https://kazachestvo.ru/20230420/346900.html
Песни донских казаков
Песни донских казаков
Знаменитые песни донских казаков и их особая манера исполнения, в которой у певцов не было прописанных заранее партий. О том, что наиболее характерно для... Российское казачество, 20.04.2023
2023-04-20T10:00
2023-04-20T10:00
2023-04-20T10:27
энциклопедия российского казачества
обычаи
/img/07e7/04/13/346370_0:14:2000:1140_1920x0_80_0_0_d2bf15776eb3fecc03f4ab0540c2dbeb.jpg
Знаменитые песни донских казаков и их особая манера исполнения, в которой у певцов не было прописанных заранее партий. О том, что наиболее характерно для песенного казачьего фольклора и почему песни не пели, а "играли", рассказал Кирилл Чеботарев, заведующий сектором исследования и сохранения архивных фондов, руководитель сектора фольклорно-этнографических фондов Российского фольклорного союза."Казаки и песни – неразрывные понятия, и это не случайно, поскольку именно в казачьей песне наиболее полно выражается все то, что на протяжении веков для казака было важно и ценно. В ней выражен характер, в ней сохраняются предания и память о подвигах предков", – отмечает Кирилл Чеботарев.К сожалению, современные представления о казачьей песне зачастую носят ограниченный, лубочный характер и далеки от истины. С казаками ассоциируются разухабистые ритмичные мелодии в сопровождении баяна и бас-балалайки, где в обязательном порядке должны быть всевозможные выкрики, свист и, конечно же, фланкировка шашкой.В действительности же в картине мира казаков главную роль играла песня протяжная, хотя это, конечно, не означает, что казаки пели только такие песни. Раньше, в 70-х годах XX века, от стариков можно было услышать, что именно протяжная песня и называется "казачья", иногда это указывало еще и на то, что "казачья песня" – это песня мужская.Еще на Дону песни не пели, а "играли". Объяснить это можно тем, что ни у кого не было заученной точной партии, в многоголосии каждый из певцов импровизировал, но внимательно слушая что выводят другие, чтобы не перебить, а наоборот, дополнить и соткать вместе ткань песни."Самая главная роль,конечно, определялась запевале. Он вел песню, иногда указывая жестами ритм и кому где поднажать или убавить. Второй по значимости человек в песне – это "дишкант" или подголосок. Без дишканта песня не играется", – добавил Чеботарев.Жанровый состав песен был очень многообразен, достаточно обратиться к уникальному труду известного собирателя Александра Михайловича Листопадова, который собрал, расшифровал и опубликовал более 1,1 тыс. песен в пятитомнике "Песни донских казаков", где указаны былинные, исторические, военно-бытовые, любовные и семейные, охотничьи, разбойничьи, гулебно-плясовые, хороводные, вечериночные, календарные и обрядовые песни.В XVII веке, с начала регулярной службы донских казаков русскому царю, репертуар постепенно разделился на песни внешнего и внутреннего быта. Так появились те самые "походные" песни. К началу XX века популярными были песни: "На речке было на Камышинке", "Из-под города Браилова", "Наш Крюковский генерал, в Ставрополь он город отъезжал", "Туча с громом прогремела", "Во чистом было поле стоял в круг казачий полк", "Вдоль по Питерской дорожке", "Разродимая моя сторонка".Конечно, в полках помимо протяжных бытовали и кавалерийские песни с темпом под шаг лошади: "Было дело под Полтавой", "В 77 году объявил турок войну", "Всадники-други в поход собирайсь", "В 93 годике маневры начались", "Служба ли матушка тебе надоела".До начала XX века было достаточно сильным разделение на мужские и женские песни. Это, конечно, обуславливалось тем, что большую часть песен казак осваивал находясь на службе.Наиболее сохранившимися на сегодняшний день являются песни лирические и романсы: "Ветер занавесочку тихонько шевелит", "Сегодня воскресенье, мой милый не пришел", "У меня под окном расцветала сирень". В череде мировых войн и революций значительная убыль мужского населения и ликвидация казачьих полков в армии изменила ситуацию в корне. Женщины стали петь "под мужчин", заняли полноправное место в качестве первых и вторых голосов в смешанных домашних ансамблях и освоили мужской репертуар.Музыкальная культура казаков не ограничивалась акапельным пением, на Дону бытовали разнообразные музыкальные инструменты: бубны, тарелки, трензеля (подобие треугольника). В XIX веке широко были распространены струнные инструменты: скрипки, самодельные трехструнные виолончели – "важоли", балалайки. Детвора забавлялась разнообразными дудочками. Позже появились семиструнные гитары и гармошка, которая постепенно вытеснила все остальные инструменты.Отдельно стоит упомянуть донской "рылей". Это музыкальный инструмент наподобие колесной лиры, который из-за дороговизны иногда покупали на станичные деньги и использовали при встрече дорогих гостей или по большим праздникам.
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
2023
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
/img/07e7/04/13/346370_223:0:2000:1333_1920x0_80_0_0_4fa577652d91ac6877821d09ee889c79.jpgРоссийское казачество
info@kazachestvo.ru
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
обычаи
Знаменитые песни донских казаков и их особая манера исполнения, в которой у певцов не было прописанных заранее партий. О том, что наиболее характерно для песенного казачьего фольклора и почему песни не пели, а "играли", рассказал Кирилл Чеботарев, заведующий сектором исследования и сохранения архивных фондов, руководитель сектора фольклорно-этнографических фондов Российского фольклорного союза.
"Казаки и песни – неразрывные понятия, и это не случайно, поскольку именно в казачьей песне наиболее полно выражается все то, что на протяжении веков для казака было важно и ценно. В ней выражен характер, в ней сохраняются предания и память о подвигах предков", – отмечает Кирилл Чеботарев.
К сожалению, современные представления о казачьей песне зачастую носят ограниченный, лубочный характер и далеки от истины. С казаками ассоциируются разухабистые ритмичные мелодии в сопровождении баяна и бас-балалайки, где в обязательном порядке должны быть всевозможные выкрики, свист и, конечно же, фланкировка шашкой.
В действительности же в картине мира казаков главную роль играла песня протяжная, хотя это, конечно, не означает, что казаки пели только такие песни. Раньше, в 70-х годах XX века, от стариков можно было услышать, что именно протяжная песня и называется "казачья", иногда это указывало еще и на то, что "казачья песня" – это песня мужская.
"В наше время жители бывшей территории области Войска Донского чаще используют это понятие в более широком смысле: песня, созданная казаками, "наша местная"",
Еще на Дону песни не пели, а "играли". Объяснить это можно тем, что ни у кого не было заученной точной партии, в многоголосии каждый из певцов импровизировал, но внимательно слушая что выводят другие, чтобы не перебить, а наоборот, дополнить и соткать вместе ткань песни.
"Самая главная роль,конечно, определялась запевале. Он вел песню, иногда указывая жестами ритм и кому где поднажать или убавить. Второй по значимости человек в песне – это "дишкант" или подголосок. Без дишканта песня не играется", – добавил Чеботарев.
Жанровый состав песен был очень многообразен, достаточно обратиться к уникальному труду известного собирателя Александра Михайловича Листопадова, который собрал, расшифровал и опубликовал более 1,1 тыс. песен в пятитомнике "Песни донских казаков", где указаны былинные, исторические, военно-бытовые, любовные и семейные, охотничьи, разбойничьи, гулебно-плясовые, хороводные, вечериночные, календарные и обрядовые песни.
В XVII веке, с начала регулярной службы донских казаков русскому царю, репертуар постепенно разделился на песни внешнего и внутреннего быта. Так появились те самые "походные" песни. К началу XX века популярными были песни: "На речке было на Камышинке", "Из-под города Браилова", "Наш Крюковский генерал, в Ставрополь он город отъезжал", "Туча с громом прогремела", "Во чистом было поле стоял в круг казачий полк", "Вдоль по Питерской дорожке", "Разродимая моя сторонка".
Конечно, в полках помимо протяжных бытовали и кавалерийские песни с темпом под шаг лошади: "Было дело под Полтавой", "В 77 году объявил турок войну", "Всадники-други в поход собирайсь", "В 93 годике маневры начались", "Служба ли матушка тебе надоела".
До начала XX века было достаточно сильным разделение на мужские и женские песни. Это, конечно, обуславливалось тем, что большую часть песен казак осваивал находясь на службе.
"Женский репертуар был более обособлен, и даже манера пения была иной. Казачки пели "тонким голосом" (микстом) песни лирические, "таношные" с пляской, "круговые" с пляской, игровые-хороводные, свадебные, колыбельные, потешки, причитания, псальмы", – пояснил Кирилл Чеботарев.
Наиболее сохранившимися на сегодняшний день являются песни лирические и романсы: "Ветер занавесочку тихонько шевелит", "Сегодня воскресенье, мой милый не пришел", "У меня под окном расцветала сирень". В череде мировых войн и революций значительная убыль мужского населения и ликвидация казачьих полков в армии изменила ситуацию в корне. Женщины стали петь "под мужчин", заняли полноправное место в качестве первых и вторых голосов в смешанных домашних ансамблях и освоили мужской репертуар.
Музыкальная культура казаков не ограничивалась акапельным пением, на Дону бытовали разнообразные музыкальные инструменты: бубны, тарелки, трензеля (подобие треугольника). В XIX веке широко были распространены струнные инструменты: скрипки, самодельные трехструнные виолончели – "важоли", балалайки. Детвора забавлялась разнообразными дудочками. Позже появились семиструнные гитары и гармошка, которая постепенно вытеснила все остальные инструменты.
Отдельно стоит упомянуть донской "рылей". Это музыкальный инструмент наподобие колесной лиры, который из-за дороговизны иногда покупали на станичные деньги и использовали при встрече дорогих гостей или по большим праздникам.
"Казачья песня жива. Несмотря на все невзгоды, выпавшие на долю казаков, в казачьих станицах и хуторах и сегодня еще можно услышать, как поют собравшиеся в “беседе” старики, еще живы те, кто учился петь “за следом” у своих родителей и продолжает сохранять память о подвигах своих славных предков", – отметил Четобарев.