Казачий кадетский корпус: особенности работы с молодежью
© Всероссийское казачье общество (ВсКО)Кадеты на службе в храме
© Всероссийское казачье общество (ВсКО)
Казачье кадетское образование считается престижным и перспективным. Здесь прививают традиционные ценности, воспитывают достойных граждан, готовят будущих атаманов и защитников нашей Родины. Одним словом, в кадетских корпусах подрастающее поколение эффективно осваивает казачий компонент. Подробнее о том, что представляет собой такая система обучения, читайте в нашем материале.
Казачий компонент в образовании включает элементы, которые дополняют основную образовательную программу. Эта важная составляющая реализуется через систему внеурочных занятий (в том числе физической культурой), программу дополнительного образования (строевая подготовка или занятия в секциях по спорту).
Как рассказали во Всероссийском казачьем обществе, система патриотического воспитания – это многогранный комплекс мероприятий. В первую очередь это серьезное духовно-нравственное воспитание и военно-спортивная подготовка. Так, в рамках общеобразовательных дисциплин кадеты изучают историю казачества России, а благодаря программам дополнительного образования посещают факультативные занятия по культуре и обычаям казачества, знакомятся с казачьим прикладным искусством. Именно эти особенности выгодно отличают казачье кадетское образование от других образовательных учреждений.
Всего в России работает 31 казачий кадетский корпус, и на сегодняшний день порядка 92% выпускников продолжают осваивать казачий компонент в гражданских вузах и вузах военного профиля.
Воспитанники казачьих кадетских корпусов ежегодно проявляют себя в спортивных состязаниях ("Казачий сполох", спартакиада, слет молодежи), вместе с казаками-наставниками посещают военно-полевые сборы и другие мероприятия, обязательно участвуют в праздновании главных православных праздников.
© РИА Новости / Сергей ВенявскийКадеты 1 сентября в казачьем кадетском корпусе
Кадеты 1 сентября в казачьем кадетском корпусе
© РИА Новости / Сергей Венявский
Ментор для молодежи
Традиционные казачьи ценности подрастающему поколению прививают через систему наставничества. Это играет особую роль в становлении молодого казака.
"Казак-наставник является связующим звеном между школой и казачьим обществом, он как “второй классный руководитель” и принимает непосредственное участие в воспитательном процессе в казачьем классе. Этот человек рассказывает детям о казачьих традициях и обычаях, о современной жизни российского казачества. И вдобавок ко всему именно казак-наставник олицетворяет собой мужское лицо и соответствующий подход к воспитанию – все то, чего, к сожалению, так недостает в современной школе", – рассказали в ВсКО.
Особую роль в обучении воспитанников кадетского корпуса занимает Русская православная церковь. По благословению председателя Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, за каждой образовательной организацией, реализующей казачий компонент – казачьим детским садом, школой, кадетским корпусом, – закреплены духовники. Они не только ведут православные беседы с воспитанниками и их родителями, но и преподают основы православной культуры, проводят обучение в воскресных школах при храмах.
По форме и содержанию
Наилучшими результатами в реализации казачьего компонента могут похвастаться в регионах юга России (территории Кубанского войскового казачьего общества и Всевеликого войска Донского). Во Всероссийском казачьем обществе отметили: это связано с тем, что именно на этой территории располагается большинство соответствующих образовательных организаций – 20 из 31.
Так, в 2023 году абсолютным победителем Всероссийского смотра-конкурса на звание "Лучший казачий кадетский корпус" (организатор – Минпросвещения России) признан Казачий кадетский корпус имени атамана И.А.Бирюкова (Астраханская область). Второе место занял Кропоткинский казачий кадетский корпус имени Г.Н.Трошева (Краснодарский край); третье – кадетская школа-интернат "Курганинский казачий кадетский корпус" (Краснодарский край). К слову, в 2022 году победитель конкурса – Бриньковский казачий кадетский корпус – на выделенный грант приобрел интерактивное оборудование для музея корпуса, что помогло создать полноценный учебный класс.
По сообщению пресс-службы ВсКО, за последний год в реализации казачьего компонента также хорошо себя проявили учреждения образования на территории Волжского, Оренбургского и Терского войсковых казачьих обществ.
Стоит отметить, что все корпуса и школы регулярно обмениваются между собой опытом и делятся наработками. Как рассказали в ВсКО, на базе корпусов реализуются различные социальные проекты. К примеру, "Театр добрых дел" работает в кадетской школе-интернате "Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М.П.Бабыча" (Краснодарский край); "Кадетский бал" проводится в кадетской школе-интернате "Тимашевский казачий кадетский корпус" (Краснодарский край); "Комнату памяти" открыли в Донском Императора Александра III казачьем кадетском корпусе Ростовской области.
© РИА Новости / Евгений БиятовКадеты на церемонии вручения переходящего знамени президента РФ победителю смотра-конкурса на звание "Лучший казачий кадетский корпус"
Кадеты на церемонии вручения переходящего знамени президента РФ победителю смотра-конкурса на звание "Лучший казачий кадетский корпус"
© РИА Новости / Евгений Биятов
Готовят молодую смену
Большинство выпускников казачьих кадетских корпусов продолжают осваивать казачий компонент в вузах и средних специальных учебных заведениях. По данным ВсКО, порядка 15% из них обучаются в вузах Ассоциации образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы с использованием исторических и традиционных ценностей российского казачества. Около 80% поступают в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования, еще 8% – в средние специальные учебные заведения.
В настоящий момент во всех 25 вузах ассоциации созданы учебные группы казачьей направленности численностью от 20 человек и выше. Также у казачат есть возможность получить профессию и при этом среднее общее образование – в 51 профессиональной организации на территории России реализуется казачий компонент.
На новый лад
Основополагающий документ, который определяет развитие непрерывной системы казачьего образования, – Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 годы.
За организацию и осуществление образовательной деятельности в кадетских корпусах в настоящее время отвечает Минпросвещения России. Стало известно, что порядок приема в кадетские казачьи корпуса может измениться. Глава комитета Государственной Думы по обороне Андрей Картаполов внес на рассмотрение законопроект, наделяющий Министерство обороны РФ правом заниматься организацией и осуществлением образовательной деятельности в кадетских (морских кадетских) корпусах и в казачьих кадетских корпусах, а также устанавливать порядок приема детей в подведомственные организации. Поправки предлагаются в статью 86 Федерального закона "Об образовании в РФ".
© РИА Новости / Николай ХижнякУчастники казачьего парада
Участники казачьего парада
© РИА Новости / Николай Хижняк
Мы поинтересовались, что по этому поводу думают представители казачьих кадетских корпусов. Своим мнением и особенностями работы учебного заведения поделился директор ГБОУ СО "Кадетская школа-интернат “Екатеринбургский кадетский корпус войск национальной гвардии Российской Федерации”" Владимир Кутырев.
Он отметил, что этот кадетский корпус является областным образовательным учреждением, финансируется за счет средств Министерства образования и молодежной политики Свердловской области и рассказал, что прием ребят с 1-го класса ведется в соответствии с законом об образовании. Директор очертил один проблемный вопрос.
"С одной стороны, мы должны предоставлять равные права поступления в корпус для всех детей. С другой – кадетское учреждение образования призвано готовить ребят к служению Отечеству на поприще гражданской и военной службы (в большей степени последней), а значит, воспитанник должен соответствовать этому по состоянию здоровья. Так бывает не всегда. В декабре я спрашиваю у выпускников, куда они хотят поступить: более 90% собираются в военные учебные заведения. Однако после прохождения медкомиссии к марту желающих остается только 20–30% – не выдерживают суровый отбор", – рассказал Владимир Кутырев.
Директор кадетского корпуса отметил, что, если Министерство обороны урегулирует вопрос о порядке приема в корпус с 1-го класса, это поможет при комплектовании кадетских классов. "Таким образом, заведомо отсеется часть ребят, которая в будущем не свяжет свою жизнь с военным делом", – считает Кутырев.