Александр Кованько – основатель военно-воздушного флота России
© Общественное достояниеКованько Александр Матвеевич
© Общественное достояние
Обычно мы представляем казаков наездниками, разведчиками, смелыми воинами с шашкой в руке. Сложно предположить, что у истоков отечественного военно-воздушного флота стоит потомственный полтавский казак. Ученый, инженер, изобретатель и пилот-аэронавт – Александр Матвеевич Кованько.
Когда говорят об этом выдающемся человеке, часто употребляют слово "первый": первый в мире генерал-лейтенант в области воздухоплавания, первый командир Учебного воздухоплавательного парка и начальник Офицерской воздухоплавательной школы. Именно его можно считать основателем военного воздухоплавания в России и будущего военно-воздушного флота нашего Отечества.
Под руководством Кованько были подготовлены первые российские летчики, построен первый русский дирижабль, а затем пять самолетов. Он первым в мире применил в бою аэростаты, а также использовал их для изучения атмосферы и влияния пребывания в небе на организм человека. Настойчиво добивался производства отечественных аэростатов и дирижаблей и предложил к внедрению несколько собственных конструкций.
"Талантливый Кованько был первым, кто вступил на путь воздухоплавания. Его вклад бесценен для России. Он оказался в нужное время и в нужном месте", – рассказал председатель cекции истории авиации и космонавтики СПбО РНК ИФНТ РАН Виталий Владиславович Лебедев.
Кованько родился 16 марта 1856 года в Петербурге. Александр рос в патриархальной православной казачьей семье. Его отец – небогатый служилый дворянин, работал горным инженером. В семье было девять детей, все они получили хорошее воспитание и образование, в том числе и Александр.
© Общественное достояниеГреб рода Кованько
Греб рода Кованько
© Общественное достояние
"Кованько владел несколькими иностранными языками, сочинял стихи, играл на рояле, писал маслом, резал по дереву. В Государственном Эрмитаже находится коллекция из нескольких сотен колокольчиков, собранная Александром Матвеевичем", – рассказал директор Гатчинского музея истории военной авиации Геннадий Анатольевич Панев.
Большой интерес Александра Кованько вызывали военное дело и изобретательство. Потому в 1875 году после окончания гимназии он поступил в Николаевское военно-инженерное училище, которое окончил в 1878 году. Во время русско-турецкой войны был произведен в подпоручики и направлен в действующую армию. После возвращения с фронта Кованько служил в саперных частях.
Первые шаги в воздушном пространстве
В 1884 году была создана специальная "Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям", где сначала делопроизводителем, а затем заведующим сформированной команды военных воздухоплавателей стал Александр Матвеевич. Это были первые государственные шаги России в освоении воздушного пространства. Именно этот, еще не виданный в русской армии род войск – военное воздухоплавание – и призван был создавать молодой и энергичный Кованько.
"Он был разносторонне развитой личностью. Именно такому человеку поручили развивать совершенно новое для России дело",
В феврале 1885 года была создана первая в России кадровая команда военных аэронавтов, командиром которой был определен поручик Кованько. Так было положено начало отечественному военно-воздушному флоту.
К этому времени из Франции в Россию были доставлены первые аэростаты. Кованько учился летать на них сам и одновременно обучал этому подчиненных ему офицеров и нижние чины. В то время в России не было еще никаких воздухоплавательных школ, в кадровой команде все нужно было начинать с нуля без всякой помощи, самим изучать и создавать воздухоплавательную технику, самим осваивать подъемы и полеты на аэростатах. Все это самостоятельно начинал A.М.Кованько, который был и командиром команды, и первым инструктором.
16 октября 1885 году поручик Кованько со своим помощником подпоручиком Трофимовым совершил свой первый свободный полет на воздушном шаре объемом 1100 куб. м. Полет прошел успешно.
© Общественное достояниеФотографический снимок с воздушного шара, с высоты 800 метров сделанный поручиком А.М. Кованько при полёте 18 мая 1886 г.
Фотографический снимок с воздушного шара, с высоты 800 метров сделанный поручиком А.М. Кованько при полёте 18 мая 1886 г.
© Общественное достояние
Команда воздухоплавателей была размещена зимой 1885 года на территории бывшего артиллерийского полигона, на Волковом Поле, на окраине Санкт-Петербурга. Там проводились опыты по боевому применению аэростатов.
30 мая 1886 года поручик Кованько, поднявшись на привязном шаре на высоту 800 метров, впервые в России сфотографировал стрелку Васильевского острова. Таким образом, 80 лет тому назад он положил начало аэрофотосъемки в России.
Как рассказал Виталий Лебедев, сам Кованько летал много. Без его участия в те годы не проходил практически ни один свободный полет аэростата в России. Не все полеты были успешными, случались аварии.
"Это удел первых. Они терпят неудачи. Вся история развития в технике написана кровью и поражениями. Пионеры воздухоплавания – они делали открытия в науке ценой своего здоровья, а порой и ценой своей жизни",
Александр Матвеевич четырежды тонул – в Ладожском озере и в Финском заливе. "Вода там очень холодная. Аварии подорвали здоровье Кованько, но не ослабили интерес испытателя к воздухоплаванию", – рассказал Лебедев.
Этот интерес он умел передавать и другим – ученикам, последователям и современникам. Известен полет на воздушном шаре Дмитрия Ивановича Менделеева 8 августа 1887 года для наблюдения солнечного затмения. Кованько должен был подняться на воздушном шаре вместе с Д.И.Менделеевым для выполнения наблюдений с воздуха. Менделеев и Кованько сели в корзину, но намокший шар не поднялся. Александр Матвеевич уступил просьбам Менделеева и, прочитав краткую лекцию о том, как управлять воздушным шаром, разрешил тому провести полет самостоятельно. Так Кованько стал учителем воздухоплавания для великого химика.
Деятельность Кадровой команды росла и ширилась, поэтому в 1890 году она была реорганизована в Учебный Воздухоплавательный парк.
В 90-х годах XIX века аэростаты наблюдения получили полное признание в армии и на флоте, а также стали регулярно привлекаться к участию в общевойсковых маневрах и военно-морских учениях. Кованько непосредственно участвовал в научных исследованиях верхних слоев атмосферы, считая, что без изучения атмосферы не может быть правильного научного развития воздухоплавания.
Авиационная медицина как наука зародилась в России при прямом содействии и участии А.М.Кованько. К подбору людей для воздухоплавания испытатель относился ответственно. Он добился разрешения на полеты врача Сергея Петровича Мунта, который начал исследования "О влиянии воздухоплавания на организм воздухоплавателя". В своем ходатайстве Кованько писал:
"Предпринятые Мунтом исследования о влиянии воздухоплавания на организм человека имеют большое значение для выяснения вопроса о пригодности офицеров и нижних чинов к этому новому роду военной службы".
На заре авиации
Кованько много внимания уделял и новой отрасли развития – авиации. Свою деятельность в этом направлении начал еще в 1894 году с представления своего проекта аэроплана и винта в VII отдел Русского технического общества. Изучив теорию авиационного дела за границей, Кованько отправился в поездку по ряду европейских стран, чтобы увидеть все своими глазами. Он побывал во Франции, в Германии, Англии, Италии, Бельгии, Швейцарии. Вернулся вполне осведомленным в деле развития авиации за границей. Впоследствии это имело положительное значение в развитии русской авиации.
В Русско-японской войне Кованько принял участие как командир первого Восточно-Сибирского воздухоплавательного батальона. Он организовал боевое применение привязных аэростатов для корректировки артогня и наблюдения за противником. По окончании этой войны Кованько был произведен в генерал-майоры, став тем самым первым в мире генералом-воздухоплавателем.
По проекту генерала Кованько на базе Учебного воздухоплавательного парка в 1910 году была создана Офицерская воздухоплавательная школа, в которой были подготовлены первые летчики в России. Под его руководством был построен первый русский дирижабль, а затем – пять самолетов.
© Общественное достояниеОфицерская воздухоплавательная школа. Гатчина. Петроград. 1913г
Офицерская воздухоплавательная школа. Гатчина. Петроград. 1913г
© Общественное достояние
Деятельность этого человека в общественно-научных организациях была активной и многосторонней. Был ученым секретарем и председателем в VII-м отделе Русского технического общества (РТО), членом которого стал еще в 1884 году. Кроме того, он был участником всех метеорологических съездов в России, а также представителем России на всех международных воздухоплавательных съездах и выставках до начала Первой мировой войны.
После завершения Первой мировой войны, в 1918 году Кованько вышел в отставку. Затем уехал на лечение в Одессу, где 20 апреля 1919 года скончался в военном санатории.
Особенно важно, все мочь делать дома, из русских материалов
Кованько был одним из главных и активных противников зависимости отечественного воздухоплавания и авиации от иностранной техники. Он считал крайне важным и срочным научиться делать все в России, русскими руками, из русских материалов и русских систем. В личном архиве изобретателя сохранились рукописи, в одной из них он дает характеристику состояния военного воздухоплавания в России в 1912–1913 годах.
"Страшно подумать: двигатели выписываем из-за границы и все задумываемся, как бы переселить французов или немцев к нам, чтобы они работали у нас… Нам нужны опытные мастера, предприимчивость к верфи, где все воздухоплавательное можно было бы делать дома…Программа создания русского воздушного флота должна быть создана так, чтобы мы быстро построили столько воздушных кораблей, аэропланов и других воздушных приборов, дабы на любом театре войны быть сильнее раза в 1,5 числом против того, что может выставить неприятель, да и самые воздушные корабли – аэропланы и т.п. должны быть сильнее, быстрее и лучше вражеских…Не надо забывать, что особенно важно, все мочь делать дома, из русских материалов и в достаточном количестве...".
© Общественное достояние "Кречет" — военный российский дирижабль
"Кречет" — военный российский дирижабль
© Общественное достояние
А.М. Кованько много выступал с публичными докладами, призывая создавать мощный воздушный флот в России. С именем Александра Матвеевича Кованько русское воздухоплавание, а затем и авиация были связаны в течение нескольких десятилетий.
Память
Сегодня в память о генерале Кованько названа улица в Санкт-Петербурге. В 2007 году Русским воздухоплавательным обществом была учреждена медаль имени "Александра Матвеевича Кованько".
Директор Гатчинского музея истории военной авиации Панев Геннадий Анатольевич рассказал, что потомки Кованько дружат с музеем, часто бывают в гостях. Они передали фотографии, открытки, картины, созданные ученым, а также его личные вещи для экспозиции.
"В скором времени в нашем музее появится бюст и барельеф А.М.Кованько, художник уже работает над проектом",