Уссурийские казаки: крепкие гены Русского Востока - Российское казачество, 04.03.2025

Уссурийские казаки: крепкие гены Русского Востока

© Портал "Российское казачество"Атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Уссурийского войска подъесаул Николай Шкарупа
Атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Уссурийского войска подъесаул Николай Шкарупа
Если в современном мире человек носит казачью одежду (справу, предназначенную для походов и боев, или повседневную, бытовую одежду казачьего покроя, не суть важно), он может рассчитывать на что угодно, но только не на то, что останется не замеченным публикой. Стало быть, своим внешним видом он осознанно посылает сигнал окружающей среде, обозначает свой статус, считает, прямо-таки маякует, что соответствует ему в полной мере.

Между прочим, под костюмом размещается душа

Для казака одежда – это ведь не просто ткани, фурнитура, меха, прикрывающие срам, не дающие озябнуть или, наоборот, перегреться бренному телу. Это и вторая кожа, и символ, каждый шов или петелька которого наполнены сакральным смыслом, и дань традициям предков, и еще много чего. Не говоря о том, что в России издавна повелось по одежке встречать, а уж провожать – как получится.
Одно из немногих мест, куда в XXI веке можно заявиться в казачьем одеянии и раствориться в сообществе, – Большой казачий круг или сходные специфические и, в общем-то, неповторимые по своей сути массовые мероприятия. Но, представьте себе, даже там у некоторых получается выделиться.
Казалось бы, все вокруг в бекешах, гимнастерках, черкесках, косоворотках, лампасах, погонах, папахах, фуражках, усах и бородах… Но в одних случаях видно, что казаки всю эту красоту надевают только по особым поводам, стало быть, ощущают себя, хотя и величественно, но чуть неуклюже – как закоренелые строевики во фраках. А в других – смотришь, форма сидит как влитая. Явно же человеку уютно в ней, ловко себя чувствует, естественно. Будто всегда таким манером и ходит, это включая сапоги и портупею.
© Из личного архива Николая ШкарупыАтаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Уссурийского войска подъесаул Николай Шкарупа
Атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Уссурийского войска подъесаул Николай Шкарупа
Атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Уссурийского войска подъесаул Николай Шкарупа
Больше того, порой сама по себе выкристаллизовывается навязчивая идея, дескать, надо же, как из кино персонаж выскочил, из фильма о Русско-японской войне, например. Или о Первой мировой, или о Гражданской… Последний вариант даже более всего уместен, та катастрофа еще и до сих пор не отболела полностью.

Близкий и любимый Дальний Восток

Наш нынешний собеседник как раз из такой категории. Простите уж за модное импортное словечко, но вот аутентичен – и все тут, невероятно убедителен. Только бейджик мероприятия, где нам довелось пересечься, и не дает полностью оторваться от реальности и забыть, в какой эпохе все мы сейчас гостим.
А снять бейджик с ленточкой – и хоть сейчас в кино о неспокойных, героических буднях на дальних восточных рубежах нашей Отчизны. К костюмеру даже не надо заходить, и к гримеру тоже.
Уссурийский тигр на Андреевском стяге шеврона не оставляет простора для выбора ориентиров – Амур-река, сопки Маньчжурии, давнее глухое эхо стычек с хунхузами и тому подобные экзотичные реалии жизни, тоже, между прочим, вполне русской, только очень дальневосточной.
Свели знакомство, и оказалось, что наблюдения по поводу стиля одежды вполне верны. В форме, действительно, главное – это содержание!
В погонах подъесаула и с лихим вихром из-под папахи перед нами предстал атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Уссурийского войска Николай Шкарупа. Он же – и это немаловажный момент – является главой Биджанского сельского поселения, председатель тамошнего собрания депутатов. Стало быть, объединяет в своих руках власть казачью и гражданскую.
Скучать себе Николай Александрович точно не позволяет. Если бегло даже прошерстить интернет, пролететь галопом по социальным сетям, складывается устойчивое впечатление, что он все время занят делом: если не храм ремонтирует (причем своими руками, а не давая ценные указания издали, с золоченого креслица), так с казачьей малышней возится, если не с автоматом Калашникова упражняется, так несет казачью культуру в массы, тиская "пуговки" баяна, или МЧС помогает, или еще чем-то значительным занимается. Деятельная, кипучая казачья натура.
И, заметьте, на всех снимках Шкарупа исключительно в казачьей одежде. Всегда! В разной, по обстоятельствам и по погоде, но в едином, подчеркнуто казачьем стиле.
"Да, наш атаман, а он же и поселковый голова, и на работу только так ходит", – подтвердил смиренно ожидавший, покуда мы пообщаемся с есаулом, протоиерей Георгий (Борисов) духовный наставник Уссурийского казачьего войска. Авторитетней эксперта и не сыскать.
Протоиерей Георгий Борисов: Казаки всегда были верными сынами Отечества и веры православной

Я на свет появился вовремя

– Господин есаул, вы простите, не могу отделаться от мысли, на вас глядючи, что вы из другой эпохи к нам попали. Раньше надо было родиться, а не в конце 70-х годов ХХ века.
– Тут уж такое дело – родился, когда родился. Родители родили, и никуда не денешься. Но, слава Богу, я на свет появился вовремя.
– Ах, даже так?
– Застал еще свою бабушку, которая меня и учила кое-каким наукам, казачьим премудростям. Я это воспринимал, впитывал. Хотя, конечно, в те времена об этом не рекомендовалось особо говорить. Но все открылось, я узнал, что казачьих кровей, и теперь я этот факт всячески поддерживаю. И внешне тоже, если вы об одежде. Не стесняюсь этого никогда. Везде хожу в казачьем, чтобы меня было видно издали. Как говорится, казак казака видит издалека.
– Мы все черпаем от предков, и ваши слова тому убедительное доказательство. А не застань вы, упаси Господь, бабушку-казачку… И что, жизнь пошла бы иначе?
– Думаю, я бы все равно пришел к казачеству рано или поздно. Это ведь генами закладывалось, многими поколениями предков. Все равно это непременно проявилось бы.
© Из личного архива Николая ШкарупыАтаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Уссурийского войска подъесаул Николай Шкарупа и поющие казачки
Атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Уссурийского войска подъесаул Николай Шкарупа и поющие казачки
Атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Уссурийского войска подъесаул Николай Шкарупа и поющие казачки

Казаки еще не осознали, кто они

– Из Москвы, чего уж греха таить, не всегда легко прочувствовать, что за события происходят на нашем Дальнем Востоке. Как там живется казакам? Супостат поблизости не шалит?
– Есть, конечно, сложности. Работы очень много. Самая же основная для нас трудность – внутренняя, что ли. Это людской резерв.
– Нет людей?
– С этим проблема, и большая. Народ покидает Дальний Восток, уезжает.
– И казаки в том числе?
– Знаете, как у нас? Казачество только начинает восстанавливаться. Многие казаки еще не осознали, что они казаки. Не доходит до них пока, не улавливают своего предназначения.
© Из личного архива Николая ШкарупыАтаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Уссурийского войска подъесаул Николай Шкарупа
Атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Уссурийского войска подъесаул Николай Шкарупа
Атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Уссурийского войска подъесаул Николай Шкарупа
– Вы имеете в виду, скорее всего, природных казаков, родовых?
– Да. Некоторые говорят: "Знаю, что предки были казаками: дедушка, бабушка… Но я вне казачества". Вот так как-то.

Встретимся через поколение

– Думаете, они дозреют до правильного понимания?
– Лишь бы их дети дозрели.
– Ничего себе! Только через поколение ситуация может выровняться?
– Да, я так думаю.
© Из личного архива Николая ШкарупыАтаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Уссурийского войска подъесаул Николай Шкарупа с казачатами
Атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Уссурийского войска подъесаул Николай Шкарупа с казачатами
Атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Уссурийского войска подъесаул Николай Шкарупа с казачатами
– Для тех, кто уже нашел свое место в казачьем строю, сейчас главная задача – СВО. Уссурийские казаки тоже так считают?
– Разумеется. Наши ребята участвуют в боях. Есть и погибшие, к сожалению… Погибли братцы, эх… Конечно, мы принимаем участие. Кроме того, собираем гуманитарную помощь, не подумайте, что только силами казаков, нет. Всем миром – и казаки, и простые жители нашего региона. Маскировочные сети плетем, посылки для бойцов собираем, сладости, теплые вещи отправляем в зону СВО. Иначе и быть не может.
Руслан Мармазов