Казаки Урала (яицкие) - Российское казачество, 31.01.2023

Казаки Урала (яицкие)

© Общественное достояниеЯицкие казаки в походе
Яицкие казаки в походе
Уральское казачье войско может по праву считаться не только самым необычным, но и самым закрытым, потому что отличается от других почти во всем. Начиная с того, что оно всегда было вольным, а не сформировалось по указу царя, заканчивая религией – абсолютное большинство казаков были старообрядцами.
По словам профессора кафедры гуманитарных дисциплин Поволжского государственного университета сервиса, доктора исторических наук Александра Дубовикова, в XVI веке казаки пришли на реку Урал, которая тогда называлась Яик, поэтому в те времена войско именовалось Яицким.
Уральским оно стало называться с 15 января 1775 года "в целях полного предания забвению случившейся смуты" после участия казаков в восстании под предводительством Емельяна Пугачева, на стороне которого воевали многие из них.

"В XVI веке казаки были самостоятельными, они еще не были подданными России, не подчинялись царям, воеводам, поэтому занимались военными походами, рыболовством и охотой",

– отметил Дубовиков
После присоединения Казанского и Астраханского ханств к Москве казаков прогнали с ранее занятых земель. В поисках нового места они по воде перебрались с Волги до реки Самара, а уже оттуда на Яик.
Был и другой маршрут – с реки Дон через Каспийское море мимо Астрахани в низовье Яика. В то время эти земли были свободны, если не считать небольших кочевых племен, которые не задерживались на одном месте.
"В начале XX века на территории Уральского казачьего войска насчитывалось 30 казачьих станиц и 450 очень небольших по численности казачьих поселков. К этому времени численность казаков составляла 166,4 тыс. человек, включая 10,4 тыс. человек приписанных к войску татар и калмыков", – рассказал доктор исторических наук, профессор Донского государственного технического университета Владимир Трут.

Рыбный промысел

Благодаря обилию рыбы в Яике у Уральского войска появилось главное занятие – рыболовство, и это тоже отличало их от других казачьих объединений.

"Когда будущий император Александр II со своим спутником по фамилии Юрьевич побывал у Уральских казаков, последний сказал, что они скорее Уральские рыбаки, чем казаки",

– отметил Дубовиков
Причем самовольная ловля рыбы была запрещена, так как эта деятельность строго контролировалась. Существовали только коллективные промыслы в определенное время года: например, летом рыбу не ловили.
"Рыболовство – это традиционное занятие. По подсчетам конца XIX века, 80% всей осетрины и черной икры, которая добывалась в Российской империи, была из Урала", – отметил историк.
Ловить рыбу и распоряжаться уловом могли только уральские казаки. Все, кто не входил в казачью общину, заниматься этим промыслом не имели права. Хоть они и могли наниматься к казакам на работу, помогать ставить сети, вытаскивать рыбу, но собственниками пойманного не были.
По словам Дубовикова, система рыболовных хозяйств была организована настолько совершенно, что не имела аналогов нигде в мире. Для охраны вод, равно как и для исследований, связанных с промыслом, в войске имелся специальный штат сотрудников, содержавшийся за счет войсковой казны.
© Общественное достояниеУральские казаки с выловленной рыбой
Уральские казаки с выловленной рыбой
Уральские казаки с выловленной рыбой
"Войско было заточено на промысел осетровых. Рассказывают, что в сезон нереста в станицах Уральского войска даже нельзя было звонить в колокола", – пояснил заведующий кафедрой истории и философии Иркутского национального исследовательского технического университета, доктор исторических наук Павел Новиков.
На втором месте после рыболовства стояло разведение мелкого рогатого скота, в основном овец. За ними шли крупный рогатый скот и лошади. Свиноводства не было вообще, потому что у старообрядцев употреблять в пищу этих животных было не принято.

"На четвертом месте по поголовью скота шли верблюды. Ни на Дону, ни на Кубани верблюдов не было. Это вообще было уникальное казачье войско, отличавшееся от всех остальных",

– подчеркнул Александр Дубовиков

Земледелие

Земледелие никогда не было основным занятием Уральских казаков из-за того, что часть войсковых земель просто не подходила для обработки. Второй причиной было то, что это дело считали сугубо крестьянским.
"Выращиванием зерновых культур занималось далеко не все казачье население. Косвенным свидетельством того, что земледелие в Уральском войске не играло той роли, которую оно играло во всех прочих казачьих войсках, может служить тот факт, что практически все казачьи хозяйства брали в пользование меньшие земельные наделы, чем те, что им дозволялись", – отметил Дубовиков в своей докторской диссертации.
Тем не менее, несмотря на второстепенную роль хлебопашества, среднегодовые показатели урожайности по сравнению с другими казачьими войсками в целом выглядели неплохо, ведь для этого использовали наиболее пригодные земли.

"Рожь, овес, ячмень, просо, равно как и технические культуры, выращенные на войсковых землях, предназначались для собственного потребления или же продавались на местном рынке. Пшеница же предназначалась преимущественно для общероссийского рынка. В силу этого обстоятельства в Уральском войске выращивались лишь самые лучшие, твердые сорта пшеницы",

– написал историк в своей докторской диссертации
Он также добавил, что на землях, где урожай выращивался на продажу, работали не казаки, а сезонные наемные работники из числа крестьян соседних губерний, причем возделывалась лишь самая лучшая, но при этом ничтожно малая часть войсковых земель.

Религия

Уральское войско даже в государственных документах называли "бунташным", поэтому и в вопросах религии они отличались от остальных.
"Казаки хотели показать, что не такие как все: “Мы особенные, мы подчиняемся Москве, постольку-поскольку. Мы сами с этим соглашаемся, нам никто ничего не навяжет. Не навяжет ни власть свою, ни веру свою”", – отметил Дубовиков.
Он также добавил, что в 1850 году в Уральском войске было только два православных казака. К началу XX века это число увеличилось примерно до 2 тыс., но все равно составляло примерно 2%. Подавляющее большинство продолжало придерживаться своих старообрядческих толков, и такого не было ни в одном другом войске.
© Общественное достояниеБагренье на реке Урал
Багренье на реке Урал
Багренье на реке Урал
"Для значительной части населения старообрядчество было неким атрибутом, свидетельствующим об особом положении местного казачества, инструментом его противопоставления как иногороднему населению, так и всей России в целом", – отметил Дубовиков в своей докторской диссертации.
Несмотря на то что центральная власть вела борьбу со старообрядцами, гонений на уральских казаков не было.

"Старообрядчество в Уральском войске отнюдь не отличалось монолитностью. Как и повсюду в России, оно быстро распалось на множество различных направлений, которые обычно заносились в войско извне. Многие десятилетия раскольники различных толков находили на Яике надежное укрытие от гонений, параллельно обращая в свою веру представителей местного казачества",

– написал историк в своей работе
Разрешение на строительство первого в Уральском войске старообрядческого храма было получено только в 1856 году, причем впоследствии он так и остался единственным.

"Бунташное" войско

По словам Дубовикова, благодаря сугубо прагматичным, порой гибким, а порой жестким действиям правительства, в XVIII веке ему окончательно удалось превратить уральское казачество в служилое сословие, деятельность которого была подчинена интересам государства.
Несмотря на это, "бунташный" дух войска продолжал противиться новому статусу. Казаки были недовольны злоупотреблениями старшин и атамана, получившими от государства новые привилегии, поэтому к концу того же века это вылилось в поддержку Пугачевского движения.

"С XVIII века, когда столичные власти стали брать под жесткий контроль все сферы жизни яицкого казачества, действия правительства вызывали рост негодования в войске. Тогда же обозначилось обострение отношений между рядовыми казаками и атаманской верхушкой, переставшей быть выборной",

– отметил Дубовиков в докторской диссертации
В итоге руководство Пугачевским движением находилось в руках казаков, также как и ближайшее окружение Емельяна Ивановича составляли члены Уральского войска.
"Тем не менее следует отметить пользу, приносимую казачеством Российскому государству на протяжении веков, которая была несоизмерима с размерами данного ущерба. Уральское казачество большим или меньшим числом принимало участие практически во всех войнах, которые вела Россия со своими внешними врагами", – заключил Дубовиков в своей работе.
© Общественное достояниеВасилий Перов "Суд Пугачёва", 1879, Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Перов Суд Пугачёва, 1879, Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Перов "Суд Пугачёва", 1879, Русский музей, Санкт-Петербург

Конец эпохи

А уже в XX веке все уральские казаки присоединились к антибольшевистскому движению. Многие из них мечтали о прежних вольностях и не хотели у себя видеть ни красных, ни белых, и вообще никаких чужаков.
Не признав советской власти, казаки сформировали Уральскую отдельную армию, в которую к осени 1918 года входило уже 18 тыс.человек. По приказу атамана Владимира Толстова весной 1919 года была проведена мобилизация среди мужчин в возрасте 18–55 лет, и количество казаков возросло до 25 тыс.

"В годы Гражданской войны войско ждала наиболее драматичная участь, потому что оно было вынуждено вести борьбу в изоляции – на Волге были красные, в Туркестане были красные, сообщение с Сибирью под руководством Колчака было эпизодическим. В конечном счете уральские казаки были побеждены",

– отметил доктор исторических наук Павел Новиков
Александр Дубовиков в свою очередь добавил, что с июня по сентябрь 1918 года в Самаре власть находилась у Комитета членов Учредительного собрания (Комуч), которому казаки помогали воевать с красной армией.
"Одно время Уральская армия получала оружие и боеприпасы от Комуча, а были периоды когда не получала ничего ни от кого. И тогда приходилось идти на пушки и пулеметы с одним только холодным оружием. Другое дело, что Уральская армия действовала самостоятельно и фактически никому не подчинялась", – подчеркнул историк.
В конечном счете уральские казаки были побеждены. С конца 1919 по начало 1920 года во время перехода из Гурьева на Мангышлак погибло 10 тыс.казаков, причем большинство из них были гражданскими, отступавшими вместе с остатками армии. Только 160 человек под предводительством атамана Владимира Толстова смогли дойти до Персидской границы.
"Всего же в Гражданской войне погибло не менее 70% уральского казачества, примерно 120 тыс., в основном невоенных, включая расстрелянных красными, а также умерших от болезней", – рассказал Дубовиков.
© Общественное достояниеУральские казаки (вторая половина XIX века)
Уральские казаки (вторая половина XIX века)
Уральские казаки (вторая половина XIX века)
Такие трагические потери связаны были в том числе и с тем, что уральские казаки были "наиболее непримиримыми к советской власти и большевикам", сообщил доктор исторических наук, профессор Александр Худобородов.
"И наиболее ужесточенное сопротивление было здесь, в результате чего значительная часть либо погибла в годы Гражданской войны, либо ушла в эмиграцию. Уничтожение красной армией белых казаков на территории Уральского войска было беспощадным", – отметил он, добавив, что для большинства оставшихся в живых новым домом стала Австралия, а кто-то осел в США или Китае.
Павел Новиков также добавил, что история уральского казачества действительно завершилась "благодаря" действиям большевиков в 1920 году, когда территорию войска отдали Казахстану, объявленному сначала автономией в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а с 1936 года выделенного в союзную республику равного с РСФСР статуса.

"Прежде всего это было своего рода наказание, потому что единственное казачье войско, которое в годы Гражданской войны в полном составе воевало против красной армии, было Уральским",

– добавил Александр Дубовиков
Эксперты также отметили, что впоследствии казачьи станицы и города начали активно переименовывать, чтобы окончательно стереть память об Уральском войске.

Казаки не сдаются

Тем не менее попытки сохранить историческую память об уральском казачестве не заканчивались. Спустя много лет после Гражданской войны, в мае 1990 года было создано Уральское казачье историко-культурное общество.
Весной 1991 года состоялся Большой круг, на котором был учрежден Союз уральских казаков, но неблагоприятная для развития казачества на территории Республики Казахстан обстановка и негативное отношение местных властей привели к тому, что атаманское правление перенесли в поселок Илек Оренбургской области.
© Общественное достояниеУральские казаки (худ. Николай Самокиш)
Уральские казаки (худ. Николай Самокиш)
Уральские казаки (худ. Николай Самокиш)
В XX веке на долю уральских казаков выпали тяжелейшие испытания, но это не значит, что его история закончилась. Еще одно отличие Уральского от других войск в том, что у всех казаков есть конкретные общества и лидеры, в то время как уральским так и не получилось создать современное единое объединение.
На сегодняшний день на территории России и Казахстана действуют несколько казачьих войск, называющих себя уральскими или яицкими.