"Не для меня придет весна": казачья песня или городской романс? - Российское казачество, 15.02.2023

"Не для меня придет весна": казачья песня или городской романс?

© РИА Новости / Константин ЧалабовКазаки в Старочеркасске Ростовской области
Казаки в Старочеркасске Ростовской области - РИА Новости, 1920, 15.02.2023
Казачья песня "Не для меня придет весна" знакома практически каждому русскому человеку. Пережив шесть войн, популярнейший романс, написанный в XIX веке, стал визитной карточкой казачества. Тем не менее есть специалисты, которые считают, что эту композицию можно отнести в том числе и к городскому романсу, потому что в тексте нет прямого указания на казачество.
"Мотив простой, мало распетый, скорее ближе к жанру городского романса, что может дать повод рассуждать о том, что данная песня могла зародиться вообще в любом городе, а потом распространиться посредством перепевания или сборников", – отметила музыковед-фольклорист, участница народного ансамбля старинной казачьей песни "Бузулук" (г. Новоанннинский) Инна Иванова.
Несмотря на это, отрицать огромную популярность "Не для меня придет весна" среди представителей казачества нельзя. В первую очередь песню связывают с репрессиями и ссылками казаков, а еще мотив легко ложится на аккомпанемент гармошки.

"Думаю, этим можно объяснить ее популярность – она знакома и понятна как по тексту, так и по возможности исполнения"

– отметила Инна Иванова
Уникальность казачьей песни как отдельного явления состоит в том, что в русской культуре именно она прежде всего представляет мужскую песенную традицию. В ней также насчитывается наибольшее число образцов исторической, воинской песни.
"Ни в каких других русских традициях нет такого количества песен, посвященных воинскому делу. И нет преимущества мужского исполнения над женским. Женская казачья песенная традиция в основном очень схожа с традициями женского пения других регионов России. Но мужская в таком ярком виде – только у казаков. Этим она и привлекает. Поэтому казачьи песни так популярны в фольклорной среде", – сказала музыковед-фольклорист.
По песням казаков можно изучать историю государства Российского – согласно научным исследованиям историческая казачья песня в своем пике сформировалась к началу XIX века.
К этому времени в ней сложились черты, которые стали отличать ее от русской протяжной песни: характерные сюжеты, низкая мужская тесситура исполнения, появление характерного подголоска "дишканта" – самого высокого из певческих голосов.
"В настоящее время казачьей культурой увлечено огромное количество молодых людей, участников фольклорных коллективов. Но есть и много сторонних людей, не имеющих отношения к фольклорному миру, которые интересуются традиционной казачьей песней. Посредством ее они пытаются найти ориентиры в жизни, научиться совместному пению, коллективности, общинности", – заключила Инна Иванова.