Из брянских лесов в шахты Донбасса: казачий род, давший стране угля и еще много другой пользы
© Из личного архива Руслана МармазоваПервое поколение казачьего рода Мармазовых, родившееся в Донбассе, с мужьями и женами. Верхний ряд справа – Наталья Ивановна и Василий Иванович
© Из личного архива Руслана Мармазова
Казачья родословная начинается с легенд. Может быть, и не всегда безукоризненно достоверных, зато бережно хранимых и передаваемых из поколения в поколение.
Я, Руслан Леонидович Мармазов, родился 11 декабря 1968 года в Донецке и являюсь дончанином в четвертом поколении.
Мои предки появились в этих краях на заре создания сначала поселка, а потом и города с названием Юзовка (изначальное название Донецка по фамилии британского предпринимателя Джона Юза) возле рудников и завода Новороссийского общества каменноугольного, железного, стального и рельсового производства. Годом рождения этого населенного пункта принято считать 1869-й.
Город по меркам истории совсем молодой. А местные жители любят шутить, что в Донецке коренными бывают только зубы. То есть территория эта создана и облагорожена переселенцами и их потомками. Так уж исторически сложилось: веками существовало Дикое поле, а потом в XIX веке волна промышленного бума рассыпала по его просторам угольные шахты, металлургические и машиностроительные заводы. И получился Донбасс примерно в том виде, в котором мы его знаем.
Донбасс – это территория пассионариев и энтузиастов. Вполне казачьи опции характера.
Легенда рода
Я с самого детства знал, что мы казаки. Это как бы само собой подразумевалось, было навеяно разговорами отца, дяди, бабушки. Семейное предание гласило, что в Донбасс пришли два брата – казаки Тихон и Иван Мармазовы. Здесь и женились. Наша линия идет от Ивана.
Деда я, увы, в живых не застал. Он погиб в 1958 году, не дожив и до 50-летия. А вот с бабушкой, его женой, общался довольно много. Наталья Ивановна Мармазова (в девичестве Архипова) дожила до 95 лет. Она не была казачкой, происходила из крестьян Тамбовской губернии, которые тоже прибыли в Донбасс в поисках лучшей доли. Но она была женой казака. Именно от бабушки я почерпнул важные фамильные знания.
© Из личного архива Руслана МармазоваНаталья Ивановна и Василий Иванович с детьми: между ними Борис, сидят Леонид и Евгений. 1944 год
Наталья Ивановна и Василий Иванович с детьми: между ними Борис, сидят Леонид и Евгений. 1944 год
© Из личного архива Руслана Мармазова
Два казака Тихон (родился 15 июня 1853 года) и Иван (родился15 января 1856 года) Мармазовы перебрались из Черниговской губернии (ныне Брянская область) в Екатеринославскую губернию, в поселок Юзовка (ныне ДНР, Донецк). Произошло это в конце 80-х годов XIX столетия.
Бабушка говорила, что они были хорошим охотниками. Причем в Донбасс привезли даже своих собак. Навыки казаков оказались кстати. Вплоть до того, что они "охотились вместе с Юзом". Это так бабушка говорила. С самим основателем нынешнего Донецка, Джоном Юзом, они вряд ли ходили на охоту. Он умер в 1889 году, когда Мармазовы до Юзовки, скорее всего, только-только добрались. А вот с кем-то из сыновей отца-эксплуататора нашего города – запросто.
Родина предков
Услышав эту семейную легенду впервые, не стану скрывать, отнесся я к ней с некоторым скепсисом. Тут-то моя чудесная бабушка Наташа и извлекла на свет божий бесценный документ. Это была справка для школы и больничной кассы, выданная моему деду Василию 17 августа 1918 года причтом Александринской церкви рудников Ветка. Деду тогда было 9 лет, о нем в документе было совсем немного: имя и дата рождения. Зато о его отце, стало быть, моем прадеде, диакон написал, что тот из Черниговской губернии Мглинского уезда Старосельской волости деревни Борщово. Это большая удача – определить историческую родину с точностью до деревни.
© Из личного архива Руслана МармазоваСправка, выданная Василию Ивановичу Мармазову, содержит данные о его отце, в том числе указывает на казачье происхождение
Справка, выданная Василию Ивановичу Мармазову, содержит данные о его отце, в том числе указывает на казачье происхождение
© Из личного архива Руслана Мармазова
Кроме географических данных в справке говорилось, что величали моего прадеда Иоанн Андреев Мармаз, а звание он носил – казак.
Необходимое пояснение: в конце XIX – начале ХХ века моих предков в каких-то случаях называли "Мармазами", в каких-то – "Мармазовыми". Иногда в различных документах один человек мог обозначаться и так, и иначе. Это было в порядке вещей. Начиная с поколения моего деда все были только Мармазовы.
Сегодня территория, на которой находилось наше казачье поселение Борщово, – это Брянская область. И Мармазовы – фамилия брянская. Сейчас на территории области существуют деревни Старая Мармазовка и Новая Мармазовка. А в области проживает немало Мармазовых.
Несколько лет тому назад я побывал на родине моих предков. Захотелось взглянуть на эти края, походить по дорожкам, с которых в XIX веке Мармазовы совершили крутой поворот в сторону Донбасса. Деревни Борщово на карте нет как таковой уже 60 лет, но местные жители легко показывают, где она когда-то располагалась.
Начало юзовского периода казачьего рода
Но вернемся в Донбасс конца XIX века, куда прибыли два казака, Тихон и Иван Мармазовы.
В сентябре 1904 года было зарегистрировано Юзовское общество охоты. В его правление входил Тихон Андреевич Мармазов. В этом кружке по интересам состояла сплошь солидная публика, включая Монтегю Бальфура – представителя одной из самых влиятельных в Донбассе того времени британских фамилий. Он возглавлял Юзовское общество охоты. Да, не Юз, а Бальфур. Но ведь оказалось, что моя бабушка Наташа не так уж далеко была от истины.
Небогатый казак в такую привилегированную компанию, разумеется, мог попасть только благодаря своим исключительным специальным навыкам. Тихон Андреевич, по всей вероятности, был в Юзовке человеком заметным. Это при том, что звания он был небольшого – запасной ефрейтор.
Дети его тоже были вхожи в Юзовское креативное общество. Во всяком случае, дочка Тихона Андреевича, двоюродная сестра моего деда Василия, Елизавета (родилась 13 января 1897 года) состояла при культурно-просветительской комиссии профсоюза конторских служащих завода и рудников Новороссийского общества.
© Из личного архива Руслана МармазоваСвято-Преображенский собор Юзовки, здесь крестили многих Мармазовых
Свято-Преображенский собор Юзовки, здесь крестили многих Мармазовых
© Из личного архива Руслана Мармазова
Мой прадед Иван Андреевич Мармазов жил скромнее. А может быть, просто не осталось или не дошло еще пока до меня документов, подтверждающих его бурную социальную активность на новом месте. Известно, что трудился он на одной из шахт Ветки.
Свою смерть нашел на производстве. Погибнуть под землей от взрыва метана – не самая типичная смерь для казака. А для шахтера – обычное дело. Вместе с ним ушли в мир иной еще несколько горняков.
После себя Иван Мармазов оставил добрую память и восьмерых детей – поровну мальчиков и девочек. Среди которых был и мой дед Василий Иванович, которому смерть отца не оставила особых вариантов – пришлось отправляться трудиться, разумеется, в шахту, в юном возрасте. В трудовой книжке указано, что его стаж в 1945 году составлял 21 год. Значит, добывать уголь он начал в 15 лет, не позднее.
А потом он отправился учиться в Саратовский плановый институт Госплана РСФР, откуда вышел квалифицированным инженером, специалистом по планированию промышленности. Родина отправляла его руководить предприятиями в разных местах, всегда непростых, и дед никогда не подводил. В Великую Отечественную он оборонял Кавказ. Затем добывал уголь в Караганде. А когда от фашистов освободили Донбасс, казак Мармазов возрождал здешние шахты.
Все четыре его сына родились в разных городах СССР. Борис (27 сентября 1935 года) – в Сталино (нынешний Донецк), Евгений (14 июня 1938 года) – в Саратове, Леонид (12 сентября 1940 года) – в Махачкале, Николай (20 сентября 1944 года) – в Караганде. В конце концов семья вернулась в Донбасс, где была нужнее всего.
Мой отец Леонид Васильевич вспоминал, что в послевоенные годы дед, руководитель шахты, ходил на работу с двумя пистолетами: табельное оружие и наградной револьвер. Контингент для нужд угольной промышленности завезли с Западной Украины, хватало недобитых бандеровцев. Случались покушения на деда, приходилось отстреливаться. Но на каждой из шахт, где приходилось работать, порядок он наводил железный.
Старший брат деда Евгений Иванович с оружием не расставался всю свою жизнь. Он был прокурором на Кубани. Кавалер многих государственных наград. Свои земные дни завершил в станице Каневской.
© Из личного архива Руслана МармазоваГорный директор третьего ранга Василий Иванович Мармазов. Слева его старший брат – майор юстиции Евгений Иванович Мармазов
© Автограф Тихона МармазоваВасилий Иванович Мармазов
© Из личного архива Руслана МармазоваУдостоверение Василия Ивановича Мармазова к медали "За оборону Кавказа"
1/3
Горный директор третьего ранга Василий Иванович Мармазов. Слева его старший брат – майор юстиции Евгений Иванович Мармазов
© Из личного архива Руслана Мармазова
2/3
Василий Иванович Мармазов
© Автограф Тихона Мармазова
3/3
Удостоверение Василия Ивановича Мармазова к медали "За оборону Кавказа"
© Из личного архива Руслана Мармазова
Еще два дедовых брата Иван (1900 г.р.) и Николай (1912 г.р.) не вернулись с Великой Отечественной войны. Оба значатся пропавшими без вести.
По церковным книгам удалось установить, что дочка Ивана Мария, сестра моего деда, появилась на свет в Юзовке 24 марта 1898 года. И была крещена на следующий день в Свято-Преображенском соборе.
Старший из сыновей Ивана Евгений 1890 года рождения. Отсюда следуют 1880-е годы в качестве времени начала юзовского периода нашего казачьего семейства.
13 января 1897 года родилась и 19 января того же года была крещена Елизавета, дочь Тихона Мармазова.
У Ивана было восемь детей. Сколько у Тихона, сказать не могу, но, по всей вероятности, он тоже был плодовит. Их многочисленные потомки дали Донбассу уже свое потомство – несколько поколений.
Родословная ветвь
Среди экспонатов Донецкого краеведческого музея есть фотография юзовского рабочего Мармазова, ставшего в годы Первой мировой войны полным георгиевским кавалером. Где его место на родовом дереве – понятия не имею. Пока, во всяком случае. Но родственник – это точно.
Моя небольшая родовая веточка в самом упрощенном виде выглядела так: Андрей – Иван – Василий – Леонид – Руслан (в крещении Ростислав).
Предпоследняя позиция – это мой отец Леонид Васильевич. Свою жизнь он посвятил развитию физической культуры в Донбассе: возглавлял спортивные общества, федерации, был одним из руководителей Донецкого областного спорткомитета. Сила и ловкость всегда ценились у казаков. А для отца организация спортивного движения в регионе стала профессией и стилем жизни. Он – заслуженный работник физической культуры и спорта.
А последним в этом списке иду я. Замыкаю фамилию. Мне Господь дал только дочек и внучек, что прекрасно. Казачки нам нужны не меньше казаков. Только фамилию по женской линии не передашь. Я – последний мужчина в роду, о чем по старинной казачьей традиции сообщает серьга в моем ухе.
© Из личного архива Руслана МармазоваРуслан Леонидович Мармазов
Руслан Леонидович Мармазов
© Из личного архива Руслана Мармазова
Из Брянских архивов
Однако в прошлом году сбылась моя мечта, и я добрался до архивов Брянской области.
Если раньше самым старшим для меня был Андрей Мармазов, а узнал я о нем только по отчеству прадеда, то теперь добавилось еще два поколения!
Во-первых, отчество у Андрея было Ильич. Во-вторых, родился он 17 октября 1826 года. В-третьих, в семье он был вторым из восьми детей.
2 февраля 1849 года "казак д. Борщово Андрей Ильич сын Мармазов обвенчался с казачкой д. Сибеки Акилиной Гавриловой дочерью Сенковой". Были они ровесниками, в брак вступали впервые. Венчал пару приходской священник Андрей Матусевич.
Крестные у детей Андрея Ильича и Акилины Гавриловны были сплошь из казаков деревни Борщово.
О родителях моего прапрадеда Андрея Мармазова удалось узнать, что это были "казак деревни Борщово Илья Федосов сын Мормаз и его жена Ксения Юдина дочь Самусева, оба православного вероисповедания".
О нашем же пращуре можно сказать лишь, что звали его Феодосий Мормаз и родился он во второй половине XVIII века. Дальше заглянуть в историю рода пока не представилось возможным.
Главное, казачья родовая ветвь в моем случае теперь выглядит так: Феодосий – Илья – Андрей – Иван – Василий – Леонид – Руслан (Ростислав). Семь поколений казаков, православных людей – осознание этого греет душу, да и заставляет как-то соответствовать предкам.
Конечно, у кого-то может возникнуть вопрос: а зачем нужны все эти знания? Какая разница, как звали предка по отцовской линии в XVIII веке?
Для меня это важно. Знать свои корни, чтить предков – нормальное состояние для казака. К тому же у православных христиан есть утреннее молитвенное правило, где мы, помимо прочего, молимся об упокоении душ усопших "родителей, сродников, благодетелей". Мой список теперь стал значительно обширней. А кто же за них помолится, за моих-то предков, если не я?
Руслан Мармазов