Кто такие казаки: этнос, отдельный народ или социокультурная общность? - Российское казачество, 27.12.2022

Кто такие казаки: этнос, отдельный народ или социокультурная общность?

© РИА Новости / Виталий ТимкивУчастники фестиваля казачьей культуры
Участники фестиваля казачьей культуры - РИА Новости, 1920, 22.12.2022
В Стратегии государственной политики в отношении российского казачества на 2021–2030 годы закреплено понятие российского казачества как исторически сложившейся социокультурной общности. Однако с таким определением не согласны некоторые представители казачьих обществ и объединений, которые выступают за признание казаков отдельным народом или этносом и даже претендуют на создание собственного государства.
Предлагаем разобраться в том, какие мнения на этот счет существуют в научной среде.
В начале декабря на одном из мероприятий президент России Владимир Путин, говоря о казаках, назвал их особой кастой.
"То, что в истории России они занимают особое место, всегда были служивыми людьми, всегда были на боевом посту и всегда были впереди, – это совершенно очевидная вещь. Так было всегда в истории России. Были впереди, потому что все началось с того, что их главная задача была – охрана рубежей. Ну а потом, по мере развития страны, рубежи уходили дальше, а их служба Родине продолжалась в разном качестве", – подчеркнул глава государства.
Президент России Владимир Путин во время встречи с матерями военнослужащих — участников специальной военной операции - РИА Новости, 1920, 25.11.2022
Путин отметил особое место казаков в истории России
Также существует несколько версий толкования самого слова "казачество". Например, согласно Большой российской энциклопедии, данный термин относится к социально-этническим и историческим общностям людей, сложившимся на южных окраинах русских земель в XIV веке. При этом в Большой советской энциклопедии, как и в Большом энциклопедическом словаре, под казачеством понимается военное сословие в дореволюционной России XVIII – начала XX века. В указанных источниках уточняется, что в XIV–XVII веках казаками называли вольных людей, свободных от тягла и работавших по найму, главным образом на различных промыслах, а также лиц, несших военную службу на окраинах страны.
В Толковом словаре Ушакова казачество получает определение сословия, а в Толковом словаре Ожегова казаки – это члены военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства, в то время как на Дону и Кубани, а также в других войсковых областях казаки – это крестьяне, а также (до 1920 года и в годы Великой Отечественной войны) бойцы кавалерийских воинских частей.
Споры на эту тему продолжают активно циркулировать в научной среде и сегодня, как бы подтверждая известную пословицу "сколько людей, столько и мнений". Рассмотрим подробнее несколько точек зрения на этот вопрос.

Часть народа

Как отметил в разговоре с корреспондентом портала "Российское казачество" Николай Никитин, казаков можно назвать этнографической группой внутри русского народа.

"Если брать науку в целом, то наука все-таки считает, что этнос – это понятие объективное, то есть совокупность ментальности, язык, культура и так далее. Так вот, если мы будем подходить со строго научных позиций, то казаки – это, конечно, не этнос, это субэтнос или этнографическая группа внутри русского народа. Потому что общего с остальными русскими у них гораздо больше, чем различий"

Николай Никитин
к.и.н., сотрудник ИРИ РАН
При этом, по его словам, действительно в нашей стране в силу политических пертурбаций некоторым группам населения, которые имеют некие особенности в культуре и языке, с некоторых пор стало выгодно считать себя отдельным народом.
"То же самое пытались в годы гражданской войны сделать на Дону и на Кубани. И эти настроения до сих пор достаточно широко представлены в современном казачестве, которое считает, что они не русские", – подчеркнул эксперт.
Однако сторонники такого сепаратизма приводят достаточно слабые и неубедительные аргументы, так как они забывают о важном определении этноса – общности происхождения, убежден Никитин.

"Как они ни пытаются возвести своих предков к древним народам типа гуннов, хазар, скифов и так далее, или говорить о каком-то древнем казачьем народе, который существовал задолго до нашей эры, даже основал Рим, у них ни одного, повторяю, ни одного научного обоснованного довода в пользу этой точки зрения не существует"

Николай Никитин
к.и.н., сотрудник ИРИ РАН
Помимо этого не стоит забывать, что наука все же строится на определенных артефактах и доказательствах, которые сегодня в том числе могут предоставить ДНК-исследования различных групп населения, общностей и народов. В случае с казаками, как сообщил сотрудник ИРИ РАН, последние исследования показали, что никаких принципиальных различий по ДНК-генеалогии казачьего и остального русского населения не существует.
"И те, и другие далеки от этнической чистоты, естественно, потому что история у нас была бурная, происходило смешение с другими народами. Но тем не менее, основа остается восточнославянской, что у казаков, что у остальных русских, которые расселены по нашей необъятной родине, за исключением тех казачьих групп, которые создавались сознательно по инициативе правительства, – инородцев. <…> Так что основная масса казачьего населения является, согласно данным науки этнологии, этнографическими группами или субэтоносами русского народа", – резюмировал Никитин.
Последователи идеи уникального происхождения казаков и необходимости выделения их в отдельный народ также активно используют в своих агитационных речах постулат, что казаки никогда не считали себя русскими. Однако, по мнению эксперта, это полная чушь.
© РИА Новости / Виталий Тимкив
"Сохранилось немало (по крайней мере я знаю несколько) признаний самих казаков о своих родословных, что они ведут свой род от государства Московского, от бояр и дворян государевых, что они перешли и переехали на Урал из разных мест России. Речь идет о XVII – начале XVIII века. Сохранились материалы, свидетельствовавшие о том, что казаки себя считают русскими, но потом, когда они стали привилегированным замкнутым сословием, они стали забывать о своих предках. И стали считать себя самостоятельным народом. Эта точка зрения была достаточно широко распространена среди казачества в конце XIX – начале XX века, и сейчас она вовсю культивируется казачьими активистами", – подчеркнул Никитин.
Несмотря на широкую доказательную базу, вышеуказанные идеи, по словам сотрудника ИРИ РАН, до сих пор находят поддержку у населения из-за нехватки образования.

"По причине неграмотности они не знакомы с работами серьезных историков, которые издаются недостаточными тиражами, а труды всяких "сепаратистов", которые вольготно себя чувствовали за границей после окончания гражданской войны, активно переиздают. Они пользуются этими весьма сомнительными с научной точки зрения источниками и свои идеи пропагандируют. И находят определенную поддержку, и особенно среди молодежи, которой явно не хватает образования".

Николай Никитин
к.и.н., сотрудник ИРИ РАН

Внутри социума

Похожую точку зрения разделяет и главный научный сотрудник ИРИ РАН Николай Бугай. В своей книге "Казаки Юга России: конститутивность, эволюция, современность (ХХ–ХХI вв.)" он подробно анализирует жизнь казачества как этнографической группы на рубеже веков.
"Казачество в действительности есть лишь часть русского народа, отличавшаяся от него структурированностью и наличием общих, более или менее единых, самосознания, идеологии, сформированными установками патриотизма, этнокультурных особенностей, некоторых этнопсихологических поведенческих моделей", – подчеркнул в научном труде Бугай.
По его словам, казаки всегда были "вмонтированы" в социум России, так как успешно соседствовали, а также перемешивались с народами, проживавшими на ее территории.
"В любом справочнике по истории казачества можно найти подтверждение тому, что казачество России было многонациональным образованием. Казачество составляли русские, украинцы, белорусы, немцы, калмыки, башкиры, якуты, буряты, эвенки, евреи, кабардинцы, кумыки, татары, ногайцы, черкесы, осетины, мордва, а также представители других этнических общностей, проживавших на территории России", – отмечается в книге.
В своей работе главный научный сотрудник ИРИ РАН также приводит цитату известного исследователя русского зарубежья, доктора исторических наук Татьяны Таболиной:
"Фактически все казаки в большей или меньшей степени связаны между собой единством происхождения. Тем не менее определенные, а порой даже существенные различия между казаками разных войск, безусловно, имеются, и, образуя единую социальную общность, они в то же время являются отдельными субэтническими подразделениями".
Кроме того, Николай Бугай призывает не развивать дискуссий на тему, являются ли казаки народом или нет, так как уже в условиях современной России, а именно – в Законе РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-I "О реабилитации репрессированных народов" казачество определяется как "исторически сложившаяся культурно-этническая общность".
"Главное, наверное, заключается в данном случае во вкладе, который вносило казачество своим мощным производственным ресурсом и духовным потенциалом в развивавшееся общество Российской империи", – резюмировал главный научный сотрудник ИРИ РАН.

Пять определений

Профессор, доктор исторических наук Андрей Венков в свою очередь считает, что российское казачество можно охарактеризовать по пяти критериям:
  1. 1
    В начале XIX века казаки официально были объявлены сословием благодаря соответствующим указам о том, что члены войска (то есть, по сути, войскового сословия) имеют определенный набор обязанностей и прав, которые передаются по наследству. Это, по словам профессора, является характерной чертой сословия.
  2. 2
    Далее казачество сложилось в определенную социально-экономическую группу и в течение Гражданской войны и периода расказачивания подвергалось гонениям именно как группа людей, наделенных большим количеством земли, что подходит под определение социально-экономической группы.
  3. 3
    Каждое казачье войско было огромной самоуправляющейся общиной, с коллективной собственностью на землю и недра, имело свои органы самоуправления, которые в некоторой степени дублировали государство.
  4. 4
    Термином "казачество" обозначали род войск и регулярную легкую кавалерию.
  5. 5
    Образовавшиеся раньше других казачьи войска, в том числе терские, уральские и донские, прожив в определенных условиях, выработали свой, отличный от других, стереотип поведения и стали осознавать себя отдельным народом.
"Допустим, дальневосточные войска, которые были созданы во второй половине XIX века – какие они народы, правильно? Это поверстанные, беглые, демобилизованные и так далее. А здесь, когда они прожили по 300–400 лет замкнуто, они стали ощущать себя отдельным народом. Как говорил академик Ю.В.Бромлей, важнейшей критерий зарождающегося народа, субэтоноса – это когда он сам себя ощущает этим народом", – подчеркнул Венков.

Сквозь века

Некоторые эксперты затрудняются дать четкое определение российскому казачеству, подчеркивая, что это так же невозможно, как и точно определить статус казачества былых времен. Такого мнения придерживается, например, Борис Корниенко – кандидат исторических наук, автор книги "Правый Дон: казаки и идеология национализма (1909–1914)".
"Законодательство определяет современное казачество как "исторически сложившуюся на основе взаимодействия русского народа и других народов России социокультурную общность, сформированную в ходе многовекового служения казаков Российскому государству и обществу". И если собственно академическое сообщество преимущественно склоняется к тому, что казаки – это сословие, специфическая часть русского народа, в крайнем случае, субэтнос, то представители самого казачества либо лица, претендующие на такой статус, предпочитают говорить о казаках как о народе", – заявил он в разговоре с корреспондентом портала "Российское казачество".
© РИА Новости / Виталий ТимкивУчастники фестиваля казачьей культуры
Участники фестиваля казачьей культуры - РИА Новости, 1920, 21.12.2022
Корниенко также отметил, что важно не забывать о существенной разнице между казачьими объединениями в контексте разных веков и разных территорий расселения. Например, казачество в XVI веке – совсем не то же самое, что казачество в XIX и тем более в XXI веках. Точно так же нельзя сравнивать казаков с Дона и казаков в Приморье.
Эксперт привел и более наглядный пример: в Речи Посполитой казаками называли не только запорожскую вольницу, но и легкую кавалерию, определенным образом вооруженную, а в Русском государстве существовала страта городовых казаков – людей низкого происхождения, нанятых на государственную военную службу и составлявших значительную часть гарнизонов южных пограничных городов.

"Таким образом, становится понятно, что исторически словом "казак" обозначался довольно широкий круг явлений, которые нельзя загнать под одно определение и назвать народом, впрочем, как и сословием"

Борис Корниенко
к.и.н., автор книги "Правый Дон: казаки и идеология национализма (1909–1914)"
Помимо этого, по его словам, общины вольных казаков в XVI и значительной части XVII веков были открыты для принятия новых членов, а поток людей, желающих "казаковать в поле", был довольно значителен, так как в то время не было строгих требований ни к этническому происхождению, ни к социальному статусу. В результате казаками становились и великороссы, выходившие из-под власти Москвы, и малороссы из Речи Посполитой, а с ними – литвины и поляки. Казаки также принимали к себе беглых холопов и крестьян, представителей более высоких социальных слоев, вплоть до князей.
"Казачество стало "закрываться" только к концу XVII века, во многом вынужденно, под влиянием государства, постепенно устанавливающего над ним свой контроль и незаинтересованного в произвольной смене социального статуса своими подданными", – сообщил Корниенко.
Оценивая положение казачества в Российской империи, кандидат исторических наук отметил, что в то время оно, безусловно, было сословием, так как имперские власти взаимодействовали с казаками в парадигме сословного общества, наделяя их как специфическими правами и привилегиями, так и обязанностями. А после подчинения и интеграции исторически сложившихся войск (Донского, Терского, Яицкого/Уральского, Запорожского) государство по своему усмотрению могло формировать новые войска. Так возникли, к примеру, Семиреченское, Амурское, Уссурийское войска.

"Кубанское войско также было создано искусственно по решению имперских властей, хотя и за счет объединения различных групп (казаков-черноморцев, являвшихся потомками переселенных на Кубань запорожцев, а также казаков-линейцев, переселенных на Кавказ с Дона)"

Борис Корниенко
к.и.н., автор книги "Правый Дон: казаки и идеология национализма (1909–1914)"
В то же время, по его словам, нельзя утверждать, что казачество является феноменом исключительно сословного общества, и в нем нет "народного" элемента. Дело в том, что у отдельных групп казаков, возникших в конце XV – XVI веках, со временем сложилась своя уникальная культура и возникли особые говоры на основе смешения элементов русской культуры и культуры тех народов, с которыми казаки взаимодействовали на данной территории.
Корниенко также положительно оценил определение российского казачества, закрепленное в стратегии государственной политики в отношении российского казачества на 2021–2030 годы.
"К указанной формулировке я отношусь положительно, потому что она содержательно описывает условия формирования казачества и при этом не содержит категорических утверждений о его статусе", – заявил он.
Парадный расчет кубанских казаков - РИА Новости, 1920, 06.12.2022
Кубанское казачество

Происхождение и этничность

Рассуждая о сути современного казачества, заместитель Директора по научной работе и проектной деятельности Таганрогского института имени А.П.Чехова Алексей Волвенко выделил две проблемы: происхождение и этничность.
Первая широко обсуждается в научных кругах: начиная от тех, кто считает, что российские казаки появились исключительно в XVI веке, заканчивая теми, кто говорит о том, что казаки в России появились значительно раньше – в X–XIвеках.
"Что касается моего мнения, то я считаю, что российское казачество появляется где-то в XV–XVI веках на территории Дона. В этом событии участвовали разные силы, в том числе выходцы из приграничных территорий Московского государства. Они вступали в соприкосновения с теми жителями, которые уже были на Дону и имели разные происхождения: тюркское, местное, славянское и так далее", – заявил он.
Затрагивая проблему этничности, по его словам, стоит отметить, что казачество в официальных документах Российской империи всегда было отмечено как военное сословие, и государство относилось к казакам именно в таком ключе. Но по сути это сословие представляло собой конгломерат различных казачьих войск, где ситуация с этничностью была очень разнообразной.

"Тут нужно исходить из того, что каждое казачье войско достаточно своеобразно и специфично. При всем том, что есть общие черты, на самом деле ситуация с этничностью в каждом казачестве могла быть разной",

– отметил Волвенко.
При этом, по его словам, все же не стоит забывать о разнице в определениях современного казачества и казаков, проживавших в других столетиях.
"Если вы говорите о современных казаках, то это одно явление, если вы говорите о казаках дореволюционных, то это несколько иное явление. Поэтому если говорить о дореволюционном казачестве, то это скорее военное сословие, которое к началу ХХ века имело все шансы стать отдельной народностью и, возможно, прийти к своей национальности. А что касается современных казаков, то здесь вряд ли можно говорить о какой-то этничности или национальности", – подчеркнул Волвенко.