Покорение Сибири казаками в XVI веке
© Коллаж Анастасия КончаковскаяАтаман Ермак
© Коллаж Анастасия Кончаковская
Правители Руси хорошо знали, что за Уралом лежат земли, богатые пушниной – ценнейшим "валютным сырьем" того времени, но до XVI века не предпринимали серьезных попыток завоевать их. В XVI веке все изменилось.
В 1555 году послы правителя Сибирского юрта Едигера прибыли в Москву для того, чтобы передать Ивану Грозному просьбу о покровительстве в надежде получить защиту от недругов. После долгих переговоров послы получили положительный ответ, и в 1557 году к титулу русского царя прибавился еще один – всея Сибирския земли повелитель.
В это время безызвестные первопроходцы без особых проблем ходили на восток за пушниной. Но ситуация коренным образом изменилась, когда в 1563 году при поддержке Бухары и ногайцев Сибирский юрт захватили чингисиды (потомки Чингисхана) братья Ахмад-Гирей и Кучум.
© Общественное достояниеСибирские казаки исследуют новые земли. Художник Н. Н. Каразин
Сибирские казаки исследуют новые земли. Художник Н. Н. Каразин
© Общественное достояние
"Правившие им вассалы Москвы Едигер и его брат Бекбулат были убиты, а внешнеполитический курс их государства резко поменялся, особенно после того как Кучум в 1569 году стал единоличным правителем своего ханства", – отметил ведущий научный сотрудник Центра истории русского феодализма Института российской истории РАН, кандидат исторических наук Николай Никитин в своей исторической заметке "Атаман Ермак как фигура раздора".
Первое время Кучум сохранял вассальные отношения с Русью, но, узнав о сожжении Москвы во время крымского набега в 1571 году, разорвал с ней все договоренности и стал фигурировать в русских документах как изменник.
"Кучум решил, что Русь слаба, раз не смогла нанести поражение крымскому войску, и поэтому можно не только прекратить выплату ей установленной при заключении договора о покровительстве дани, но и самому, подобно крымцам, безнаказанно нападать на русские земли", – рассказал Никитин.
На уральские владения Московского государства начались регулярные вооруженные нападения со стороны Сибирского ханства (или Сибирского юрта), его вассалов и союзников.
"С 1572 по 1582 год было совершено не менее пяти опустошительных рейдов по русской территории, которые возглавляли то мансийские князья Бегбелей и Кихек, то родичи самого Кучума – племянник Маметкул, сын Алей. Они предавали огню и мечу русские и мансийские поселения по Чусовой, Сылве, Косьве, Каме",
В первую очередь от этих набегов страдали купцы Строгановы, которые и наняли для защиты своих земель атамана Ермака.
В 1581 году его войско, состоящее из 540 человек и небольшой дружины, собранной Строгановыми, начало поход, который увенчается небывалым успехом и оставит огромный след в истории России.
Поход Ермака
По словам Никитина, Ермак покорял не сибирских татар, а Сибирское ханство, чтобы пресечь набеги на русские земли с его территории, подчинив ее Московскому государству.
"Кучума же вестовые беспрестанно извещали о большом скоплении казаков и о поражении своем, дескать, разгромлены, показывая раны свои от бердышей и палашей. Кучум же оплакивал их и еще сильнее ярился на казаков", – сказано в летописи Ремезова.
Благодаря тактическому уму и жесткой дисциплине атаман и его отряд без особых потерь смогли подойти к столице Сибирского ханства, в то время называемой Кашлык, но чаще – Сибирь.
"На своих стругах они были недоступны татарской коннице, и Кучуму, не имевшему речного флота, было сложно что-либо противопоставить казачьей “судовой войне”, как и правителям кочевых орд по другую сторону Урала, жаловавшихся, что “казаки приходят на них водяным путем… а на воде над ними промыслу никоторого не умеют учинить”", – отметил историк.
Войско Кучума было полностью разбито в октябре 1582 года возле урочища Подчуваши. Хан бежал из столицы, и казаки заняли ее.
© Общественное достояниеПодведение сибирских инородцев под высокую Царскую руку. Художник Н. Н. Каразин
Подведение сибирских инородцев под высокую Царскую руку. Художник Н. Н. Каразин
© Общественное достояние
"Еще вечером 25 числа, когда прекратилась подчувашская битва, казаки отошли за реку и заночевали, [поставив] стражу. Утром же вставши, помолились Богу и восславили явившегося им, чтобы защитить их в городе, великомученика Димитрия Солунского, и пошли без страха в город в 1582 году, в 26 день октября", – пишет Ремезов в своей летописи.
После победы Ермак начал выстраивать отношения с местными народами, которые сами приходили к нему на поклон с многочисленными подарками. Атаман, согласно летописям, принимал их благородно и разрешал оставаться в своих домах.
"Главная причина побед Ермака заключалась, конечно же, не в пресловутом превосходстве ружья над луком, а в полководческом таланте атамана, высоком боевом духе, мужестве и воинском умении его казаков, а также в самой тактике их продвижения вглубь Сибирского ханства",
Последствия
После того как за Уралом появились первые русские города, бывшие подданные Кучума начали охотно присягать на верность русскому "белому царю". По словам историка, в то время это не считалось чем-то недостойным, особенно если учесть, что множество татар уже находилось на службе у Московского государства.
"Их переход на нее целиком укладывался в феодальный менталитет, подразумевающий, что воины служат не столько стране или народу, сколько государю – сюзерену, которому присягнули. А смена сюзерена в феодальном обществе была делом обычным", – добавил он.
© Общественное достояниеСибирский казак. И. Владимиров
Сибирский казак. И. Владимиров
© Общественное достояние
После присоединения Сибири казаки до конца XVII века составляли самую значительную часть русского населения. Вместе с ними в Сибирь пришли и новые, более прогрессивные социально-экономические отношения.
"Первым землепашцами становились казаки. Первыми ремесленниками тоже были казаки. Они сохраняли очень сильные позиции в торгах и промыслах Сибири вплоть до конца XVII века. Казаки были кузнецами и гончарами, портными, кем угодно. Они пахали землю, и во многих отдаленных уездах – где-нибудь в Томском, Кузнецком – казачьи семьи до начала XVIII века производили основную массу хлеба", – сказал историк.