Четыре века в казаках: как корни определяют настоящее
© Из личного архива Михаила ШидоваКазак Михаил Шидов (справа) со своим двоюродным дедушкой Алексеем Ливаднием
© Из личного архива Михаила Шидова
Потомственный казак Михаил Шидов из Ставрополя знает историю своего рода с XVIII века. Сегодня он продолжает традиции семьи и служит в казачьей дружине. Мужчина рассказал, как происхождение повлияло на его судьбу и почему важно сохранять историю казачества.
"Деды-донцы, отцы-кубанцы, а я – терец. Так "географически" сложилась жизнь моей семьи. Мне известно о том, что историю наш род ведет с 1792 года. Во время Есауловского бунта среди донских казаков, недовольных Указом Императрицы Екатерины II о принудительном переселении на Кубань, были и мои предки. И они оказались в числе тех, кого при подавлении бунта все-же переселили с Дона. Родные обосновались в станице Воровсколесской Андроповского района Ставропольского края. Так мы, донцы, стали кубанцами. Пару лет назад я переехал из родного Черкесска в Ставрополь, на территории которого ныне базируется Терское казачье войско", - рассказывает Михаил Шидов.
Все предки Шидова по материнской линии - казаки. Михаил пояснил, что изучением истории рода в свое время занялся его двоюродный дедушка Алексей Иванович Ливадний. Он запрашивал информацию в музеях и архивах. Сейчас ему 89 лет, и он всю жизнь посвятил казачеству. В свое время пел в хоре, да и до сих пор старается посещать казачьи праздники, регулярно ходит в церковь.
Михаил Юрьевич рассказал все, что на данный момент знает о своей казачьей семье и подчеркивает, что в будущем планирует заняться более плотным изучением истории рода.
© Из книги И. А. Соловьева "Станица Воровсколесская: от форпоста до сельской глубинки"Дунькина гора и дом Алиевых в станице Воровсколесской
Дунькина гора и дом Алиевых в станице Воровсколесской
© Из книги И. А. Соловьева "Станица Воровсколесская: от форпоста до сельской глубинки"
Так, информация о родственниках Шидова описана в книге "Станица Воровсколесская: от форпоста до сельской глубинки" доцента Ивана Соловьева. Переселенцы из станицы Воровсколесской, о которых говорится в книге, в 1893 году основали станицу Выселки (первоначально хутор Воровсколесский). Всего в 1893-94-х годах из станицы Воровсколесской в Выселки переселилось 118 семей.
В частности, в книге есть фотографии предков Михаила Шидова - его родного дедушки Николая Ивановича Ерёмина, который участвовал в походе на Бессарабию. А также других родственников по материнской линии – прадеда Алексея Ивановича Ерёмина, который воевал в Гражданскую войну; георгиевского кавалера, урядника 6-го Кубанского пластунского батальона Бориса Артемовича Ливадния (1888 года рождения) и Федоры Евсеевны Ерёминой, которая погибла от голода в 1933 году.
Благодарность предкам
"Мы казаки и никогда не стеснялись этого, не скрывали. В семье всегда славили свою идентичность, в церковь ходили, берегли казачьи традиции. Я с детства знал, что мы донцы. Помню, в пятилетнем возрасте увидел в фильме у казаков на одежде газыри и сказал бабушке, что хочу себе такие же. Она сшила мне "газыри" из белой ткани. А я не знал, чем их забивать. И вкладывал в них сначала мамину губную помаду, а когда она это пресекла – стал использовать спички",
Мать Шидова до пенсии работала инженером резинотехнических изделий на местном предприятии, а всем казачьим "премудростям" Михаила Ивановича учили дедушки (родной и двоюродный) и его бабушка.
"Они привили мне глубокое уважение к старшим. Например, то, что нужно всегда вставать, когда в помещение входит кто-то старше по возрасту или здороваться с таким человеком за руку можно только, когда он первый протянет свою. Дедушка всегда говорил: никогда не относись к человеку, который слабее тебя, хуже и не ставь себя выше людей – мне очень помогают эти советы в жизни", - делится примерами родовой казак.
Михаил Юрьевич рассказал, что в их доме по сей день хранится семейная реликвия - дедов "брешун", или кинжал Кубанского казачьего войска. Как зеницу ока также берегут дедовы газыри.
© Из книги И. А. Соловьева "Станица Воровсколесская: от форпоста до сельской глубинки"Прадед Михаила Шидова – Алексей Иванович Ерёмин
Прадед Михаила Шидова – Алексей Иванович Ерёмин
© Из книги И. А. Соловьева "Станица Воровсколесская: от форпоста до сельской глубинки"
Яблочко от яблони
Михаил Шидов стал частью современного казачества более 20 лет назад, но полноценно ощутил его реальную силу два года назад, когда переехал из родного Черкесска к родственникам в Ставрополье. Здесь он устроился в казачью дружину Терского войска и вместе с сотрудниками полиции, ППС занимается охраной правопорядка на массовых мероприятиях, в военкоматах и так далее. Шидов признается, что любит свою профессию и благодарит за работу атамана Ставропольского городского казачьего общества Валерия Надеина и командира дружины Павла Лахнова.
"Казак – это человек, который в первую очередь славит свой род. Это очень трогательно, что, когда я иду по Ставрополю в казачьей форме, ко мне подходят дети со словами "Желаем здравия!" и встречают старики, говоря: "Здорово, дневал брат!", жмут руку. Я с радостью общаюсь с ними. Приятно, что местные жители ценят казачество", – признается герой материала.
В перспективе Михаил Юрьевич задумывается о работе наставником в казачьем классе. У него есть педагогическое образование (диплом историка Майкопского госуниверситета) и хороший потенциал как у выходца из педагогической династии – его дедушка с бабушкой преподавали математику.