https://kazachestvo.ru/20221124/35036.html
Верстание в казаки
Верстание в казаки
Исторически верстание (принятие) в казаки, один из ключевых обрядов в культуре казачества, по сути являлось правовым актом казачьего схода,или круга, который... Российское казачество, 27.12.2022
2022-11-24T14:25
2022-11-24T14:25
2022-12-27T12:19
энциклопедия российского казачества
обычаи
/img/07e6/0b/18/31613_0:98:2000:1224_1920x0_80_0_0_3c4e9f506fc39221392bd043956cb549.jpg
Исторически верстание (принятие) в казаки, один из ключевых обрядов в культуре казачества, по сути являлось правовым актом казачьего схода,или круга, который наделял казака правами и обязанностями. Как проходил этот обряд, каково было его внутреннее содержание и результаты, а также о том, как этот обряд трансформировался в наши дни, рассказал Владимир Петрович Трут, доктор исторических наук, профессор, профессор Донского государственного технического университета.Для понимая природы верстания нужно разобраться, что это такое. Согласно определению, содержащемуся в "Большой российской энциклопедии", верстание в Русском государстве XVI–XVII вв. – зачисление дворян, детей боярских и городовых казаков на военную службу с одновременным назначением земельного надела (поместья) и денежного жалования.Верстание, таким образом, было типовой процедурой зачисления на государственную службу представителя любого социального слоя того периода. В казачьей же среде термин, по сути дела, обозначал прием в казачье сообщество.Казаки подразделялись на природных, родовых, то есть потомственных, и верстанных, то есть принятых в казачьи общины. Порядок приема в казачье общество существует со времени образования вольных казачьих сообществ – примерно с XVI века. В этой среде обычай верстания практически отсутствовал. Термин появился в разговорной казачьей речи позднее, и это было связано с выходом родового казака на действительную военную службу.До 1917 года церемония выглядела примерно следующим образом: принятие в казаки проводилось в торжественной обстановке на станичном круге и по возможности в храме. На церемонии обязательно присутствовали атаман, наиболее авторитетные и уважаемые казаки-старики, священник.Само слово "верстание" зачастую употреблялось в значении отправки или, как тогда говорили, выхода казака на действительную военную службу в армию: "верстание на службу Отечеству".В советское время многие элементы культуры и традиций казачества были утрачены.С началом в конце 1980-х годов возрождения казачества в разных регионах страны, прежде всего в традиционных казачьих областях, стали образовываться различные казачьи организации и общественные объединения. Постепенно стали возрождаться и многие традиционные казачьи обычаи, а некоторые из них наполнялись новым содержанием и формами. Важным шагом на этом пути было создание реестровых войск, которые, кроме прочего, возвращали казакам их историческое предназначение – давали возможность служить Отечеству.Однако бурные исторические события XX века не могли не сказаться на всем облике казачества, его сущности, мировоззрении, культуре, обычаях, обрядах и традициях. В результате внутреннее содержание и форма многих традиций и обычаев трансформировались. Не осталось и какого-то четкого, универсального представления о верстании."Разница в традициях и основных обрядах отличается не то что в общественных или реестровых казачьих войсках и их организациях, а даже, например, и у разных организаций одного и того же войска, у которых складываются свои, во многом новые традиции. То есть ни о каком единстве в данном вопросе речи не может идти. Сейчас даже часто говорят о "вступлении в казачество", но это больше относится к зачислению человека в конкретную реестровую казачью организацию", – пояснил эксперт.Современный обычай верстания – или приема – в казачество сочетает традиционные и новые формы и элементы. В различных казачьих войсках и даже войсковых обществах и организациях его порядок отличается. Причем это справедливо и для реестровых казачьих войск Всероссийского казачьего общества, и для общественной организации "Союз казаков России".Наиболее четкий по содержанию и форме порядок верстания в настоящее время разработан и утвержден в Союзе казаков России. Обряд проходит примерно по следующей схеме: верстаться в казаки могут молодые люди после 18 лет – как те, кто родился в казачьей семье, так и не казаки, разделяющие казачьи ценности.На современных церемониях может присутствовать атаман, старшие казаки, духовник этого войска и иногда почетные гости.Часто будущему члену войска для вступления нужно изучить некоторые материалы о казачестве:
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
2022
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
/img/07e6/0b/18/31613_223:0:2000:1333_1920x0_80_0_0_cee1c73de6ca5e585b4db6ba6c798ccd.jpgРоссийское казачество
info@kazachestvo.ru
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
обычаи
Исторически верстание (принятие) в казаки, один из ключевых обрядов в культуре казачества, по сути являлось правовым актом казачьего схода,или круга, который наделял казака правами и обязанностями. Как проходил этот обряд, каково было его внутреннее содержание и результаты, а также о том, как этот обряд трансформировался в наши дни, рассказал Владимир Петрович Трут, доктор исторических наук, профессор, профессор Донского государственного технического университета.
Для понимая природы верстания нужно разобраться, что это такое. Согласно определению, содержащемуся в "Большой российской энциклопедии", верстание в Русском государстве XVI–XVII вв. – зачисление дворян, детей боярских и городовых казаков на военную службу с одновременным назначением земельного надела (поместья) и денежного жалования.
Верстание, таким образом, было типовой процедурой зачисления на государственную службу представителя любого социального слоя того периода. В казачьей же среде термин, по сути дела, обозначал прием в казачье сообщество.
Казаки подразделялись на природных, родовых, то есть потомственных, и верстанных, то есть принятых в казачьи общины. Порядок приема в казачье общество существует со времени образования вольных казачьих сообществ – примерно с XVI века. В этой среде обычай верстания практически отсутствовал. Термин появился в разговорной казачьей речи позднее, и это было связано с выходом родового казака на действительную военную службу.
"У казаков в возникших естественно-историческим путем вольных казачьих общинах, а потом в казачьих войсках с течением времени сформировались определенные правила приема новых членов. Прибывших на казачьи земли людей, которые изъявили желание вступить в казачье сообщество и стать казаками, принимали публично на казачьем круге, на котором присутствовали все казаки – члены казачьей общины, а после образования казачьих войск – на войсковом или станичных кругах. Однако примерно с XVIII века вообще данный прием очень сильно усложнили и принимали только самых нужных казачьему войску или оказавших ему большие услуги кандидатов, как говорили в то время, "полезных для отечества".
До 1917 года церемония выглядела примерно следующим образом: принятие в казаки проводилось в торжественной обстановке на станичном круге и по возможности в храме. На церемонии обязательно присутствовали атаман, наиболее авторитетные и уважаемые казаки-старики, священник.
Само слово "верстание" зачастую употреблялось в значении отправки или, как тогда говорили, выхода казака на действительную военную службу в армию: "верстание на службу Отечеству".
"Казаков воспитывали так, что воинская служба – это не какая-то повинность, хотя тогда она длилась четыре года, а определенная привилегия, честь. Это означало, что государство, Родина доверила этому мужчине свою защиту".
В советское время многие элементы культуры и традиций казачества были утрачены.
С началом в конце 1980-х годов возрождения казачества в разных регионах страны, прежде всего в традиционных казачьих областях, стали образовываться различные казачьи организации и общественные объединения. Постепенно стали возрождаться и многие традиционные казачьи обычаи, а некоторые из них наполнялись новым содержанием и формами. Важным шагом на этом пути было создание реестровых войск, которые, кроме прочего, возвращали казакам их историческое предназначение – давали возможность служить Отечеству.
"В зависимости от регионов казаки начали выполнять самые разные необходимые государственные или общественные функции: помощь пограничникам, помощь полиции в борьбе с преступностью, в поддержании общественного порядка в населенных пунктах или на массовых мероприятиях".
Однако бурные исторические события XX века не могли не сказаться на всем облике казачества, его сущности, мировоззрении, культуре, обычаях, обрядах и традициях. В результате внутреннее содержание и форма многих традиций и обычаев трансформировались. Не осталось и какого-то четкого, универсального представления о верстании.
"Разница в традициях и основных обрядах отличается не то что в общественных или реестровых казачьих войсках и их организациях, а даже, например, и у разных организаций одного и того же войска, у которых складываются свои, во многом новые традиции. То есть ни о каком единстве в данном вопросе речи не может идти. Сейчас даже часто говорят о "вступлении в казачество", но это больше относится к зачислению человека в конкретную реестровую казачью организацию", – пояснил эксперт.
Современный обычай верстания – или приема – в казачество сочетает традиционные и новые формы и элементы. В различных казачьих войсках и даже войсковых обществах и организациях его порядок отличается. Причем это справедливо и для реестровых казачьих войск Всероссийского казачьего общества, и для общественной организации "Союз казаков России".
Наиболее четкий по содержанию и форме порядок верстания в настоящее время разработан и утвержден в Союзе казаков России. Обряд проходит примерно по следующей схеме: верстаться в казаки могут молодые люди после 18 лет – как те, кто родился в казачьей семье, так и не казаки, разделяющие казачьи ценности.
На современных церемониях может присутствовать атаман, старшие казаки, духовник этого войска и иногда почетные гости.
Часто будущему члену войска для вступления нужно изучить некоторые материалы о казачестве:
—
обычаи и традиции казачества;—
особенности культуры и быта казаков;—
основы православного вероисповедания;—
кодекс чести казака;—
права и обязанности члена казачьей общины.
"Если подводить итог, то на данный момент традиция верстания потеряла свой первоначальный, зародившийся еще в царской России вид, но совершенно точно не исчезла из казачьих традиций, наполняется новым содержанием и формами проведения".