Казачий компонент на практике: интервью ректора Первого казачьего университета
© Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)Здание Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
© Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
С возрождением казачества в России стало очевидно: необходимо воспитание новых поколений в казачьей культуре с пеленок. О том, что такое казачий компонент в образовании и как он реализуется в высшей школе, рассказал исполняющий обязанности ректора МГУТУ им. Разумовского Арсений Миронов.
– Что такое казачий компонент в образовании? На решение каких задач он направлен?
– Казачество в России всегда было одной из значимых действенных сил и решало задачи государственной важности. Чтобы казаки стали авангардом общественного развития, в России создан и реализуется казачий компонент в образовании. Это методический комплекс для основных и дополнительных программ образования, в котором большая роль отводится воспитанию на основе многовековых традиций российского казачества.
Основополагающий документ, который определяет задачи казачьего образования, – Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 годы. В ней главными целями признается содействие консолидации российского казачества, его сохранение и развитие, а также передача наследия и культуры казачества молодому поколению, привлечение казаков к несению службы и участию в решении государственных задач, воспитание высоких духовных, морально-нравственных и боевых качеств, любви к Родине.
Поэтому казачий компонент в образовании, с одной стороны, должен закладывать основы духовно-нравственных ценностей, а с другой – позволять студентам овладеть современными технологиями, чтобы компетентно подходить к решению задач, которые стоят перед современным казачеством.
Оптимальной моделью для развития соответствующих знаний, умений и навыков признана система непрерывного казачьего образования. Сегодня казачий компонент реализуется в учреждениях всех уровней – от детского сада до вуза. В основном он представлен в рамках воспитательной работы и дополнительного образования.
В высшей школе казачий компонент направлен на получение углубленных знаний по широкому кругу вопросов – от происхождения и становления казачества до современных проблем управления в казачьих обществах и государственной службы казачества в современной России.
В нашем вузе казачий компонент представлен обязательными и факультативными предметами для студентов первого и второго курсов: "Казачество на службе Отечеству", "Религиоведение", "Основы православия", "Старославянский язык", "Строевая подготовка" и "Культура казачества". В них основной акцент сделан на роль казачества в формировании духово-нравственных и патриотических основ в процессе воспитания молодежи.
В текущем учебном году их осваивают 6546 студентов МГУТУ имени К.Г.Разумовского, в том числе 2856 студентов головного вуза.
© Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)Исполняющий обязанности ректора МГУТУ им. Разумовского Арсений Миронов
Исполняющий обязанности ректора МГУТУ им. Разумовского Арсений Миронов
© Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
– Какие вузы России реализуют казачий компонент? И чем отличается казачье образование от обычных программ?
– В нашей стране такой компонент в своих образовательных программах реализуют 18 университетов, объединенных в Ассоциацию казачьих вузов России. Каждое из 12 войсковых казачьих обществ имеет свой базовый вуз, в котором казачий образовательный компонент ориентирован в основном на обучение студентов на основе региональных особенностей одного из казачьих войск.
Уникальность МГУТУ имени К.Г.Разумовского (Первого казачьего университета) в том, что это единственный вуз в России, который на федеральном уровне реализует казачий образовательный компонент. Мы готовим профессионалов для всех 12 казачьих обществ, входящих в состав Всероссийского казачьего общества, и для иных объединений казаков.
Еще одно отличие нашего вуза в том, что дисциплины казачьего компонента включены во все основные профессиональные программы высшего образования (61 программа бакалавриата). В студентах воспитываются гражданско-правовые, патриотические, духовно-нравственные и эстетические качества в процессе изучения истории, традиций и культуры казачества.
– Есть ли обязательные казачьи дисциплины для всех студентов вашего вуза независимо от программы?
– Например, в рамках освоения обязательного предмета "Казачество на службе Отечеству" наши студенты знакомятся с правовым регулированием и статусом казачества в России, казачьими обществами и основополагающими документами, регламентирующими деятельность российского казачества, различными аспектами несения государственной службы и историческим вкладом казаков в развитие России, духовной основой жизни и мировоззрения казачества, традиционными казачьими видами спорта, кухней и праздниками.
С прошлого года в учебные планы включена вторая обязательная дисциплина "Религиоведение", отдельные темы которой посвящены роли православной веры в формировании духовно-нравственных ценностей российского казачества.
– Какие направления подготовки студентов, на ваш взгляд, наиболее важны для развития казачества?
– Для развития казачьего сообщества в первую очередь необходимы специалисты, которые будут участвовать в реализации государственной политики в отношении российского казачества во благо Отечества, популяризировать культуру и традиции казачества, сохранять наследие и встраивать его в жизнь всего общества.
Первостепенная задача казачьего образования – удовлетворить запрос на подготовку высококвалифицированных кадров для органов государственной власти, которые занимаются проблемами казачества, и для органов местного самоуправления на территориях компактного проживания казаков.
Второе важное направление подготовки – учителя истории. Сегодня мы фиксируем дефицит знаний по истории казачества у многих педагогов-историков из казачьих образовательных учреждений.
Еще один актуальный вектор – подготовка журналистов, в том числе военных корреспондентов, специализирующихся на тематике, связанной с казаками. Сейчас, в ходе проведения специальной военной операции, мы видим, что важнейшие проблемы современного российского казачества – отсутствие достоверной информации о российском казачестве и искажение образа русского воина.
– С какими проблемами помогут справиться новые казачьи программы обучения?
– Например, среди казаков, воюющих за свободу русских людей, много настоящих героев, но о них мало кто знает. Напротив, у населения сформировано превратное мнение о казачестве, которое необходимо опровергнуть грамотной работой в цифровом информационном пространстве.
Пропаганда недружественных стран часто изображает казака в резко негативном ключе. Для них остается загадкой природа российского казака – настоящего патриота, духовно чистого и высоконравственного человека. Недостоверные факты о казачестве проскальзывают и в российское информационное поле. С проникновением этой идеологии борется в том числе и наша молодежная казачья кибердружина.
Учитывая это, МГУТУ имени К.Г.Разумовского первым среди российских университетов открывает сугубо казачьи профили подготовки по трем направлениям бакалавриата: "Государственная политика в отношении казачества", "Медиатехнологии и информационная политика казачества", а также "История, обществознание и этнокультура". Со следующего учебного года мы будем готовить по ним будущих атаманов, журналистов и педагогов в интересах российского казачества. Подобных профилей подготовки в высшей школе, разработанных специально для казаков, раньше не было.
© Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)Студенты Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
Студенты Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
© Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
– Возможно ли обучение казачьему образовательному компоненту студентов, которые не имеют казачьих корней? И если возможно, то зачем им такое образование, что оно может дать?
– Большинство студентов нашего головного вуза в Москве, в отличие от студентов филиалов, например в Темрюке, Вязьме, Пензе или Димитровграде, не имеют казачьих корней. Некоторые из них после лекций по истории, культуре и о ценностях казаков, вступают в наше хуторское казачье общество "Университет Разумовского". Это на практике доказывает целесообразность существования казачьего образовательного компонента.
Подчеркну, что стратегия государственной политики в отношении российского казачества предусматривает активную интеграцию казаков в решение стратегически значимых вопросов. Поэтому казачье образование призвано стать для студента надежным фундаментом для построения успешной карьеры в разных отраслях на благо страны.
Кроме того, российское казачество славится преемственностью традиций и приверженностью таким ценностям, как профессионализм, честь, взаимовыручка и верность слову. Эти качества студенты развивают в процессе получения казачьего образования.
– Есть ли какие-то привилегии для казаков при поступлении в ваш специализированный вуз?
– Правила поступления в МГУТУ имени К.Г.Разумовского не отличаются от правил поступления в любой государственный вуз России. Казачья молодежь поступает к нам на общих основаниях или по целевому набору от казачьих обществ.
С целью расширить возможности получения высшего образования для казачьей молодежи наш университет проводит Всероссийский конкурс исследовательских проектов "Казачество на службе Отечества". Его победители будут обучаться в нашем университете с 1 сентября 2023 года за счет специально учрежденного гранта по трем новым профилям подготовки.
© Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)Студенты Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
Студенты Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
© Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
– Что необходимо для участия в конкурсе?
– Нужно подготовить исследовательские работы, направленные на творческое решение следующих проблем: "Сохранение исторической правды", "Распространение знаний об уникальных формах казачьего самоуправления и уклада" и "Современный образ и восприятие казака и казачества". После этого работу нужно будет защитить очно в одном из 12 городов России: Екатеринбурге, Иркутске, Краснодаре, Красноярске, Луганске, Москве, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Симферополе, Ставрополе и Хабаровске.
В общей сложности конкурс выявит 45 победителей, которые будут бесплатно обучаться в МГУТУ имени К.Г.Разумовского и проживать в общежитии в столице.
– Как преподаватели, которые реализуют казачий образовательный компонент, совершенствуют свое профессиональное мастерство?
– Чтобы обеспечить преемственность казачьего образования, мы разработали и апробировали комплекс программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Он предназначен не только для педагогов казачьих образовательных учреждений, но и для атаманов, руководителей и специалистов на территории деятельности 12 войсковых казачьих обществ и вновь присоединенных территорий, которые стремятся развивать компетенции в области науки и образования, просвещения, культуры и молодежной политики.
Кроме того, регулярно проходят научно-практические конференции по широкой проблематике, связанной с российским казачеством: от темы его ценностных оснований до вопросов технологий приготовления блюд традиционной казачьей кухни. Благодаря этому обеспечивается передача знаний молодым специалистам в сфере казачества.
– Как вам видится перспектива развития казачьего компонента в системе образования России? Какие планы строит МГУТУ имени К.Г.Разумовского?
– Интерес к казачьему образовательному компоненту растет из года в год. Открываются новые казачьи детские сады, школы, учреждения дополнительного образования детей. Растет и количество вузов, которые желают присоединиться к Ассоциации казачьих вузов России. Одно из возможных направлений для развития казачьего образования в нашей стране – интеграция всех образовательных уровней. В качестве примера можно привести кластер непрерывного казачьего образования Москвы и Московской области, который включает в себя наш университет и 22 школы.
Реализация казачьего образовательного компонента – один из приоритетов работы нашего университета. Со следующего года мы не только открываем три новых бакалаврских профиля в интересах казачества, но и увеличиваем количество дополнительных образовательных программ и факультативных курсов казачьей направленности. Для проведения занятий по новым основным и дополнительным программам будем привлекать известных ученых и педагогов.
Наши амбициозные планы, ориентированные на развитие системы непрерывного казачьего образования и комплексный подход к программе реализации казачьего образовательного компонента, позволят на постоянной основе работать с казачьей молодежью, готовой трудиться и творить на благо России.