https://kazachestvo.ru/20250207/1508714.html
Сохранение веры и традиций: казаки-татары на службе Отечеству
Сохранение веры и традиций: казаки-татары на службе Отечеству
В российской истории есть много малоизвестных страниц. Одна из них связана с татарами-казаками, которые со второй половины XVI века защищали границы страны. Они Российское казачество, 07.02.2025
2025-02-07T10:00
2025-02-07T10:00
2025-02-07T10:00
энциклопедия российского казачества
история
республика татарстан
республика башкортостан
оренбургская область
самарская область
челябинская область
оренбургское войсковое казачье общество
/img/07e9/02/05/1508551_0:181:1880:1239_1920x0_80_0_0_efa4ec17cba0cca4e6faa41db58bd77a.jpg
В российской истории есть много малоизвестных страниц. Одна из них связана с татарами-казаками, которые со второй половины XVI века защищали границы страны. Они внесли значительный вклад в безопасность региона, при этом их роль порой остается незамеченной. О том, как вероисповедание отражалось на совместной службе казаков с разной культурой, почему татары верстались в казаки и кто такие нагайбаки, корреспонденту портала рассказал кандидат исторических наук Рустем Аминов.Если задаться вопросом, где жили казаки, в первую очередь вспоминается Кубань, Дон, кто-то, может быть, вспомнит еще, что казаки заселяли Сибирь. И мало кто назовет Татарстан или Башкортостан. А ведь их жители также занимали особое место в казачьих рядах и участвовали в военных походах. Сегодня это часть бывших территорий Оренбургского казачьего войска, а также Башкиро-Мещерякского войска.Еще в конце XVI века, в ходе похода Ермака на Сибирь (1581–1585), были известны казачьи подразделения из тоболо-иртышских татар и других мусульман. На Яике также еще в XVI веке присутствовали татары-казаки. Позднее этнический состав тюрков-казаков Яицкого казачьего войска был пополнен башкирами, черкасами, чувашами, каракалпаками и другими.У истоков создания Оренбургского казачьего войскаВ середине XVIII века власти решили укрепить рубежи страны на территории Оренбургского региона – сейчас это земли республик Татарстан и Башкортостан, Самарской, Оренбургской, Челябинской областей, а также Казахстана. Одной из основных обязанностей казаков была охрана границ, поэтому в 1744 году выходит указ о формировании там казачьих частей, отметил историк.По его словам, с 1736 по 1755 год было сооружено более 40 крепостей – Оренбургская пограничная линия протягивалась на почти 1400 километров. Ее строительством вместе с казаками занимались представители различных сословных и этнических групп – русские крестьяне, татары, башкиры, тептяри, бобыли (крестьяне, не имеющие земли) и ссыльные. Причем все они в разной степени имели отношение к становлению Оренбургского казачьего войска, так как тоже впоследствии охраняли границы – несли одну службу.В 1798 году была образована кантонная система управления (административно-территориальная система с высокой степенью автономии). Оренбургское казачье войско делилось на 5 кантонов, учреждались 2 кантона Уральского казачьего войска, 11 башкирских, 5 мещерякских кантонов. Территория Башкиро-Мещерякского войска занимала земли современного Восточного Татарстана, Башкортостана, Оренбургской, Курганской, Челябинской и других областей. Организация и управление данного войска была схожей с казачьими войсками. В отличие от казачьих войск Российской империи оно с изменениями в военно-административной структуре просуществовало лишь до 1865 года.Одни корни – разная вераОсобое место в Оренбургском казачьем войске занимают нагайбаки – это такая группа тюркских казаков православного вероисповедания. После принятия крещения во второй половине XVII столетия они оказались на территории современного Восточного Татарстана и Западного Башкортостана. В их состав в небольшом количестве вошли крещеные марийцы, иранцы, афганцы и другие.Нагайбаки не поддержали Башкирское восстание 1734–1736 годов. За это российские власти сняли с них ясак (налог), а в 1736 году определили на казачью службу. Надо отметить, что в тот период верстание в казаки давало свои льготы, подчеркнул Рустем Аминов.Когда же в 1748 году было создано Оренбургское казачье войско, нагайбаков включили в его состав.Но в большинстве своем татары сохраняли мусульманскую веру. И правительство к этому нормально относилось, подчеркнул историк. Для властей вопрос религии был непринципиален – главное, чтобы выполняли возложенные на них казачьи обязанности: охрана границ, полицейские функции, участие в военных походах.Конечно, были единичные случаи в Уральском и Оренбургском казачьих войсках, когда отдельные лица из числа татар, башкир, киргиз-кайсаков (казахов) подавали прошения о смене веры, чтобы их причислили к православным и в состав войска. Такие документы встречаются в архивах. Соответственно, изменялись имена и фамилии на русские – Василий Николаев или, например, Егор Иванов. В основном новокрещеные подавали прошения в связи с незавидным экономическим положением, благодаря приписке в казачье сословие они переселялись в общину русских казаков и ассимилировались.Единственное, что стоит отметить: в конце XIX века пошла волна слухов, что татар в Оренбургском казачьем войске будут насильно крестить. Чтобы избежать этого, некоторые из них получили паспорта и переселились в Турцию, добавил историк.В разное время удельный вес мусульман-казаков, преимущественно из числа татар, в Оренбургском, Уральском, Сибирском казачьих войсках составлял 5–11%. В других войсках (Кубанское, Донское, Астраханское, Терское и Семиреченские казачьи войска) он был еще ниже.Сохраняя культурный кодВажно, что верставшиеся татары ощущали себя казаками и обозначались именно так. Более того, существовали целые офицерские династии казаков-татар Оренбургского казачьего войска, рассказал историк. Наиболее известные – Кочуровы, Дашкины, Уразаевы. Из нагайбаков – Бектеевы, Альметьевы. Из династий мулл-казаков необходимо отметить Тевкелевых, потомков Кутлу-Мухаммеда Тевкелева – российского дипломата, основателя Челябинска, генерал-майора, который участвовал в подавлении башкирских восстаний.Разные религии сказывались на разных традициях – при рождении и наречении, поминальных и свадебных обрядах."Например, внешний вид – в быту у татар-казаков одежда отличалась от одеяний православного казака", – отметил Рустем Аминов.Татары-казаки придерживались своих традиций и в еде – перемячи, кыстыбый, баурсак, катык, каймак. Кстати, нагайбаки готовили такую же еду, но дополняли меню некоторыми русскими блюдами. Однако они, как и мусульмане, до начала XX века не ели свинину.Конечно же, разные вероисповедания отражались и на праздниках – к примеру, у татар-казаков была традиция проводить Сабантуй, отмечать окончание поста – Ураза-байрам и праздник жертвоприношения Курбан-байрам.Это не становилось препятствием к появлению совместных традиций. Некоторые праздники отмечались вне зависимости от национальности. Например, зиму провожали масштабными гуляниями и соревнованиями.Кроме этого, тюрки-казаки принимали участие и в войсковом празднике. Проведение совместных станичных и поселковых сходов и решение на них насущных проблем, общие задачи и повинности, проживание нескольких поколений бок о бок с русскими казаками способствовали сближению мусульман-казаков с ними. Одной из особенностей многих поселений тюрков-казаков являлась их поликонфессиональность и полиэтничность.
https://kazachestvo.ru/20240312/995224.html
республика татарстан
республика башкортостан
оренбургская область
самарская область
челябинская область
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
2025
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
/img/07e9/02/05/1508551_28:0:1880:1389_1920x0_80_0_0_2e9f0ce797bb7cd35504beb1e570407a.jpgРоссийское казачество
info@kazachestvo.ru
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
история, республика татарстан, республика башкортостан, оренбургская область, самарская область, челябинская область, оренбургское войсковое казачье общество
В российской истории есть много малоизвестных страниц. Одна из них связана с татарами-казаками, которые со второй половины XVI века защищали границы страны. Они внесли значительный вклад в безопасность региона, при этом их роль порой остается незамеченной. О том, как вероисповедание отражалось на совместной службе казаков с разной культурой, почему татары верстались в казаки и кто такие нагайбаки, корреспонденту портала рассказал кандидат исторических наук Рустем Аминов.
Если задаться вопросом, где жили казаки, в первую очередь вспоминается Кубань, Дон, кто-то, может быть, вспомнит еще, что казаки заселяли Сибирь. И мало кто назовет Татарстан или Башкортостан. А ведь их жители также занимали особое место в казачьих рядах и участвовали в военных походах. Сегодня это часть бывших территорий Оренбургского казачьего войска, а также Башкиро-Мещерякского войска.
Еще в конце XVI века, в ходе похода Ермака на Сибирь (1581–1585), были известны казачьи подразделения из тоболо-иртышских татар и других мусульман. На Яике также еще в XVI веке присутствовали татары-казаки. Позднее этнический состав тюрков-казаков Яицкого казачьего войска был пополнен башкирами, черкасами, чувашами, каракалпаками и другими.
У истоков создания Оренбургского казачьего войска
В середине XVIII века власти решили укрепить рубежи страны на территории Оренбургского региона – сейчас это земли республик Татарстан и Башкортостан, Самарской, Оренбургской, Челябинской областей, а также Казахстана. Одной из основных обязанностей казаков была охрана границ, поэтому в 1744 году выходит указ о формировании там казачьих частей, отметил историк.
По его словам, с 1736 по 1755 год было сооружено более 40 крепостей – Оренбургская пограничная линия протягивалась на почти 1400 километров. Ее строительством вместе с казаками занимались представители различных сословных и этнических групп – русские крестьяне, татары, башкиры, тептяри, бобыли (крестьяне, не имеющие земли) и ссыльные. Причем все они в разной степени имели отношение к становлению Оренбургского казачьего войска, так как тоже впоследствии охраняли границы – несли одну службу.
"Датой образования Оренбургского казачьего войска следует считать 24 мая 1748 года. Именно тогда все казачьи части губернии были объединены в Оренбургское нерегулярное войско",
В 1798 году была образована кантонная система управления (административно-территориальная система с высокой степенью автономии). Оренбургское казачье войско делилось на 5 кантонов, учреждались 2 кантона Уральского казачьего войска, 11 башкирских, 5 мещерякских кантонов.
Территория Башкиро-Мещерякского войска занимала земли современного Восточного Татарстана, Башкортостана, Оренбургской, Курганской, Челябинской и других областей. Организация и управление данного войска была схожей с казачьими войсками. В отличие от казачьих войск Российской империи оно с изменениями в военно-административной структуре просуществовало лишь до 1865 года.
Одни корни – разная вера
Особое место в Оренбургском казачьем войске занимают нагайбаки – это такая группа тюркских казаков православного вероисповедания. После принятия крещения во второй половине XVII столетия они оказались на территории современного Восточного Татарстана и Западного Башкортостана. В их состав в небольшом количестве вошли крещеные марийцы, иранцы, афганцы и другие.
Нагайбаки не поддержали Башкирское восстание 1734–1736 годов. За это российские власти сняли с них ясак (налог), а в 1736 году определили на казачью службу. Надо отметить, что в тот период верстание в казаки давало свои льготы, подчеркнул Рустем Аминов.
Когда же в 1748 году было создано Оренбургское казачье войско, нагайбаков включили в его состав.
Но в большинстве своем татары сохраняли мусульманскую веру. И правительство к этому нормально относилось, подчеркнул историк. Для властей вопрос религии был непринципиален – главное, чтобы выполняли возложенные на них казачьи обязанности: охрана границ, полицейские функции, участие в военных походах.
Конечно, были единичные случаи в Уральском и Оренбургском казачьих войсках, когда отдельные лица из числа татар, башкир, киргиз-кайсаков (казахов) подавали прошения о смене веры, чтобы их причислили к православным и в состав войска. Такие документы встречаются в архивах. Соответственно, изменялись имена и фамилии на русские – Василий Николаев или, например, Егор Иванов. В основном новокрещеные подавали прошения в связи с незавидным экономическим положением, благодаря приписке в казачье сословие они переселялись в общину русских казаков и ассимилировались.
"Но разные вероисповедания не становились причиной конфликта в казачьих войсках. В архивных делах конфронтаций на религиозной почве между православными и мусульманами-казаками не обнаружено",
Единственное, что стоит отметить: в конце XIX века пошла волна слухов, что татар в Оренбургском казачьем войске будут насильно крестить. Чтобы избежать этого, некоторые из них получили паспорта и переселились в Турцию, добавил историк.
В разное время удельный вес мусульман-казаков, преимущественно из числа татар, в Оренбургском, Уральском, Сибирском казачьих войсках составлял 5–11%. В других войсках (Кубанское, Донское, Астраханское, Терское и Семиреченские казачьи войска) он был еще ниже.
Сохраняя культурный код
Важно, что верставшиеся татары ощущали себя казаками и обозначались именно так. Более того, существовали целые офицерские династии казаков-татар Оренбургского казачьего войска, рассказал историк. Наиболее известные – Кочуровы, Дашкины, Уразаевы. Из нагайбаков – Бектеевы, Альметьевы. Из династий мулл-казаков необходимо отметить Тевкелевых, потомков Кутлу-Мухаммеда Тевкелева – российского дипломата, основателя Челябинска, генерал-майора, который участвовал в подавлении башкирских восстаний.
Разные религии сказывались на разных традициях – при рождении и наречении, поминальных и свадебных обрядах.
"Например, внешний вид – в быту у татар-казаков одежда отличалась от одеяний православного казака", – отметил Рустем Аминов.
Татары-казаки придерживались своих традиций и в еде – перемячи, кыстыбый, баурсак, катык, каймак. Кстати, нагайбаки готовили такую же еду, но дополняли меню некоторыми русскими блюдами. Однако они, как и мусульмане, до начала XX века не ели свинину.
Конечно же, разные вероисповедания отражались и на праздниках – к примеру, у татар-казаков была традиция проводить Сабантуй, отмечать окончание поста – Ураза-байрам и праздник жертвоприношения Курбан-байрам.
Это не становилось препятствием к появлению совместных традиций. Некоторые праздники отмечались вне зависимости от национальности. Например, зиму провожали масштабными гуляниями и соревнованиями.
Кроме этого, тюрки-казаки принимали участие и в войсковом празднике. Проведение совместных станичных и поселковых сходов и решение на них насущных проблем, общие задачи и повинности, проживание нескольких поколений бок о бок с русскими казаками способствовали сближению мусульман-казаков с ними. Одной из особенностей многих поселений тюрков-казаков являлась их поликонфессиональность и полиэтничность.