Сибирское казачество - Российское казачество, 27.02.2023

Сибирское казачество

© Общественное достояниеСибирские казаки исследуют новые земли. Художник Н. Н. Каразин
Сибирские казаки исследуют новые земли. Художник Н. Н. Каразин
Дружина Ермака, состоявшая из вольных казаков, сыграла огромную роль в присоединении Сибири. В конце XVI века купцы-промышленники Строгановы наняли их, чтобы положить конец набегам татар Сибирского ханства.
"Есть начальная дата – поход Ермака. Это пример народной инициативы, когда на деньги купцов Строгановых, говоря современным языком, была нанята частная армия. Они нанесли контрудар по Сибирскому ханству – одному из осколков Золотой Орды", – отметил заведующий кафедрой истории и философии Иркутского национального исследовательского технического университета, доктор исторических наук Павел Новиков.
Согласно летописному преданию, атаман Иван Кольцо был послан Ермаком в Москву, чтобы сообщить о взятии столицы Сибирского ханства – города Искера, или Кашлыка (сегодня это Кучумово городище близ Тобольска).
В награду за это царь Иван Грозный 6 декабря 1582 года присвоил дружине Ермака Тимофеевича наименование "Царская служилая рать", которое сегодня можно увидеть на войсковом знаке Сибирского войскового казачьего общества.

"В отличие от казаков других казачьих войск, которые ведут свою родословную из глубины веков от вольных боевых дружин – “казачьей вольницы”, сибирские казаки с первого дня образования войска были на службе у Российского государства",

Геннадий Привалов
атаман Сибирского войскового казачьего общества

Освоение Сибири

Казачество сыграло выдающуюся роль в культурно-хозяйственном освоении Сибири: в 1586 году там был основан первый русский город – Тюмень, а в 1587 году – Тобольск.
© Общественное достояниеКазаки при постройке линейных крепостей. 1716. Николай Каразин
Казаки при постройке линейных крепостей. 1716. Николай Каразин
Казаки при постройке линейных крепостей. 1716. Николай Каразин
"В 1594 году отрядом казаков под руководством Андрея Елецкого была построена Тара – первая русская крепость на территории Омского Прииртышья, близ которой возникла первая крестьянская деревня, и в 1599 году распахано Чекрушево поле, ставшее первой русской пашней в Сибири", – рассказала старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, кандидат исторических наук, доцент Марина Жигунова.
Территория первичного проживания казаков была обширной: от Южного Урала до Алтая, от тундры и тайги на Севере до степей и гор на юге в границах Тобольской, Западно-Сибирской и Томской губерний, Акмолинской области Степного края и Горно-Алтайского округа.

"Изначально полоса казачьих земель шириной 10–30 верст тянулась от реки Тобол до Омска, далее по реке Иртыш к китайской границе. В 1716 году казаки основали Омскую крепость. В 1808 году на основе служилых людей Сибири было создано Сибирское линейное казачье войско, представлявшее собой целостное сословно-территориальное образование со столицей в городе Омске",

Марина Жигунова
К началу 1914 года казачье население Сибири составляло около 300 тыс. человек и проживало в 48 станицах, 123 поселках и 16 выселках.

Особенности казаков Сибири

Адаптироваться в Сибири помогли коренные народы, у которых казаки позаимствовали способы выживания, добычи и приготовления пищи, элементы одежды и многое другое, отметил атаман Обско-Полярной казачьей линии, кандидат юридических наук Валерий Степанченко.
© Общественное достояниеЗолотой конвой в Сибири. Константин Стоилов
Золотой конвой в Сибири. Константин Стоилов
Золотой конвой в Сибири. Константин Стоилов
"Самое главное – умение жить в тех условиях. У нас же средняя температура по году -5˚. Конечно, если взять сибирского казака, особенно арктического, с нашего Заполярья, его зимняя одежда не будет похожа на донскую или кубанскую одежду. У меня есть моя родовая черкеска, но зимой я же надеть ее не могу", – поделился он.
Казаки тоже делились с местным населением – не только благами цивилизации, но и новыми сельскохозяйственными культурами. К примеру, южнее Салехарда есть село Горки, которое славится выращиванием картофеля.

"Как-то однажды, будучи там, я разговорился с одним известным местным жителем, он знает, что я из казаков. Он говорит: “Валерий Иванович, вы знаете, мы очень благодарны кубанским казакам”. Я думаю: “Ничего себе. А за что?” Он ответил, что казаки научили их обрабатывать земли. До этого они же земли не обрабатывали. Выращивать картофель, овощи, капусту, и это теперь у них традиция",

Валерий Степанченко
По словам Жигуновой, хозяйственная деятельность сибирских казаков действительно отличалась многообразием. Они занимались животноводством, скотоводством, рыболовством, охотой, земледелием, садоводством, пчеловодством и даже выращиванием табака.
"Казаки разводили лошадей, оленей, крупный рогатый скот, реже – свиней, овец, коз. Из домашней птицы – кур, уток, гусей и индеек. Выращивали зерновые культуры, а также капусту, картофель, огурцы, редьку, свеклу, репу, брюкву, морковь, лук, чеснок, горох, бобы, арбузы, дыни, мак, подсолнечник, лен, коноплю. В южных районах возделывали сады и плодовые кустарники", – сказала она.
Помимо несения воинской службы казаки также строили дороги, охраняли крепости, золотые прииски, сопровождали торговые караваны и собирали дань с народов Сибири, занимались заготовкой леса.
© Общественное достояниеКонвойная служба казаков во время оккупации Илийской долины в 1881-1882 гг. Следование таранчей в русские пределы. Николай Каразин
Конвойная служба казаков во время оккупации Илийской долины в 1881-1882 гг. Следование таранчей в русские пределы. Николай Каразин
Конвойная служба казаков во время оккупации Илийской долины в 1881-1882 гг. Следование таранчей в русские пределы. Николай Каразин

Религия и соседи

Контакты казаков с народами, живущими в этих местах, были довольно активными и многообразными, местных в том числе принимали на воинскую службу. На ранних этапах освоения Сибири женщин славянского происхождения было немного, поэтому казаки часто женились на местных девушках.
Казачество Сибири в подавляющем большинстве исповедовало православие, поэтому при зачислении в войско представители других народов, как правило, крестились.
Все общественные и семейные отношения регламентировались религиозными нормами поведения. Главной особенностью сибирских казаков было наличие походных церквей (которые называли Ермаковыми часовнями) и старообрядческих икон.

"В 1620 году была создана Сибирская епархия с центром в Тобольске, которая с течением времени стала крупнейшей. Она занималась миссионерской деятельностью и организацией церковно-приходских школ. Обычно в центре казачьей станицы располагался храм, в котором хранились боевые знамена и совершались важнейшие обряды",

Марина Жигунова
По словам заведующего кафедрой истории и философии Иркутского национального исследовательского технического университета, доктора исторических наук Павла Новикова, взаимодействие с другими культурами отражалось в том числе на языке, когда в русской речи появлялась терминология народов Сибири. Многие казаки были двуязычными – знали бурятский или якутский язык, что напрямую связано с межнациональными браками.
Атаман Ермак
Покорение Сибири казаками в XVI веке
"Нередко казаки являлись толмачами – переводчиками – или использовались в качестве дипломатов", – сказала Жигунова.
Вследствие смешения культур казаки позаимствовали у местного населения многие элементы одежды: халаты, кожаные штаны-чембары, сапоги-ичиги и другое. Они также освоили новые рецепты и готовили манты, плов, кумыс и другие традиционные для Средней Азии блюда и напитки.

Гражданская война

В Сибири начала ХХ века проживало 675 тыс. казаков. После революции 1917 года и в годы Гражданской войны большинство из них поддержали сначала локальные выступления своих атаманов –А.И.Дутова, Б.В.Анненкова, А.А.Сотникова, Г.И.Семенова, И.М.Гамова, И.П.Калмыкова, а с ноября 1918 года и антибольшевистскую борьбу адмирала Александра Колчака – лидера всероссийского Белого движения.
© Общественное достояниеОсобый Уссурийский казачий отряд атамана И.П. Калмыкова Июнь 1918 г.
Особый Уссурийский казачий отряд атамана И.П. Калмыкова Июнь 1918 г.
Особый Уссурийский казачий отряд атамана И.П. Калмыкова Июнь 1918 г.
"Неоднозначное отношение казачества к советской власти привело к их жесткому противостоянию. Статус казачества как особого сословия был юридически упразднен одним из первых декретов ВЦИК и Совнаркома от 10 ноября 1917 года “Об уничтожении сословий и гражданских чинов”", – отметила Жигунова.
Возглавив Белое движение в России в 1918 году, Колчак в Сибири опирался на офицерство и казачество. Тогда Омск получил официальный статус Белой столицы России. Именно поэтому после отступления белых войск на казаков обрушились страшные репрессии.

"Так, например, в Чарышском районе Алтайского края казаки, бывшие тогда детьми, рассказывали мне, как им удалось убежать и сохранить свои жизни, поскольку отряды красных поголовно ликвидировали население казачьих станиц. О своем казачьем прошлом многие боялись упоминать вплоть до 1990-х годов",

Марина Жигунова
Циркуляр ЦК РКП(б) об отношении к казакам от 24 января 1919 года требовал "признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления", также допускался "беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с советской властью".
Приказом Сибирского революционного комитета от 2 декабря 1919 года Сибирское казачье войско было ликвидировано. В процессах раскулачивания и расказачивания многих казаков репрессировали. Многие, кому удалось избежать трагической участи, эмигрировали за рубеж, в основном в Австралию, Аргентину, Китай и США.

Наши дни

Сегодня реестровое сибирское казачество участвует в военно-патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи, восстанавливает храмы, занимается охранной деятельностью и многим другим.
© Фото предоставлено Сибирским восковым казачьим обществом: Казачья молодежь города Бердска
: Казачья молодежь города Бердска
: Казачья молодежь города Бердска
"Казачество пронизано идеями подлинного патриотизма, традиционных духовных ценностей и самобытной народной культуры, а значит, не мыслит себя без возможности честно, верой и правдой служить Отечеству", – отметил атаман Сибирского войскового казачьего общества Геннадий Привалов.
Именно поэтому казаки принимают активное участие в деятельности добровольческого батальона "Ермак", а также регулярно собирают для бойцов гуманитарную помощь.

"Сегодня все казаки живут главной целью – это содействие в проведении специальной военной операции. Казаки уходят на СВО через службу в вооруженных силах – по контракту, кто-то по мобилизации, добровольцами. В настоящее время мы формируем отдельный сибирский сводный казачий отряд, который в ближайшее время будет отправлен на запад",

Геннадий Привалов
Несмотря на это казаки не забывают и про "домашние" дела: в соответствии со стратегией развития российского казачества сибиряки несут службу по охране общественного порядка, природных ресурсов, окружающей среды, государственной собственности и границ, а также участвуют в тушении пожаров и ликвидации стихийных бедствий.
"У нас есть внештатные формирования по аварийно-спасательному направлению, когда казаки оказывают помощь при возникновении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. Обеспечение охраны рыбных хозяйств, водоемов, пожарной безопасности – это тоже у нас практикуется. Наши казаки участвуют в контроле безопасности дорожного движения совместно с работниками ГИБДД", – добавил Привалов.
Кроме того, одной из приоритетных задач войска стала работа организации "Казачья молодежь Сибири", созданной в 2016 году. Также в регионе проходят слеты, конкурсы-смотры "Лучший казачий кадетский класс", фестивали казачьей песни и боевого искусства.
© Фото предоставлено Сибирским восковым казачьим обществомСлет казачьей молодежи Сибири
Слет казачьей молодежи Сибири
Слет казачьей молодежи Сибири
"Мы целенаправленно ставим новые ориентиры для дальнейшей работы, и очень хочется, чтобы эти ориентиры были значимыми и актуальными для всех участников процесса поступательного развития казачества в регионах СВКО. Созидательная работа по реализации стратегии должна строиться на позитиве, на продуманной креативной работе атаманов казачьих обществ, на всестороннем взаимодействии с органами власти и органами местного самоуправления всех уровней", – заключил атаман.

Казачьи объединения

Сегодня сибирское казачество представлено как членами Сибирского войскового казачьего общества, входящего в государственный реестр, так и общественными организациями.
Подробнее о них корреспонденту портала "Российское казачество" рассказал кандидат исторических наук и почетный атаман Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска Союза казаков России Геннадий Зайцев.

"Перед распадом Советского Союза мы начали возрождать казачество, для того чтобы сохранить обычаи и традиции",

Геннадий Зайцев
В 1990 году в Омске прошел Большой круг сибирского казачества, на котором был учрежден Союз сибирских казаков, переименованный в 1991 году в Сибирское казачье войско.
Если говорить о других казачьих объединениях, то в октябре 1992 года в Салехарде первый учредительный круг провела Обдорская казачья община. На нем организации присвоили новое имя, которое сохраняется и по сей день – Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России.

"В то время создается Тюменский казачий союз, ТКС, в который мы входим. Потом создается Тюменское линейное казачье войско Союза казаков России, куда входят структуры Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого округа. К 1993 году на территории Тюменского региона в списочный состав было записано около 2 тыс. человек",

Геннадий Зайцев
За время существования организации казаки успели поставить памятные поминальные кресты, построить пять часовен и две церкви – в селе Яр-Сале и поселке Сабетта. Помимо этого они на постоянной основе занимаются научно-просветительской деятельностью – силами казаков был запущен масштабный проект "Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура".
Кроме того, казаки создали кадетский класс, которому в прошлом году исполнилось 20 лет. На сегодняшний день в нем занимается около 600 учеников по всему округу, а в Новом Уренгое стараниями организации была открыта общеобразовательная кадетская казачья школа.
"20–30 годы прошлого века были очень суровые, многие семьи были уничтожены, поэтому наша задача – возродить традиции, культуру, воспитать подрастающее поколение. Поэтому мы кадетством занимаемся. У нас с 2001 года порядка 300 выпускников кадетских классов, и практически все они отслужили двухгодичную службу", – сказал атаман Обско-Полярной казачьей линии Валерий Степанченко.
Атаман Ермак
Ермак и его наследие