Присяга - Российское казачество, 27.12.2022

Присяга

© Общественное достояниеДонские казаки. Ю. Коссак
Донские казаки. Ю. Коссак
Несмотря на длительные и достаточно тесные взаимоотношения государства и казачества, юридически они не были четко оформлены вплоть до 70-х годов XVII века. Донское казачество защищало южные окраины Московской Руси от набегов крымских татар и турецких войск, и казакам необходимо было выстраивать договорные отношения с Москвой, отмечается в библиографическом указателе "Казачество России: прошлое и настоящее". Они защищали российские границы, а от Москвы получали жалованье деньгами, военным снаряжением, боеприпасами и продуктами питания. Дон как военный лагерь жил по своим законам, требуя от Москвы "за свои раны и кровь" определенных привилегий.
Донские казаки по просьбам царской власти выполняли различные поручения, например совершали походы на территорию Османской империи, чтобы отвлечь внимание турецких войск и помочь тем самым русской армии, выполняли разведку в отношении турок и крымцев, сопровождали русские посольства в Турцию. За это царская власть казакам и платила. Однако все это происходило нерегулярно.
Атаман Ермак
Ермак и его наследие
Попытки центральной власти привлечь казаков на регулярную службу, подчинить их неуклонно наталкивались на категорическое противодействие последних. Казаки не желали терять свободный статус. Так, в 1632 году неудачей закончилась попытка царской власти привлечь донских казаков на регулярную службу государству и фактически подчинить их себе. Как рассказывает доктор исторических наук, профессор Донского государственного технического университета Владимир Трут, на поступившее предложение о "крестном целовании", то есть принесении торжественной присяги путем принятой в то время процедуры публичного торжественного целования креста, "на службу московскому царю" донские казаки ответили отказом и в своей отписке (письме) в Москву заявили, что "крестного, государь, целования, как зачался он казачьими головами, не повелося. При бывших государях старые атаманы и казаки им, государям, неизменно служили не за крестным целованием".
Но к 1671 году перед казаками встала дилемма, подчеркивает Владимир Трут. После поражения крестьянского восстания под предводительством Степана Разина, в котором донские казаки приняли самое активное участие, силы казачества были ослаблены. При этом внутри казачьего сообщества существовал раскол между сторонниками и противниками царской власти. Ощущалось сильное давление Москвы, которая была заинтересована в том, чтобы казачью вольницу ликвидировать, а казаков подчинить и использовать в качестве служилого сословия. Но и казаки понимали, что самостоятельно им очень сложно продолжать борьбу с намного превосходящими силами Османской империи, вассальных ей Крымского ханства и Ногайской орды.
Донской казак. Раскрашенная акварелью литография И. Шелковникова по оригиналу А.И. Ригельмана 1846 год
Донское казачество
Поэтому, когда 24 августа в Черкасск прибыл стольник Григорий Касагов, который от имени царя весьма категорично потребовал от донских казаков присягнуть на верность государю, на собравшемся казачьем войсковом круге развернулись довольно драматические события. Четыре дня казаки спорили, протестовали, отказывались принять решение. Однако после долгих споров и пререканий с послом все же было решено дать присягу, пишет историк Евграф Савельев в книге "История казачества с древнейших времен до конца XVIII века".
Так в войсковой столице Черкасске прошла первая церемония приведения к крестному целованию, то есть была принесена присяга на верность казаков Войска Донского русскому царю и государству. После этого Войску Донскому запрещалось самостоятельно вести внешнюю политику и внешние сношения, оно было обязано отправлять в Москву выступавших против власти бунтовщиков, также в период войны России с внешними врагами не допускался самовольный уход донских казаков с фронта.
После того как казаки публично "поцеловали крест", то есть принесли присягу на верность царю и государству, Войско Донское официально вошло в состав Русского государства, сохранив при этом, однако, широкую внутреннюю автономию.
© Общественное достояниеПрисяга казаков Московскому царю
Присяга казаков Московскому царю
Присяга казаков Московскому царю
Как пишет Евграф Савельев, "дав такое, хотя и вынужденное, клятвенное обещание, с целованием креста, этой, по выражению самих казаков, "страсти Христовой", Донское войско подпало под влияние московского правительства и, как народ прямой, непосредственный и честный и притом искренне религиозный, старалось по мере сил выполнять принятые на себя обязательства. Всякое малейшее нарушение данной клятвы, даже в отдельных случаях, считалось великим преступлением, позором для всего войска. Эту черту характера казачества Москва своевременно усчитала и использовала в своих интересах".
Доктор исторических наук Сергей Рябов подчеркивал, что присяга – "большой успех самодержавной политики по отношению к вольному казачеству".
Это была разовая присяга донских казаков Московскому государству, подчеркивает Владимир Трут: "Казаки, раз присягу дав, крест поцеловав, начали верой и правдой служить царю и Отечеству".

"Спустя несколько десятилетий казачьи части в русской армии считались одними из самых боеспособных, стойких и надежных. Не раз проявляли чудеса храбрости в русско-турецких войнах, Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии, Кавказской и Крымской войнах. Их участие в Первой мировой войне вообще стало образцом не только практически поголовного участия в войне, но и проявлений массового героизма и мужества. Само слово "казак" стало синонимом слова "герой"

Владимир Трут
После того как казачество было включено в общероссийскую государственно-правовую систему, казаки стали нести очень длительную всеобщую воинскую повинность. Отправляясь на действительную воинскую службу в армию в составе казачьих полков, они приносили стандартную для всех новобранцев военную армейскую присягу.
В советское время служившие в армии казаки также давали общую воинскую присягу. Таким образом, и в имперский, и в советский период казаки никакой особой казачьей присяги не приносили.
Когда в конце 1980-х – начале 1990-х годов начался процесс возрождения казачества, у казаков появилась своя новая особая присяга, отмечает Владимир Трут. По сути дела, за основу была взята та же воинская присяга периода царской России с некоторыми соответствующими современному времени изменениями и дополнениями. В то же время в разных казачьих войсках и региональных казачьих организациях были различные интерпретации. Первоначально новая казачья присяга была разработана для вступающих в казачьи общества новых членов общественных казачьих организаций, которые входили в Союз казаков России. Несколько позже, после образования в 1995 году государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, в них также стали разрабатываться различные присяги для вступающих.
Тексты присяги вступающих в реестровые казачьи организации Всероссийского казачьего общества и Союза казаков России, имеющего статус общественной организации, заметно отличаются. Более того, в низовых казачьих организациях и различных казачьих войсках существуют разные тексты присяги.