https://kazachestvo.ru/20221124/31929.html
Ермак и его наследие
Ермак и его наследие
Атаман Ермак и его казачий отряд вошли в историю как герои, положившие начало присоединению Сибири к России. Российское казачество, 24.11.2022
2022-11-24T12:42
2022-11-24T12:42
2022-11-24T15:36
энциклопедия российского казачества
персоны
/img/07e6/0b/18/38239_0:0:1500:844_1920x0_80_0_0_23620346cf0248d287c116f91539def0.png
Атаман Ермак и его казачий отряд вошли в историю как герои, положившие начало присоединению Сибири к России.Несмотря на огромный вклад в будущее страны, о прошлом одного из самых знаменитых казаков известно немного. Единого мнения, где именно родился Ермак, нет. Одно из преданий гласит, что он появился на свет в станице Качалинской на Дону, другое – на реке Чусовой на Урале.Есть и третья версия – в "Летописце старых лет" приводятся слова: "Ермак атаман, родом з Двины з Борку", то есть из села Борок на берегу реки Северная Двина.Также неизвестны фамилия и точный год рождения Ермака Тимофеевича, хотя чаще всего историки называют 1532-й. До наших дней дошло только описание его внешности, которое сохранилось благодаря энциклопедисту Сибири конца XVII века Семену Ремезову.Он так описывает атамана в своей летописи: "Велми мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою и власы прикудряв, возраст средней, и плоск, и плечист".Хотя о прошлом казака известно немного, дальнейшая жизнь выдающегося атамана описана довольно подробно."Ермак – это одна из самых значимых фигур в русской истории, и само это событие – разгром Сибирского ханства – произвело просто оглушительное впечатление на современников", – отметил ведущий научный сотрудник Центра истории русского феодализма Института российской истории РАН и кандидат исторических наук Николай Никитин.Поход на СибирьВ конце XVI века купцы и солепромышленники Строгановы пригласили Ермака и его отряд, состоящий из 540 казаков, защищать свои владения от набегов сибирского хана Кучума. Впоследствии к ним присоединилась дружина, которую купцы набирали сами.Как писал Никитин в своей исторической заметке "Атаман Ермак как фигура раздора", купцы выразили Ивану Грозному беспокойство о том, что "сибирцы" угоняют у них скот, выжигают деревни, убивают и захватывают в "полон" людей, "и промыслы у них в слободах отняли, и соли варити не дадут".Поэтому в 1581 году казаки во главе с Ермаком погрузились на струги и отправились вверх по реке Чусовой и ее притоку Серебряная, протекающим на территориях современного Пермского края и Свердловской области, до самого Уральского хребта. В какой-то момент им даже пришлось переносить лодки на руках.Ермак побежал вверх по Волге и по Каме, и когда дошел до Орла-городка, то многие припасы у Строгановых, оружие и проводников взял и побежал по Чусовой и речке Серебряной до волока. И перетащил суда на Тагил-реку за два дня пути по волоку, а остальные суда на волоке оставили. И подойдя к истоку Тагила-реки в урочище речки Абугай с единодушной дружиной, там покорили многие вогульские племена и добычу взяли, другие же [вплоть] до Тавды (река в Западной Сибири. – Прим. ред.) добровольно покорились; так и воевали всю зиму до весны, пишет Ремезов в летописи.Первые победы не заставили себя долго ждать – казаки разбили сибирских татар, преодолевая сопротивление местных племен по пути, сначала на реке Туре на территории современных Свердловской и Тюменской областей, а уже потом на Тоболе при урочище Бабасаны.Это сражение, в котором Ермак вышел против царевича Маметкула, было наиболее крупным и упоминается в летописи Семена Ремезова: И сражались нещадно врукопашную, так рубились, что кони по чрево бродили в крови их и мертвых телах нечестивых. И вели бои 5 дней, держась, не пропуская струги вниз. В конце концов, с Богом казаки победили, а противники отступили, и царевич бежал.Тем не менее важное преимущество казачьих ружей над луками заключалось в том, что пуля, в отличие от стрелы, пробивала любой доспех. Но и это сводилось на нет во время рукопашных схваток, тем более что противник численно превосходил войско Ермака как минимум в 10 раз.Сибирская победаХан Кучум не мог принять поражение и в октябре 1582 года предпринял последнюю попытку напасть на Ермака, но был полностью разбит, оставив без защиты столицу Сибирского ханства. Кучум и его войско бежали.Когда же увидел Кучум царства своего окончательное падение и гибель всех, то бежал из города своего Кашлыка, который Сибирью называется, в 26 день октября, после видения, ночью, собравшись тайно, всем своим сказал: "Бежим без промедления, а то все в страхе погибнем от казаков внезапной [мгновенной] смертью". И все из города без оглядки бежали в Степь, в Казачью Орду на прежнее свое место. А Чувашский и Кашлык, Сузгун, Абалак и прочие города, гонимы невидимой Божьей силой, оставили опустевшими, говорится в Ремезовской летописи. После такой триумфальной победы отряд во главе с атаманом вошел в город, где их ждала добыча – пушнина. Ермак принял решение остаться зимовать в захваченной столице.Тогда Сибирское ханство было мусульманским. Татар-язычников, проживавших вдоль реки Иртыш, в конце XIV века обратили в ислам 366 шейхов в сопровождении 1700 всадников во главе с ханом из династии Шибанидов, которые начали свой поход из одного из древнейших городов Центральной Азии – Бухары, который сейчас находится на территории Узбекистана.Правление ЕрмакаАтаман проявил себя как выдающийся военачальник и человек с государственным мышлением, не раз демонстрировавший незаурядный дипломатический талант, благородство и гуманное отношение к побежденным.Почти сразу после завоевания Каштыка к Ермаку с дарами пришли ханты, затем к ним присоединились манси, татары и другие народы, которых атаман принимал "ласково".Пронесся слух о Ермаке и о казаках по всей Сибирской земле, и напал страх Божий на всех живущих повсюду в той земле басурман. И на четвертый день после взятия Сибири демьянский князь Бояр с многочисленными подарками пришел к Ермаку, и необходимые припасы принес, и ясак дал. Ермак же, по достоинству наградив, отпустил их. А после того начали ходить постоянно живущие поблизости татары с женами и с детьми, и с родичами, давая ясак. И разрешил им Ермак жить по-прежнему в домах своих, как жили и при Кучуме, говорится в летописи Ремезова.Смерть и легендыПоследующие годы прошли для Ермака относительно спокойно – он охранял присоединенные земли и завоевывал новые. И это продолжалось бы еще долго, если бы не коварная ловушка Кучума, который все это время искал способ отомстить Ермаку.По словам Н.Никитина, до атамана дошли слухи, что хан и его войско задержали бухарских купцов на Вагае, притоке Иртыша. Благородство Ермака не позволило ему остаться в стороне, и он решил прийти на помощь торговому каравану.Кучум знал, что сможет выманить атамана обманом, и ночью окружил лагерь казаков. Застав казаков врасплох, враги ранили Ермака. Он пытался спастись, переплыв реку, но смертельное ранение и тяжесть панциря утянули его на дно.Ермак же, видя гибель своих и [не ожидая] помощи ниоткуда для своего спасения, бежал в струг свой, но не мог допрыгнуть: облачен был в два царских панциря. Струг же отплыл от берега, а [он], не доплыв, утонул месяца августа в 6 день. Когда же остальные казаки в городе получили известие, то горько оплакивали его, ведь был он смел и умен, рослый и видный собой, и мудростью наделен в нужной мере, пишет об этом дне в летописи Семен Ремезов.В ночь с 5 на 6 августа 1585 года Ермак и многие его соратники погибли. После этого личность атамана обросла мифами и легендами, а первый архиепископ Сибири Киприан приказал поминать в молитвах Ермака и его дружину.Наследие ЕрмакаПо словам Никитина, поход атамана стал одним из завершающих эпизодов тяжелейшей, изнурительной борьбы Руси с наследием ордынского ига и воспринимался народом как очередной акт отмщения за причиняемое врагами "зло"."Великий Господь Бог наш христианский, тот, что одаряет рабов своих, как Самсона, исполинской силой, Ермаку Тимофееву сыну Повольскому дал силу, счастье и храбрость смолоду, единственно всем сердцем и душой желать подвига", – так описывает атамана в своей летописи Семен Ремезов.Благодаря своему таланту военачальника атаман Ермак Тимофеевич смог в кратчайшие сроки нанести смертельный удар по Сибирскому ханству и завоевать его столицу. Он открыл путь в Сибирь для будущих поколений, и этот вклад нельзя переоценить."Простой перечень посвященных Ермаку литературных произведений составил бы целую книгу, однако суть всех содержащихся в них высказываний о "покорителе Сибири" сводится к признанию того, что именно благодаря ему наша страна существует в своих нынешних пределах", – заключил Никитин.
https://kazachestvo.ru/20221124/34312.html
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
2022
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
/img/07e6/0b/18/38239_218:0:1343:844_1920x0_80_0_0_2b6a05ed7ffc678f2466a0e4a269aa2a.pngРоссийское казачество
info@kazachestvo.ru
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
персоны
Атаман Ермак и его казачий отряд вошли в историю как герои, положившие начало присоединению Сибири к России.
Несмотря на огромный вклад в будущее страны, о прошлом одного из самых знаменитых казаков известно немного. Единого мнения, где именно родился Ермак, нет. Одно из преданий гласит, что он появился на свет в станице Качалинской на Дону, другое – на реке Чусовой на Урале.
Есть и третья версия – в
"Летописце старых лет" приводятся слова: "Ермак атаман, родом з Двины з Борку", то есть из села Борок на берегу реки Северная Двина.
Также неизвестны фамилия и точный год рождения Ермака Тимофеевича, хотя чаще всего историки называют 1532-й. До наших дней дошло только описание его внешности, которое сохранилось благодаря энциклопедисту Сибири конца XVII века Семену Ремезову.
Он так
описывает атамана в своей летописи: "Велми мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою и власы прикудряв, возраст средней, и плоск, и плечист".
Хотя о прошлом казака известно немного, дальнейшая жизнь выдающегося атамана описана довольно подробно.
"Ермак – это одна из самых значимых фигур в русской истории, и само это событие – разгром Сибирского ханства – произвело просто оглушительное впечатление на современников", – отметил ведущий научный сотрудник Центра истории русского феодализма Института российской истории РАН и кандидат исторических наук Николай Никитин.
Поход на Сибирь
В конце XVI века купцы и солепромышленники Строгановы пригласили Ермака и его отряд, состоящий из 540 казаков, защищать свои владения от набегов сибирского хана Кучума. Впоследствии к ним присоединилась дружина, которую купцы набирали сами.
"Как военачальник он был очень талантлив. Ермак был жестким правителем по отношению к своим казакам, заставлял их поститься перед битвой, если верить некоторым летописям. Во время военных походов у них была жесточайшая дисциплина. За малейшее нарушение этой дисциплины обычно следовала смертная казнь",
Как писал Никитин в своей исторической заметке "Атаман Ермак как фигура раздора", купцы выразили Ивану Грозному беспокойство о том, что "сибирцы" угоняют у них скот, выжигают деревни, убивают и захватывают в "полон" людей, "и промыслы у них в слободах отняли, и соли варити не дадут".
Поэтому в 1581 году казаки во главе с Ермаком погрузились на струги и отправились вверх по реке Чусовой и ее притоку Серебряная, протекающим на территориях современного Пермского края и Свердловской области, до самого Уральского хребта. В какой-то момент им даже пришлось переносить лодки на руках.
Ермак побежал вверх по Волге и по Каме, и когда дошел до Орла-городка, то многие припасы у Строгановых, оружие и проводников взял и побежал по Чусовой и речке Серебряной до волока. И перетащил суда на Тагил-реку за два дня пути по волоку, а остальные суда на волоке оставили. И подойдя к истоку Тагила-реки в урочище речки Абугай с единодушной дружиной, там покорили многие вогульские племена и добычу взяли, другие же [вплоть] до Тавды (река в Западной Сибири. – Прим. ред.) добровольно покорились; так и воевали всю зиму до весны,
пишет Ремезов в летописи.
Первые победы не заставили себя долго ждать – казаки разбили сибирских татар, преодолевая сопротивление местных племен по пути, сначала на реке Туре на территории современных Свердловской и Тюменской областей, а уже потом на Тоболе при урочище Бабасаны.
Это сражение, в котором Ермак вышел против царевича Маметкула, было наиболее крупным и
упоминается в летописи Семена Ремезова: И сражались нещадно врукопашную, так рубились, что кони по чрево бродили в крови их и мертвых телах нечестивых. И вели бои 5 дней, держась, не пропуская струги вниз. В конце концов, с Богом казаки победили, а противники отступили, и царевич бежал.
"Кучумляне, как правило, имели добротное холодное оружие и доспехи, а конструкция татарских луков к тому времени была доведена до такого совершенства, что позволяла успешно конкурировать с казачьими ружьями вплоть до XVIII века, практически не уступая им в дальности стрельбы, но превосходя в надежности и скорострельности",
– отметил Н.Никитин в работе "Атаман Ермак как фигура раздора"
Тем не менее важное преимущество казачьих ружей над луками заключалось в том, что пуля, в отличие от стрелы, пробивала любой доспех. Но и это сводилось на нет во время рукопашных схваток, тем более что противник численно превосходил войско Ермака как минимум в 10 раз.
Сибирская победа
Хан Кучум не мог принять поражение и в октябре 1582 года предпринял последнюю попытку напасть на Ермака, но был полностью разбит, оставив без защиты столицу Сибирского ханства. Кучум и его войско бежали.
Когда же увидел Кучум царства своего окончательное падение и гибель всех, то бежал из города своего Кашлыка, который Сибирью называется, в 26 день октября, после видения, ночью, собравшись тайно, всем своим сказал: "Бежим без промедления, а то все в страхе погибнем от казаков внезапной [мгновенной] смертью". И все из города без оглядки бежали в Степь, в Казачью Орду на прежнее свое место. А Чувашский и Кашлык, Сузгун, Абалак и прочие города, гонимы невидимой Божьей силой, оставили опустевшими,
говорится в Ремезовской летописи.
После такой триумфальной победы отряд во главе с атаманом вошел в город, где их ждала добыча – пушнина. Ермак принял решение остаться зимовать в захваченной столице.
"По пути, который проложил Ермак и его войско, дальнейшим завоевателям было гораздо легче покорять остатки Сибирского ханства. Особенно после того, как оно потеряло прежнее значение в глазах подданных Кучума. Ведь как считали тогда – без воли божьей ничего не обходится, и раз Кучум потерпел поражение от Ермака, от белого русского царя, значит, от него отвернулся Аллах, отвернулись высшие силы",
Тогда Сибирское ханство было мусульманским. Татар-язычников, проживавших вдоль реки Иртыш, в конце XIV века обратили в ислам 366 шейхов в сопровождении 1700 всадников во главе с ханом из династии Шибанидов, которые начали свой поход из одного из древнейших городов Центральной Азии – Бухары, который сейчас находится на территории Узбекистана.
Правление Ермака
Атаман проявил себя как выдающийся военачальник и человек с государственным мышлением, не раз демонстрировавший незаурядный дипломатический талант, благородство и гуманное отношение к побежденным.
"Ермак быстро нашел себе союзников не только среди недовольного Кучумом ханты-мансийского населения, но и среди татар, освободил от уплаты ясака впавшее в нищету племя туралинцев, отказался принять в дар от одного из татарских "князцов" его дочь и запретил казакам прикасаться к ней",
Почти сразу после завоевания Каштыка к Ермаку с дарами пришли ханты, затем к ним присоединились манси, татары и другие народы, которых атаман принимал "ласково".
Пронесся слух о Ермаке и о казаках по всей Сибирской земле, и напал страх Божий на всех живущих повсюду в той земле басурман. И на четвертый день после взятия Сибири демьянский князь Бояр с многочисленными подарками пришел к Ермаку, и необходимые припасы принес, и ясак дал. Ермак же, по достоинству наградив, отпустил их. А после того начали ходить постоянно живущие поблизости татары с женами и с детьми, и с родичами, давая ясак. И разрешил им Ермак жить по-прежнему в домах своих, как жили и при Кучуме,
говорится в летописи Ремезова.
Смерть и легенды
Последующие годы прошли для Ермака относительно спокойно – он охранял присоединенные земли и завоевывал новые. И это продолжалось бы еще долго, если бы не коварная ловушка Кучума, который все это время искал способ отомстить Ермаку.
По словам Н.Никитина, до атамана дошли слухи, что хан и его войско задержали бухарских купцов на Вагае, притоке Иртыша. Благородство Ермака не позволило ему остаться в стороне, и он решил прийти на помощь торговому каравану.
Кучум знал, что сможет выманить атамана обманом, и ночью окружил лагерь казаков. Застав казаков врасплох, враги ранили Ермака. Он пытался спастись, переплыв реку, но смертельное ранение и тяжесть панциря утянули его на дно.
Ермак же, видя гибель своих и [не ожидая] помощи ниоткуда для своего спасения, бежал в струг свой, но не мог допрыгнуть: облачен был в два царских панциря. Струг же отплыл от берега, а [он], не доплыв, утонул месяца августа в 6 день. Когда же остальные казаки в городе получили известие, то горько оплакивали его, ведь был он смел и умен, рослый и видный собой, и мудростью наделен в нужной мере,
пишет об этом дне в летописи Семен Ремезов.
В ночь с 5 на 6 августа 1585 года Ермак и многие его соратники погибли. После этого личность атамана обросла мифами и легендами, а первый архиепископ Сибири Киприан приказал поминать в молитвах Ермака и его дружину.
"Заслуживает внимания и тот факт, что в XVII веке татары фактически обожествили "покорителя Сибири": по их преданию, от тайной могилы Ермака исходил только им видимый свет, а земля с его могилы считалась целебной – ее принимали от болезней",
Наследие Ермака
По словам Никитина, поход атамана стал одним из завершающих эпизодов тяжелейшей, изнурительной борьбы Руси с наследием ордынского ига и воспринимался народом как очередной акт отмщения за причиняемое врагами "зло".
"Великий Господь Бог наш христианский, тот, что одаряет рабов своих, как Самсона, исполинской силой, Ермаку Тимофееву сыну Повольскому дал силу, счастье и храбрость смолоду, единственно всем сердцем и душой желать подвига", – так
описывает атамана в своей летописи Семен Ремезов.
Благодаря своему таланту военачальника атаман Ермак Тимофеевич смог в кратчайшие сроки нанести смертельный удар по Сибирскому ханству и завоевать его столицу. Он открыл путь в Сибирь для будущих поколений, и этот вклад нельзя переоценить.
"Простой перечень посвященных Ермаку литературных произведений составил бы целую книгу, однако суть всех содержащихся в них высказываний о "покорителе Сибири" сводится к признанию того, что именно благодаря ему наша страна существует в своих нынешних пределах", – заключил Никитин.