у запорожских казаков, отмечает она. Оренбургские казаки также проводили похожий обряд. А, например, у кубанцев – войска, созданного в XIX веке, – такого практически не наблюдалось.В советский период многие традиции были преданы забвению. Но с возрождением казачества был воскрешен и этот обряд."Он в большей степени потерял истинное, ритуальное значение, так как конь ушел из повседневной и воинской жизни казаков, сегодня это дань традициям", – говорит Наталья Кравченко.
Российское казачество
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Российское казачество
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
/img/07e6/0c/1a/119004_9:0:1862:1390_1920x0_80_0_0_9952dddef452c14543e8ac1bdba1ce0f.jpgРоссийское казачество
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Российское казачество
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
обычаи
Конь играл важнейшую роль в жизни казаков – незаменимый спутник в бою и помощник в хозяйстве. Неудивительно, что он выступал главным элементом в становлении казака как воина: от мастерства наездничества зависел воинский статус и боевые качества казаков. Поэтому обряд посажения на коня становится важнейшим элементом инициации казачат.
"Инициация в культуре ранних периодов различных народов и племен – это фиксация того, что мальчик или девочка переходят из одного возраста в другой, из одного статуса в другой", – рассказывает Наталья Кравченко, к.и.н., старший преподаватель кафедры отечественной истории ХХ–ХХI веков Института истории и международных отношений ЮФУ.
Ритуал посажения на коня обычно проводился в промежутке от полутора до трех-четырех лет, как правило, после отлучения от груди. Мальчика сажали на лошадь и провозили по улице или вокруг церкви. При этом важно было, как ребенок себя поведет: схватится за коня, заплачет или начнет падать.
Обряд проводили, как правило, мужчины, это подчеркивало, что мальчик становился членом мужского сообщества: либо крестный, либо отец, дедушка, дядя, либо односум (товарищ отца по службе), рассказывает Наталья Кравченко.
Два обряда
Публикация наиболее ранних сведений о посажении на коня у донских казаков относится к первой четверти XIX века: "Когда же, по истечении сорока дней, мать, взяв в церкви очистительную молитву, возвращалась с ребенком домой, отец надевал на него какую-нибудь саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок и, возвращая сына матери, поздравлял ее с казаком", – приводится цитата историка В.Сухорокува в главе "Посажение на коня в обрядности детского цикла донских казаков" одной из монографий Татьяны Власкиной.
Автор считает, что это описание характерно для донских казаков XVII–XVIII веков, но при этом не привязано к какой-то определенной территории, поэтому предположительно применимо для всего донского казачества в ранний период его истории.
Но нужно различать два обряда – посажение и пострижение, несмотря на то что у казаков они проводятся практически всегда одновременно, подчеркивает Наталья Кравченко.
"Пострижение и посажение как единый обряд фиксировался у славянских народов. И это больше характерно именно для казаков. А сугубо посажение на коня – обряд инициации как формы перехода из статуса мальчика в статус мужчины-воина – было характерно для тюрских народов".
При этом пострижения у тюркских народов не было, а для русских князей этот обряд в древних источниках упоминается как важное событие.
"В княжеской среде 2–3-летний возраст был отмечен обычаем пострига. О княжеских постригах неоднократно упоминается в летописи. Сообщением об этом обряде открывается, например, летописная статья 1194 года. <…> Иногда обряд пострига мог совпадать с другим не менее важным обрядом – посажением на коня. Можно предположить, что обычай посажения на коня мог быть распространен не только в роду Рюриковичей, но и во всей военно-дружинной среде", – пишет в своей статье "Быт и нравы Древней Руси" Вадим Долгов.
Корни традиции
Так от кого же казаки унаследовали эту традицию – от тюркских народов, близких традицией наездничества, или от княжеско-военного сообщества?
"Этот вопрос требует исследования, но вероятно, что эта традиция пришла с обеих сторон, а казаки смогли ее сохранить, так как для них воинская культура играла ведущую роль в образе жизни, а в русской культуре воинская составляющая к эпохе Нового времени постепенно отходила на второй план", – считает Наталья Кравченко.
Кстати, обряд посажения встречался и у запорожских казаков, отмечает она. Оренбургские казаки также проводили похожий обряд. А, например, у кубанцев – войска, созданного в XIX веке, – такого практически не наблюдалось.
В советский период многие традиции были преданы забвению. Но с возрождением казачества был воскрешен и этот обряд.
"Он в большей степени потерял истинное, ритуальное значение, так как конь ушел из повседневной и воинской жизни казаков, сегодня это дань традициям", – говорит Наталья Кравченко.