Художник через искусство рассказывает о жизни современных казаков
© Из личного архива Дмитрия МясниковаХудожник Дмитрий Мясников за работой
© Из личного архива Дмитрия Мясникова
Художник Дмитрий Мясников, уроженец Ростова-на-Дону, потомок казаков, который пишет картины, где через призму искусства запечатлевает естественную жизнь современных казаков Ростовской области. В интервью порталу "Российское казачество" он рассказал о своем творчестве.
- Расскажите о своем происхождении, откуда вы?
- Я вырос в Ростовской области, лето преимущественно проводил в Таганроге со старшим поколением, а учебные месяцы в Ростове.
Мой прадедушка по линии отца Попов Михаил Афанасьевич был казаком, отец написал о нем в свое время рассказ, который стал своего рода преданием семьи.
© Из личного архива Дмитрия МясниковаПрадед Дмитрия, Михаил Афанасьевич Попов
Прадед Дмитрия, Михаил Афанасьевич Попов
© Из личного архива Дмитрия Мясникова
Но в семье никогда как-то искусственно не подчеркивалось казачество, это было естественным, как факт.
- Почему в ваших работах так много темы казачества?
- Это моя родная земля, я живу на ней, и я часть этого общества, этой культуры. Я служу своему народу. В моем понимании, социальный и национальный художник – это некоторая смычка, это и есть русский художник. Когда-то в Ростове-на-Дону была табличка со словами В.И.Ленина: "Искусство принадлежит народу". Я с этим полностью согласен.
© Дмитрий МясниковКартина "Борьба на поясах"
Картина "Борьба на поясах"
© Дмитрий Мясников
У меня есть работа "Борьба на поясах" (традиционный вид борьбы казаков. – Прим. ред.), там изображены современные казаки, которые сохраняют традиции. Я был на одних из казачьих игр, где боролись на поясах, и мне понравилось. Ребята молодцы, что сами тренируются и учат детей.
- Как вы называете свой стиль работы?
- Я свои работы отношу к современной реалистической живописи. Чаще всего я пишу Ростовскую область, мне со временем понравилось писать именно какие-то конкретные места. Есть, например, хутор Задонье, и я его долго изучал, с 2007 года, собирал материал, писал разные этюды. Потом я скомпоновал все, и это переросло в большую картину, в образ донского хутора.
© Дмитрий МясниковКартина "Хутор Задонье"
Картина "Хутор Задонье"
© Дмитрий Мясников
Вот еще есть хутор Коныгин, и мне хочется показать, что это именно этот хутор, его особенности и его черты. Или станица Старочеркасская, вроде известное место, часто художники там пишут, но, на мой взгляд, тем для живописи там много не писаных, поэтому и я пишу там этюды, стараюсь передать в живописи, что это именно эта станица.
Сейчас моя работа уже переросла в "научную деятельность", я стараюсь изучить конкретные места средствами зримыми, через призму искусства. Потому что многие курени, которые я начинал писать, сейчас уже снесены, они остались только в этюдниках. Так что это и работа по сохранению памяти нашей народной культуры. Сложная задача, чтобы это все было творчески осмыслено, а не просто фотофиксация.
© Дмитрий МясниковКартина "Этюд куреня. Продаю", 2022 год
Картина "Этюд куреня. Продаю", 2022 год
© Дмитрий Мясников
Эти методы мне привили еще в юношестве, когда учился в Ростовском художественном училище им. М.Б.Грекова. У нас был преподаватель, Валентин Иванович Мамонтов, он нас учил, что нужно изучать натуру, возил нас на этюды в хутор Недвиговку, Хапры.
- У вас есть работа "Источник бытия". Расскажите, что и, главное, кто изображен на ней?
- Картина изображает этномузыколога Юрия Ефимовича Чиркова за работой. Он собирает по хуторам и станицам песни, записывает их, а потом "реставрирует": с помощью своего образования и таланта сохраняет их.
© Дмитрий МясниковКартина "Источник бытия"
Картина "Источник бытия"
© Дмитрий Мясников
Такие люди, как он, – это золото нашего народа. Он имеет талант не просто записывать песни, а еще и художественно сохранить и доносить нам.
- За последние два года вы уже несколько раз выставлялись в Донецкой и Луганской областях, почему решили выставиться там?
- Для меня Луганская область – родные земли. В прошлом это была часть Всевеликого войска Донского, исторически люди, которые там живут, – наши братья. Я не мог их не поддержать. Вспомнить одну только Донецко-Криворожскую Республику и другие исторические факты. Да и в целом малороссийская культура – это часть русской культуры. Тот русофобский сценарий, запрограммированный нашими противниками, к сожалению, сработал. В "Тарасе Бульбе" и "Тихом Доне" хорошо описаны моменты, что бывает, когда приходят интервенты с якобы помощью, и что бывает с теми, кто их поддерживает.
Где-то зимой 2022 года, в начале 2023 года, было ощущение что СВО идет тяжело, хотелось уже как-то действовать, поддержать наших ребят. Мы с неравнодушными художниками Иваном Чухновским и Данилом Даниловским своими силами организовались и выставились.
© Дмитрий МясниковПередвижная совместная выставка "О Родине" в городе Алчевске, ЛНР
Передвижная совместная выставка "О Родине" в городе Алчевске, ЛНР
© Дмитрий Мясников
У нас получилось сделать выставку "О Родине" в Санкт-Петербурге в одном из военно-медицинских учреждений. И четыре выставки "О Родине" в Донбассе.
Первая была в галерее при ЛГАКИ имени М.Л.Матусовского – это Луганск.
Вторая выставка прошла в Алчевском центре культуры и народного творчества (ДК Металлургов) Луганской Народной Республики.
Третья выставка завершила свою работу 5 июня в северодонецком городском Дворце культуры – оазис посреди опаленного войной, но очень красивого города.
Четвертая открылась 15 июня в Мариуполе.
Главную организацию на себя взял живописец Иван Чухновский.
- У вас есть две работы с одинаковым названием – "И вновь продолжается бой". Можете рассказать, о чем они?
- Когда в 2014 году произошло воссоединение Крыма с Россией, и за полгода-год ранее, в 2013–2014 годах, на территории Украины начали сбрасывать памятники Ленину, и я почти сразу понял, чем это закончится. Если начали уничтожать памятники Ильичу, то, значит, потом "упадут" и памятники другим русским деятелям, а в итоге это выльется в русофобию. Вот такая простая логическая цепочка.
© Дмитрий МясниковКартина "И вновь продолжается бой", 2019 год
Картина "И вновь продолжается бой", 2019 год
© Дмитрий Мясников
Так и получилось! Сейчас уже вовсю валят памятники деятелям царской России, даже Пушкину, а я никак не могу быть за тех, кто валит эти памятники и ставит памятник пособникам нацизма. Мне с такими людьми разговаривать бессмысленно.
Так появилась первая картина с ветераном. Это была многотрудная работа, сложно было зеркало написать, предать отражение. На ее создание ушло несколько лет.
© Дмитрий МясниковКартина "И вновь продолжается бой", 2023 год
Картина "И вновь продолжается бой", 2023 год
© Дмитрий Мясников
А позже появилась вторая картина, и она как бы в противовес, что есть памятник Ленину, который валят, а есть тот, возле которого собираются, который объединяет. Ее я писал по образу фотографий с мероприятий в Донецкой области, где памятники сохранили.
- Как вы видите современное состояние казачества в России?
Когда езжу и работаю по хуторам и станицам, мне интересно писать людей, которые живут и работают на своих подворьях. Естественная жизнь на земле, непростая и где-то с трагичным надрывом, с каждым написанным этюдом по-новому открывается мне и, несмотря ни на что, внушает надежду. Стоя на маленьком пятачке родной земли, погружаешься в дивный мир, созданный руками человека, живущего на земле.
- Как вы видите современное состояние казачества в России?
Когда езжу и работаю по хуторам и станицам, мне интересно писать людей, которые живут и работают на своих подворьях. Естественная жизнь на земле, непростая и где-то с трагичным надрывом, с каждым написанным этюдом по-новому открывается мне и, несмотря ни на что, внушает надежду. Стоя на маленьком пятачке родной земли, погружаешься в дивный мир, созданный руками человека, живущего на земле.
Есть и интерес к казачьей культуре и среди молодежи, если родители прививают традиционные ценности своим детям, то культура передается, конечно. Все зависит от старшего поколения.
© Дмитрий МясниковКартина "День Победы", 2015 год
Картина "День Победы", 2015 год
© Дмитрий Мясников
Я считаю, что и через 50 лет, и далее казачья культура сохранится, ведь у потомков казаков появятся дети, они им расскажут про нашу культуру. А задача искусства – развить в народе его лучшие человеческие качества.