https://kazachestvo.ru/20230126/174204.html
Окно в прошлое – в Калмыкии откроется музей казачества
Окно в прошлое – в Калмыкии откроется музей казачества
Узнать историю калмыцкого казачества, увидеть быт казаков-кочевников уже совсем скоро можно будет в этнокомплексе "Церен" в пригороде Элисты. Именно там... Российское казачество, 27.01.2023
2023-01-26T13:07
2023-01-26T13:07
2023-01-27T13:04
лента новостей
республика калмыкия
резонансные темы
/img/07e7/01/1a/174077_0:0:2000:1126_1920x0_80_0_0_3bc4ea216d2e59d66344283f7244b1bf.jpg
Узнать историю калмыцкого казачества, увидеть быт казаков-кочевников уже совсем скоро можно будет в этнокомплексе "Церен" в пригороде Элисты. Именно там готовится принять гостей музей под открытым небом "История калмыцкого казачества".В юртах городка можно увидеть быт предков, окунуться в местную культуру, а также посетить музей калмыцкого казачества."У нас уже есть музей кочевых народов, и родилась идея создать отдельный музей калмыцкой казачьей культуры. Исторически так сложилось, что калмыки всегда были вместе с казаками, а частично сами были казаками", – рассказывает кандидат филологических наук, главный редактор газеты "Калмыцкая правда", пиар-менеджер проекта Евгений Бембеев.Прошлое – память будущегоВ 1609 году калмыки, перекочевав из Центральной Азии, добровольно стали российскими подданными и образовали в нижнем Поволжье Калмыцкое ханство. С момента прихода между калмыками и казаками начинается тесное взаимодействие и сотрудничество: вместе воевали, вместе охраняли южные границы Российского государства. Поэтому некоторая часть калмыков-кочевников переходила в казачество, отмечает Евгений Бембеев. Так появись чугуевские калмыки-казаки, Николаевский калмыцкий казачий полк, доломановские калмыки-казаки и другие. Свою роль сыграла в этом близость культур, например воинственность и особая роль лошадей в жизни кочевого народа, что было свойственно и казачьей культуре.Или, например, около 5 тыс. калмыков приняло участие в Отечественной войне 1812 года, в том числе и в составе войск атамана Матвея Платова, потому что к тому времени многие уже были в Донском казачьем войске, добавляет он.Доктор исторических наук Уташ Очиров отмечает, что для Донского войска важно было, чтобы службу нес подготовленный к ней человек."Казачья служба была очень тяжелой, чтобы выносить ее тяготы, нужен был очень тренированный и подготовленный человек. Калмыки-кочевники были идеальным вариантом, поэтому их с большим удовольствием принимали на казачью службу", – говорит историк.Наследие калмыков-воиновКалмыки оказали существенное влияние на эволюцию вооружения и тактики ведения боя донских, яицких (уральских), оренбургских и сибирских казаков, а также их тюркских соседей, рассказывает доктор исторических наук Леонид Бобров."Когда заходит речь о военном искусстве донских казаков, в первую очередь вспоминается знаменитая “дончиха” – казачья пика, без которой невозможно себе представить облик донского казака времен походов Александра Васильевича Суворова и наполеоновских войн. Да и Григория Мелехова из “Тихого Дона” сложно представить без его знаменитой пики", – отмечает он.Однако, по словам историка, пика далеко не всегда была основным оружием донских казаков.От огнестрела до пикиВ XVI – первой трети XVII века русские казаки предпочитали сражаться в пеших порядках с применением ручного огнестрельного оружия. Даже в тех случаях, когда они в походе передвигались на конях, непосредственно перед боем они обычно спешивались и вели стрельбу из ружей. Ситуация принципиальным образом изменилась с приходом в регион калмыков. Дело в том, что ойратские полководцы второй половины XVI– начала XVII века фактически создали новую разновидность легкой конницы. Вплоть до эпохи позднего Средневековья ударные копья и пики в Центральной Азии использовали преимущественно конные панцирники, в то время как легкие бездоспешные всадники применяли в основном луки и стрелы и, как правило, не участвовали в ближнем рукопашном бою. Ойратские тайши додумались до очень простого, но исключительно эффективного решения: они стали массово оснащать копьями и пиками своих конных лучников. Такие воины могли вести дистанционный бой, поражая противника стрелами, а затем стремительно атаковать его с копьями в руках. Чтобы пики не мешали во время стрельбы, их вертикально подвешивали за плечом с помощью двух кожаных петель. Эта легкая копейная и лучная конница блестяще показала себя в ходе начального периода Малого монгольского (ойратского) нашествия XVII века. Это побудило соседей ойратов массово перевооружать своих воинов длиннодревковым оружием. Первыми ойратское ноу-хау переняли казахи и жители южных районов Сибири. В 60-е годы XVII века массовое оснащение войск пиками по калмыцкому образцу начали крымские татары, а вскоре их примеру последовали и польско-литовские татары-липки.Новое оружие – новая тактикаВ середине XVII века искусству конного копейного боя стали активно обучаться и донские казаки. В 1647 году на Дон из Москвы были присланы 3 тыс. "рогатин", то есть копий с широким листовидным пером.Распространение длиннодревкового оружия среди донских казаков приводит к изменению традиционных принципов ведения боя. Сохранив способность сражаться в пеших порядках с огнестрельным оружием, казаки обучаются и искусству массированной кавалерийской атаки с длинными копьями и пиками в руках. Так зарождается знаменитая казачья лава, прославившая донцов в XVIII–XIX веках. Эта разновидность боевого построения, по всей видимости, также была заимствована донскими казаками у калмыцких побратимов, говорит Леонид Бобров."Не будет большим преувеличением сказать, что именно с приходом ойратов начинается новый этап развития оружейного комплекса и тактики донских казаков", – заключает доктор исторических наук.Быт и вераВера и образ жизни у донских и калмыцких казаков были разные. В большинстве своем донские казаки были оседлыми, занимались землепашеством, а донские калмыки – скотоводством. И хотя их старались, как и всех остальных казаков, приучить к землепашеству, вплоть до революции 1917 года скотоводство у калмыков преобладало, рассказывает Уташ Очиров.Что касается веры, то в подавляющем большинстве калмыки оставались буддистами, подчеркивает доктор исторических наук.По его словам, в таких войсках калмыков действительно принуждали принять православие, но большинство втайне исповедовало буддизм.Когда в годы первой русской революции вышел царский манифест о свободе совести, большинство оренбургских калмыков-казаков, которые почти полтора века считались христианами, сразу объявили себя буддистами."Мост" в прошлое"В музее рассказывают обо всем этом. Например, мы сделали информационные стенды, на которых показано, в каких казачьих войсках и в каком году были образованы калмыцкие подразделения. Отдельный баннер посвящен кавалерам Георгиевских крестов. Этой награды было удостоено много калмыков, некоторые из них стали полными кавалерами. Они были реестровыми казаками, поэтому принимали активное участие во всех сражениях в составе казачьих войск, в том числе в Русско-японской войне (1904–1905), Первой мировой войне", – говорит Бембеев.Организаторам проекта приходится восстанавливать казачий быт практически по наитию, так как не сохранилось каких-либо документов или эскизов."Ездили в Ростовскую область, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, посмотрели казачьи курени и приобрели некоторые вещи. У нас, конечно, своя, калмыцкая специфика (например, калмыцкие казаки проживали в юртах), но много было схожего: те же сундуки, предметы быта, прялки, маслобойки были и там, и у нас. Какие-то предметы быта помогли сделать наши ремесленники", – рассказывает Евгений Бембеев.Помощь музею неожиданно приходит и от гостей. Например, посетившие комплекс волгоградские казаки пообещали изготовить для экспозиции плетень – ограду из виноградной лозы.Будни музеяПосетители смогут не только увидеть элементы быта калмыцких казаков, но и принять участие в мастер-классах, покататься на конях и верблюдах – тоже верных спутниках калмыцких казаков. Именно на них калмыки заходили в Париж, рассказывает Бембеев."На мой взгляд, такие музеи крайне необходимы, поскольку это наша история – мы должны ее помнить, мы должны ее знать. Если люди забудут свои корни, культуру, язык, то народ со временем исчезнет", – считает Уташ Очиров.Проект создан общественной организацией "Спортивный туристический клуб “Ойрат”" и получил грантовую поддержку министерства спорта и молодежной политики Республики Калмыкия.
https://kazachestvo.ru/20221227/129787.html
республика калмыкия
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
2023
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
/img/07e7/01/1a/174077_223:0:2000:1333_1920x0_80_0_0_c5e1b0531ff9e1b3058a0c389bfac569.jpgРоссийское казачество
info@kazachestvo.ru
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
лента новостей, республика калмыкия, резонансные темы
Узнать историю калмыцкого казачества, увидеть быт казаков-кочевников уже совсем скоро можно будет в этнокомплексе "Церен" в пригороде Элисты. Именно там готовится принять гостей музей под открытым небом "История калмыцкого казачества".
В юртах городка можно увидеть быт предков, окунуться в местную культуру, а также посетить музей калмыцкого казачества.
"У нас уже есть музей кочевых народов, и родилась идея создать отдельный музей калмыцкой казачьей культуры. Исторически так сложилось, что калмыки всегда были вместе с казаками, а частично сами были казаками", – рассказывает кандидат филологических наук, главный редактор газеты "Калмыцкая правда", пиар-менеджер проекта Евгений Бембеев.
Прошлое – память будущего
В 1609 году калмыки, перекочевав из Центральной Азии, добровольно стали российскими подданными и образовали в нижнем Поволжье Калмыцкое ханство. С момента прихода между калмыками и казаками начинается тесное взаимодействие и сотрудничество: вместе воевали, вместе охраняли южные границы Российского государства. Поэтому некоторая часть калмыков-кочевников переходила в казачество, отмечает Евгений Бембеев. Так появись чугуевские калмыки-казаки, Николаевский калмыцкий казачий полк, доломановские калмыки-казаки и другие. Свою роль сыграла в этом близость культур, например воинственность и особая роль лошадей в жизни кочевого народа, что было свойственно и казачьей культуре.
"Калмыки – воинственный народ, и казаки поняли, что вместе с калмыками можно идти на любую войну. Когда шли войной на туретчину, просили русского царя дать калмыков, объясняя тем, что калмыки – это наши крылья в бою и страх и трепет для врага"
– подчеркивает Евгений Бембеев
Или, например, около 5 тыс. калмыков приняло участие в Отечественной войне 1812 года, в том числе и в составе войск атамана Матвея Платова, потому что к тому времени многие уже были в Донском казачьем войске, добавляет он.
Доктор исторических наук Уташ Очиров отмечает, что для Донского войска важно было, чтобы службу нес подготовленный к ней человек.
"Казачья служба была очень тяжелой, чтобы выносить ее тяготы, нужен был очень тренированный и подготовленный человек. Калмыки-кочевники были идеальным вариантом, поэтому их с большим удовольствием принимали на казачью службу", – говорит историк.
Наследие калмыков-воинов
Калмыки оказали существенное влияние на эволюцию вооружения и тактики ведения боя донских, яицких (уральских), оренбургских и сибирских казаков, а также их тюркских соседей, рассказывает доктор исторических наук Леонид Бобров.
"Когда заходит речь о военном искусстве донских казаков, в первую очередь вспоминается знаменитая “дончиха” – казачья пика, без которой невозможно себе представить облик донского казака времен походов Александра Васильевича Суворова и наполеоновских войн. Да и Григория Мелехова из “Тихого Дона” сложно представить без его знаменитой пики", – отмечает он.
Однако, по словам историка, пика далеко не всегда была основным оружием донских казаков.
От огнестрела до пики
В XVI – первой трети XVII века русские казаки предпочитали сражаться в пеших порядках с применением ручного огнестрельного оружия. Даже в тех случаях, когда они в походе передвигались на конях, непосредственно перед боем они обычно спешивались и вели стрельбу из ружей. Ситуация принципиальным образом изменилась с приходом в регион калмыков. Дело в том, что ойратские полководцы второй половины XVI– начала XVII века фактически создали новую разновидность легкой конницы.
Вплоть до эпохи позднего Средневековья ударные копья и пики в Центральной Азии использовали преимущественно конные панцирники, в то время как легкие бездоспешные всадники применяли в основном луки и стрелы и, как правило, не участвовали в ближнем рукопашном бою. Ойратские тайши додумались до очень простого, но исключительно эффективного решения: они стали массово оснащать копьями и пиками своих конных лучников. Такие воины могли вести дистанционный бой, поражая противника стрелами, а затем стремительно атаковать его с копьями в руках. Чтобы пики не мешали во время стрельбы, их вертикально подвешивали за плечом с помощью двух кожаных петель.
Эта легкая копейная и лучная конница блестяще показала себя в ходе начального периода Малого монгольского (ойратского) нашествия XVII века. Это побудило соседей ойратов массово перевооружать своих воинов длиннодревковым оружием. Первыми ойратское ноу-хау переняли казахи и жители южных районов Сибири. В 60-е годы XVII века массовое оснащение войск пиками по калмыцкому образцу начали крымские татары, а вскоре их примеру последовали и польско-литовские татары-липки.
Новое оружие – новая тактика
В середине XVII века искусству конного копейного боя стали активно обучаться и донские казаки. В 1647 году на Дон из Москвы были присланы 3 тыс. "рогатин", то есть копий с широким листовидным пером.
"Это неудивительно, потому что с середины XVII века калмыки очень тесно взаимодействуют с жителями Дона – они вместе совершают набеги на ногаев и крымских татар, сражаются бок о бок в Русско-польской войне"
Распространение длиннодревкового оружия среди донских казаков приводит к изменению традиционных принципов ведения боя. Сохранив способность сражаться в пеших порядках с огнестрельным оружием, казаки обучаются и искусству массированной кавалерийской атаки с длинными копьями и пиками в руках. Так зарождается знаменитая казачья лава, прославившая донцов в XVIII–XIX веках. Эта разновидность боевого построения, по всей видимости, также была заимствована донскими казаками у калмыцких побратимов, говорит Леонид Бобров.
"Не будет большим преувеличением сказать, что именно с приходом ойратов начинается новый этап развития оружейного комплекса и тактики донских казаков", – заключает доктор исторических наук.
Быт и вера
Вера и образ жизни у донских и калмыцких казаков были разные. В большинстве своем донские казаки были оседлыми, занимались землепашеством, а донские калмыки – скотоводством. И хотя их старались, как и всех остальных казаков, приучить к землепашеству, вплоть до революции 1917 года скотоводство у калмыков преобладало, рассказывает Уташ Очиров.
Что касается веры, то в подавляющем большинстве калмыки оставались буддистами, подчеркивает доктор исторических наук.
"Казачьи войска в России делились на две группы. Первая – те, что возникали стихийно и самостоятельно, такие как Донское войско, Терское, Уральское. Как правило, калмыки, которые прибывали в состав этих войск, веры не меняли – оставались буддистами. Вторая – войска, образованные государством. Там все было очень строго регламентировано, в том числе и религиозный вопрос"
По его словам, в таких войсках калмыков действительно принуждали принять православие, но большинство втайне исповедовало буддизм.
Когда в годы первой русской революции вышел царский манифест о свободе совести, большинство оренбургских калмыков-казаков, которые почти полтора века считались христианами, сразу объявили себя буддистами.
"Мост" в прошлое
"В музее рассказывают обо всем этом. Например, мы сделали информационные стенды, на которых показано, в каких казачьих войсках и в каком году были образованы калмыцкие подразделения. Отдельный баннер посвящен кавалерам Георгиевских крестов. Этой награды было удостоено много калмыков, некоторые из них стали полными кавалерами. Они были реестровыми казаками, поэтому принимали активное участие во всех сражениях в составе казачьих войск, в том числе в Русско-японской войне (1904–1905), Первой мировой войне", – говорит Бембеев.
Организаторам проекта приходится восстанавливать казачий быт практически по наитию, так как не сохранилось каких-либо документов или эскизов.
"Ездили в Ростовскую область, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, посмотрели казачьи курени и приобрели некоторые вещи. У нас, конечно, своя, калмыцкая специфика (например, калмыцкие казаки проживали в юртах), но много было схожего: те же сундуки, предметы быта, прялки, маслобойки были и там, и у нас. Какие-то предметы быта помогли сделать наши ремесленники", – рассказывает Евгений Бембеев.
Помощь музею неожиданно приходит и от гостей. Например, посетившие комплекс волгоградские казаки пообещали изготовить для экспозиции плетень – ограду из виноградной лозы.
Будни музея
Посетители смогут не только увидеть элементы быта калмыцких казаков, но и принять участие в мастер-классах, покататься на конях и верблюдах – тоже верных спутниках калмыцких казаков. Именно на них калмыки заходили в Париж, рассказывает Бембеев.
"На мой взгляд, такие музеи крайне необходимы, поскольку это наша история – мы должны ее помнить, мы должны ее знать. Если люди забудут свои корни, культуру, язык, то народ со временем исчезнет", – считает Уташ Очиров.
Проект создан общественной организацией "Спортивный туристический клуб “Ойрат”" и получил грантовую поддержку министерства спорта и молодежной политики Республики Калмыкия.