Илья Ипатов: Ярчайший вызов современности – воспитание детей и молодежи - Российское казачество, 02.09.2024

Илья Ипатов: Ярчайший вызов современности – воспитание детей и молодежи

© РИА Новости / Константин МихальчевскийВоспитанники казачьего кадетского корпуса
Воспитанники казачьего кадетского корпуса  - РИА Новости, 1920, 02.09.2024
В первый день нового учебного года о том, чем отличается казачье кадетское образования, порталу "Российское казачество" в авторской статье рассказал педагог, начальник управления по поддержке и реализации казачьих молодежных инициатив МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет) Илья Ипатов.
Одним из основных служений казаков в новейшей истории России стало военно-патриотическое воспитание детей и молодежи.
В новейшей истории, задолго до всех больших системных государственных проектов, по всей России создавались военно-патриотические клубы, которыми чуть ли не в большинстве случаев занимаются именно казаки. Эта тенденция неудивительна, ведь казак не мыслит свою жизнь вне служения своему народу, а ярчайшим вызовом и борьбой современности является воспитание детей и молодежи в контексте развития цифровых технологий и информационных противостояний, где идут самые настоящие сражения не просто за мнения, а за души, мировоззрение граждан. Враги России очень серьезно используют цифровые технологии, играя вдолгую и рассчитывая перемолоть русскую цивилизацию через разложение умов юных поколений.
Конечно, единственным реальным противодействием информационному давлению является реальный мир. Реальная жизнь, где в руках умелых педагогов детская душа расцветает и наследует все лучшее от своего народа. И к 2024 году одним из мощнейших механизмом воспитания детей и молодежи стала система кадетского образования.

История кадетов

Свое начало кадетское образование России ведет от создания Петром Великим в январе 1701 года (25 января – День российского кадета) Навигацкой школы в Сухаревской башне в Москве – то есть первого в истории России образовательного учреждения кадетского типа, имеющего целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной и гражданской государственной службе.
© РИА Новости / РИА НовостиУлица Сретенка в Москве. В центре - Сухарева башня (XVII в.). Из фондов Музея истории и реконструкции Москвы
Улица Сретенка в Москве. В центре - Сухарева башня (XVII в.). Из фондов Музея истории и реконструкции Москвы - РИА Новости, 1920, 28.08.2024
Улица Сретенка в Москве. В центре - Сухарева башня (XVII в.). Из фондов Музея истории и реконструкции Москвы
Казаки со стародавних веков знают и владеют основными принципами воспитания своих детей. Исторически мы жили по границе России и первыми встречали неприятеля и посягателя на наше Отечество. Осваивали и присоединяли Урал, Сибирь, Центральную Азию, Дальний Восток и Аляску, участвовали во всех дореволюционных войнах и до 1917 года являлись элитой, авангардом Русской армии. Конечно, в таких условиях невозможно без братства, товарищества, взаимного доверия и авторитета. Казак – это воин, именно воин, а не боец, ведь воина отличает особый духовно-нравственный путь, который и обеспечивает непрерывную связь поколений и героизм на полях сражений. Особый ключ успеха казачества хранится в христианской православной вере.
Дух православной культуры и нравственности установил особый уклад внутри казачьих обществ, где всегда присутствует особое почитание старших поколений, семейных ценностей, любовь к своему народу, земле, Отечеству. К примеру: авторитет отца с матерью не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не принимаются решения по наиболее важным делам. Установлено особое уважительное и бережное отношение к женщинам, ибо женщина – будущее народа, а в старину казаки не ходили за руку и в обнимку со своими женами, дабы не вызвать боль и скорбь у вдов (из-за частых сражений воины погибали, и потому всегда было много овдовевших женщин).
В XIX веке появились и казачьи кадетские корпуса. В 1882 году была проведена большая реформа военно-учебных заведений: местные военные гимназии были преобразованы в кадетские корпуса, основаны и новые кадетские корпуса в казачьих войсках. По времени основания самым старшим из казачьих кадетских корпусов был Оренбургский Неплюевский, основанный в 1825 году, затем Омский кадетский корпус, преобразованный из Войскового казачьего училища в 1848 году, за ними были основаны Донской императора Александра III кадетский корпус (в Новочеркасске, 1883 год), 2-й Оренбургский кадетский корпус (1887 год), Владикавказский кадетский корпус (1901 год).
К 1917 году на территории Российской империи действовало 30 кадетских корпусов. В 1918 году кадетские корпуса на контролируемой большевиками территории, а затем и во всей России были упразднены. Эмигрантами в зарубежье были основаны несколько кадетских корпусов, которые успешно действовали до конца Второй мировой войны.

Возвращение к традиции

После распада СССР в России стали стихийно возникать кадетские казачьи корпуса: в Новочеркасске, Таганроге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Красноярске, Омске и других городах. На данный момент в России существует 31 кадетский казачий корпус и сотни казачьих кадетских классов.
Что отличает казачьего кадета от других?
1. Серьезный упор на духовно-нравственное просвещение в освоении русской православной культуры, а через нее – становление в жизнь по вере передков, в откровении Евангелия, в Нагорной проповеди Иисуса Христа.
2. Приобщение к воинской казачьей культуре через дополнения основной образовательной программы внеурочными и дополнительными занятиями, где идет активная начальная военная подготовка, занятия спортом и вместе с тем расположение к умению жить, быть и служить в коллективе (общине).
3. Внешний облик, где форменное обмундирование учеников всегда связано с войсковым казачьим обществом региона пребывания.
© РИА Новости / Макс ВетровВоспитанники казачьего кадетского корпуса
Воспитанники казачьего кадетского корпуса  - РИА Новости, 1920, 28.08.2024
Воспитанники казачьего кадетского корпуса
Дети – это самое необычное, яркое и удивительное, что произошло и происходит в нашей жизни. Дети – наше будущее как в личном, так и в государственном масштабе, и то, чему мы их сможем научить, они воплотят в своей жизни! И конечно, такая ответственность лежит как на каждом родителе, так и на каждом педагоге и воспитателе.
Очень многие казаки, учитывая свой опыт и опыт предыдущих поколений, видя проблемы современности, посвящают свою жизнь не только воспитанию детей в своих семьях, но и труду в образовательных организациях.
Казачьи кадетские классы, как и другие классы, не обязывают учащихся становиться казаками, военными, учеными. Но казачий кадетский класс идет по казачьему пути взращивания особой любви к семье, роду, товарищам и Отечеству. Воспитание Человека с большой буквы – есть деятельность всего его окружения, где рука об руку трудятся родители и педагоги.
Илья Ипатов специально для портала "Российское казачество"