Александр Кованько – основатель военно-воздушного флота России - Российское казачество, 25.08.2023

Александр Кованько – основатель военно-воздушного флота России

© Общественное достояниеКованько Александр Матвеевич
Кованько Александр Матвеевич
Обычно мы представляем казаков наездниками, разведчиками, смелыми воинами с шашкой в руке. Сложно предположить, что у истоков отечественного военно-воздушного флота стоит потомственный полтавский казак. Ученый, инженер, изобретатель и пилот-аэронавт – Александр Матвеевич Кованько.
Когда говорят об этом выдающемся человеке, часто употребляют слово "первый": первый в мире генерал-лейтенант в области воздухоплавания, первый командир Учебного воздухоплавательного парка и начальник Офицерской воздухоплавательной школы. Именно его можно считать основателем военного воздухоплавания в России и будущего военно-воздушного флота нашего Отечества.
Под руководством Кованько были подготовлены первые российские летчики, построен первый русский дирижабль, а затем пять самолетов. Он первым в мире применил в бою аэростаты, а также использовал их для изучения атмосферы и влияния пребывания в небе на организм человека. Настойчиво добивался производства отечественных аэростатов и дирижаблей и предложил к внедрению несколько собственных конструкций.
"Талантливый Кованько был первым, кто вступил на путь воздухоплавания. Его вклад бесценен для России. Он оказался в нужное время и в нужном месте", – рассказал председатель cекции истории авиации и космонавтики СПбО РНК ИФНТ РАН Виталий Владиславович Лебедев.
Кованько родился 16 марта 1856 года в Петербурге. Александр рос в патриархальной православной казачьей семье. Его отец – небогатый служилый дворянин, работал горным инженером. В семье было девять детей, все они получили хорошее воспитание и образование, в том числе и Александр.
© Общественное достояниеГреб рода Кованько
Греб рода Кованько
Греб рода Кованько
"Кованько владел несколькими иностранными языками, сочинял стихи, играл на рояле, писал маслом, резал по дереву. В Государственном Эрмитаже находится коллекция из нескольких сотен колокольчиков, собранная Александром Матвеевичем", – рассказал директор Гатчинского музея истории военной авиации Геннадий Анатольевич Панев.
Большой интерес Александра Кованько вызывали военное дело и изобретательство. Потому в 1875 году после окончания гимназии он поступил в Николаевское военно-инженерное училище, которое окончил в 1878 году. Во время русско-турецкой войны был произведен в подпоручики и направлен в действующую армию. После возвращения с фронта Кованько служил в саперных частях.

Первые шаги в воздушном пространстве

В 1884 году была создана специальная "Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям", где сначала делопроизводителем, а затем заведующим сформированной команды военных воздухоплавателей стал Александр Матвеевич. Это были первые государственные шаги России в освоении воздушного пространства. Именно этот, еще не виданный в русской армии род войск – военное воздухоплавание – и призван был создавать молодой и энергичный Кованько.

"Он был разносторонне развитой личностью. Именно такому человеку поручили развивать совершенно новое для России дело",

– прокомментировал Виталий Лебедев
В феврале 1885 года была создана первая в России кадровая команда военных аэронавтов, командиром которой был определен поручик Кованько. Так было положено начало отечественному военно-воздушному флоту.
К этому времени из Франции в Россию были доставлены первые аэростаты. Кованько учился летать на них сам и одновременно обучал этому подчиненных ему офицеров и нижние чины. В то время в России не было еще никаких воздухоплавательных школ, в кадровой команде все нужно было начинать с нуля без всякой помощи, самим изучать и создавать воздухоплавательную технику, самим осваивать подъемы и полеты на аэростатах. Все это самостоятельно начинал A.М.Кованько, который был и командиром команды, и первым инструктором.
16 октября 1885 году поручик Кованько со своим помощником подпоручиком Трофимовым совершил свой первый свободный полет на воздушном шаре объемом 1100 куб. м. Полет прошел успешно.
© Общественное достояниеФотографический снимок с воздушного шара, с высоты 800 метров сделанный поручиком А.М. Кованько при полёте 18 мая 1886 г.
Фотографический снимок с воздушного шара, с высоты 800 метров сделанный поручиком А.М. Кованько при полёте 18 мая 1886 г.
Фотографический снимок с воздушного шара, с высоты 800 метров сделанный поручиком А.М. Кованько при полёте 18 мая 1886 г.
Команда воздухоплавателей была размещена зимой 1885 года на территории бывшего артиллерийского полигона, на Волковом Поле, на окраине Санкт-Петербурга. Там проводились опыты по боевому применению аэростатов.
30 мая 1886 года поручик Кованько, поднявшись на привязном шаре на высоту 800 метров, впервые в России сфотографировал стрелку Васильевского острова. Таким образом, 80 лет тому назад он положил начало аэрофотосъемки в России.
Как рассказал Виталий Лебедев, сам Кованько летал много. Без его участия в те годы не проходил практически ни один свободный полет аэростата в России. Не все полеты были успешными, случались аварии.

"Это удел первых. Они терпят неудачи. Вся история развития в технике написана кровью и поражениями. Пионеры воздухоплавания – они делали открытия в науке ценой своего здоровья, а порой и ценой своей жизни",

– Председатель Секции истории авиации и космонавтики СПбО РНК ИФНТ РАН
Александр Матвеевич четырежды тонул – в Ладожском озере и в Финском заливе. "Вода там очень холодная. Аварии подорвали здоровье Кованько, но не ослабили интерес испытателя к воздухоплаванию", – рассказал Лебедев.
Этот интерес он умел передавать и другим – ученикам, последователям и современникам. Известен полет на воздушном шаре Дмитрия Ивановича Менделеева 8 августа 1887 года для наблюдения солнечного затмения. Кованько должен был подняться на воздушном шаре вместе с Д.И.Менделеевым для выполнения наблюдений с воздуха. Менделеев и Кованько сели в корзину, но намокший шар не поднялся. Александр Матвеевич уступил просьбам Менделеева и, прочитав краткую лекцию о том, как управлять воздушным шаром, разрешил тому провести полет самостоятельно. Так Кованько стал учителем воздухоплавания для великого химика.
Деятельность Кадровой команды росла и ширилась, поэтому в 1890 году она была реорганизована в Учебный Воздухоплавательный парк.
В 90-х годах XIX века аэростаты наблюдения получили полное признание в армии и на флоте, а также стали регулярно привлекаться к участию в общевойсковых маневрах и военно-морских учениях. Кованько непосредственно участвовал в научных исследованиях верхних слоев атмосферы, считая, что без изучения атмосферы не может быть правильного научного развития воздухоплавания.
Авиационная медицина как наука зародилась в России при прямом содействии и участии А.М.Кованько. К подбору людей для воздухоплавания испытатель относился ответственно. Он добился разрешения на полеты врача Сергея Петровича Мунта, который начал исследования "О влиянии воздухоплавания на организм воздухоплавателя". В своем ходатайстве Кованько писал:
"Предпринятые Мунтом исследования о влиянии воздухоплавания на организм человека имеют большое значение для выяснения вопроса о пригодности офицеров и нижних чинов к этому новому роду военной службы".

На заре авиации

Кованько много внимания уделял и новой отрасли развития – авиации. Свою деятельность в этом направлении начал еще в 1894 году с представления своего проекта аэроплана и винта в VII отдел Русского технического общества. Изучив теорию авиационного дела за границей, Кованько отправился в поездку по ряду европейских стран, чтобы увидеть все своими глазами. Он побывал во Франции, в Германии, Англии, Италии, Бельгии, Швейцарии. Вернулся вполне осведомленным в деле развития авиации за границей. Впоследствии это имело положительное значение в развитии русской авиации.
В Русско-японской войне Кованько принял участие как командир первого Восточно-Сибирского воздухоплавательного батальона. Он организовал боевое применение привязных аэростатов для корректировки артогня и наблюдения за противником. По окончании этой войны Кованько был произведен в генерал-майоры, став тем самым первым в мире генералом-воздухоплавателем.
По проекту генерала Кованько на базе Учебного воздухоплавательного парка в 1910 году была создана Офицерская воздухоплавательная школа, в которой были подготовлены первые летчики в России. Под его руководством был построен первый русский дирижабль, а затем – пять самолетов.
© Общественное достояниеОфицерская воздухоплавательная школа. Гатчина. Петроград. 1913г
Офицерская воздухоплавательная школа. Гатчина. Петроград. 1913г
Офицерская воздухоплавательная школа. Гатчина. Петроград. 1913г
Деятельность этого человека в общественно-научных организациях была активной и многосторонней. Был ученым секретарем и председателем в VII-м отделе Русского технического общества (РТО), членом которого стал еще в 1884 году. Кроме того, он был участником всех метеорологических съездов в России, а также представителем России на всех международных воздухоплавательных съездах и выставках до начала Первой мировой войны.
После завершения Первой мировой войны, в 1918 году Кованько вышел в отставку. Затем уехал на лечение в Одессу, где 20 апреля 1919 года скончался в военном санатории.

Особенно важно, все мочь делать дома, из русских материалов

Кованько был одним из главных и активных противников зависимости отечественного воздухоплавания и авиации от иностранной техники. Он считал крайне важным и срочным научиться делать все в России, русскими руками, из русских материалов и русских систем. В личном архиве изобретателя сохранились рукописи, в одной из них он дает характеристику состояния военного воздухоплавания в России в 1912–1913 годах.
"Страшно подумать: двигатели выписываем из-за границы и все задумываемся, как бы переселить французов или немцев к нам, чтобы они работали у нас… Нам нужны опытные мастера, предприимчивость к верфи, где все воздухоплавательное можно было бы делать дома…Программа создания русского воздушного флота должна быть создана так, чтобы мы быстро построили столько воздушных кораблей, аэропланов и других воздушных приборов, дабы на любом театре войны быть сильнее раза в 1,5 числом против того, что может выставить неприятель, да и самые воздушные корабли – аэропланы и т.п. должны быть сильнее, быстрее и лучше вражеских…Не надо забывать, что особенно важно, все мочь делать дома, из русских материалов и в достаточном количестве...".
© Общественное достояние "Кречет" — военный российский дирижабль
 Кречет —военный российский дирижабль
"Кречет" — военный российский дирижабль
А.М. Кованько много выступал с публичными докладами, призывая создавать мощный воздушный флот в России. С именем Александра Матвеевича Кованько русское воздухоплавание, а затем и авиация были связаны в течение нескольких десятилетий.

Память

Сегодня в память о генерале Кованько названа улица в Санкт-Петербурге. В 2007 году Русским воздухоплавательным обществом была учреждена медаль имени "Александра Матвеевича Кованько".
Директор Гатчинского музея истории военной авиации Панев Геннадий Анатольевич рассказал, что потомки Кованько дружат с музеем, часто бывают в гостях. Они передали фотографии, открытки, картины, созданные ученым, а также его личные вещи для экспозиции.

"В скором времени в нашем музее появится бюст и барельеф А.М.Кованько, художник уже работает над проектом",

– добавил Панев