В свободное от службы время военный инженер Александр Ригельман, родившийся в XVII веке, занимался исследованием казачества. Благодаря его рукописным трудам... Российское казачество, 17.03.2023
В свободное от службы время военный инженер Александр Ригельман, родившийся в XVII веке, занимался исследованием казачества. Благодаря его рукописным трудам сохранилось описание казачьей мужской одежды, которое помогает современным историкам, изучающим эту тему.По словам доктора исторических наук, профессора Волгоградского государственного института искусств и культуры Марины Рыбловой, несколько столетий назад комплекс мужской одежды действительно состоял из кафтана различного кроя, к примеру зипуна, бешмета или халата, а также шаровар и шапок. Помимо этого казаки носили туникообразные нательные рубахи с прямым воротом.Ссылаясь на работы других исследователей, она отметила, что, собираясь в поход, донские казаки специально облачались в ветхую одежду – "брали оружие добротное, но с самой бедной наружностью". Это же подтверждают слова Ригельмана."Сами они, хотя в иное время хорошо одеты бывали, но когда в море ходили, тогда надевали на себя старые ветоши", – писал он.Российский историк Василий Сухоруков, описывая быт казаков в XVIII веке, отмечал, что иногда они могли демонстрировать и эффектные наряды: "Иногда в присутствии русских дворян, своих приятелей, чтоб блеснуть, являлся один старик в лазоревом атласном кафтане с частными серебряными нашивками и с жемчужным ожерельем. У всех шелковые турецкие кушаки, а на них булатные ножи с черенками рыбьего зуба, в черных ножнах, оправленных серебром, красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Другие одевались в богатые турецкие, черкесские или калмыцкие одежды".Цвет тканей также имел большое значение, а в определенных случаях – сакральный смысл.Головные уборыУдлиненный верх казачьей папахи, падающий клином на бок, с вложенным в него стальным каркасом или каким-либо твердым предметом, защищал голову от ударов шашкой. В последнем случае мог служить и в качестве кистеня. Отсюда выражение "надавать тумаков" – побить шапкой.Такое определение этому головному убору дает "Казачий словарь-справочник". Известно, что кистень – это холодное оружие, которое выглядит как палка, к которой крепится цепь с металлическим шаром на конце.При этом, по словам Рыбловой, хоть фраза про тумаки и стала популярной, представить, что шапкой действительно пользовались как оружием, можно с трудом."Я не представляю себе, как можно шапкой – даже если там какой-то каркас, то он очень тоненький был, – как его можно как кистень использовать? Другое дело, что выражения "закидать шапками", "надавать тумаков" очень прочно у нас закреплены в русском языке. И в былинах, и в легендах я встречала массу примеров того, когда, например, богатырь кидал в змею свою шапку", – добавила доктор исторических наук.Рыблова также обратила внимание на то, что на старых фотографиях казачья шапка часто была повернута набекрень. По ее словам, это имело особое символическое значение.Она привела в пример описание одного казачьего круга: "Вдруг атаман взялся за свою высокую остроконечную барашковую шапку, и сейчас же раздался крик: "Помолчи, честная станица, атаман трухменку гнет!". Это кричал есаул. И стих круг войсковой. И тогда заговорил атаман. Он предлагал казакам пойти поохотиться на Каспийское море… То и дело выходили из круга казаки, кидали шапки о землю и скоро собралась порядочная партия".По словам Рыбловой, то, что казак взялся за свою шапку, – знак того, что он готов участвовать в походе, поэтому по количеству брошенных головных уборов также считали, сколько людей пойдет в поход.Пояса и шашкиПо словам владельца мастерской по изготовлению традиционных казачьих украшений Александра Арнаут-Кленина, в 1881 году в Российской империи во всех кавалерийских частях было введено ношение шашки."Естественно, к ней нужен был кожаный ремень – перевязь, на которой все это носили. И постепенно, уже даже в иллюстрациях приказа по военному ведомству 1892 года видно, что низший чин Донского войска уже одет в кожаный ремень, на который вешается шашка", – отметил он.Казачий пояс донского типа – это кожаный ремень шириной от 2 до 5 сантиметров, имеющий металлическую пряжку, концевик и гайку, а также украшенный металлическими накладками.Пояса такого типа массово носили до начала XX века. После того как военные уставы и приказы сменились окончательно, в обиход вошел обычный пояс с рамочной пряжкой, а украшенные стали выходить из употребления.
В свободное от службы время военный инженер Александр Ригельман, родившийся в XVII веке, занимался исследованием казачества. Благодаря его рукописным трудам сохранилось описание казачьей мужской одежды, которое помогает современным историкам, изучающим эту тему.
"Платье носят почти совсем татарское – парчовое, штофное и суконное, кафтан, полукафтанье или бешмет, и штаны широкие, сапоги и шапка черкесские, опоясываются кушаками",
– писал он в книге "История, или Повествование о донских казаках"
По словам доктора исторических наук, профессора Волгоградского государственного института искусств и культуры Марины Рыбловой, несколько столетий назад комплекс мужской одежды действительно состоял из кафтана различного кроя, к примеру зипуна, бешмета или халата, а также шаровар и шапок. Помимо этого казаки носили туникообразные нательные рубахи с прямым воротом.
Ссылаясь на работы других исследователей, она отметила, что, собираясь в поход, донские казаки специально облачались в ветхую одежду – "брали оружие добротное, но с самой бедной наружностью". Это же подтверждают слова Ригельмана.
"Сами они, хотя в иное время хорошо одеты бывали, но когда в море ходили, тогда надевали на себя старые ветоши", – писал он.
Российский историк Василий Сухоруков, описывая быт казаков в XVIII веке, отмечал, что иногда они могли демонстрировать и эффектные наряды: "Иногда в присутствии русских дворян, своих приятелей, чтоб блеснуть, являлся один старик в лазоревом атласном кафтане с частными серебряными нашивками и с жемчужным ожерельем. У всех шелковые турецкие кушаки, а на них булатные ножи с черенками рыбьего зуба, в черных ножнах, оправленных серебром, красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Другие одевались в богатые турецкие, черкесские или калмыцкие одежды".
Цвет тканей также имел большое значение, а в определенных случаях – сакральный смысл.
"В донской традиции есть описания того, что до конца XIX века в некоторых станицах казаки, когда шли на свадьбу, венчаться в церковь, то надевали красный кафтан. И даже есть упоминания, что невеста тоже была в красном кафтане – это была брачная одежда. Белое появляется потом",
– отметила Марина Рыблова на семинаре "Мужская одежда казаков: традиция, эволюция и проблемы сценических воплощений"
Головные уборы
Удлиненный верх казачьей папахи, падающий клином на бок, с вложенным в него стальным каркасом или каким-либо твердым предметом, защищал голову от ударов шашкой. В последнем случае мог служить и в качестве кистеня. Отсюда выражение "надавать тумаков" – побить шапкой.
Такое определение этому головному убору дает "Казачий словарь-справочник". Известно, что кистень – это холодное оружие, которое выглядит как палка, к которой крепится цепь с металлическим шаром на конце.
При этом, по словам Рыбловой, хоть фраза про тумаки и стала популярной, представить, что шапкой действительно пользовались как оружием, можно с трудом.
"Я не представляю себе, как можно шапкой – даже если там какой-то каркас, то он очень тоненький был, – как его можно как кистень использовать? Другое дело, что выражения "закидать шапками", "надавать тумаков" очень прочно у нас закреплены в русском языке. И в былинах, и в легендах я встречала массу примеров того, когда, например, богатырь кидал в змею свою шапку", – добавила доктор исторических наук.
Рыблова также обратила внимание на то, что на старых фотографиях казачья шапка часто была повернута набекрень. По ее словам, это имело особое символическое значение.
"Мотив с пригнутой шапкой, то есть одета косо или набекрень, мы очень часто встречаем в донском фольклоре, и причем всегда в ситуации военного похода или готовности к нему",
– добавила она
Она привела в пример описание одного казачьего круга: "Вдруг атаман взялся за свою высокую остроконечную барашковую шапку, и сейчас же раздался крик: "Помолчи, честная станица, атаман трухменку гнет!". Это кричал есаул. И стих круг войсковой. И тогда заговорил атаман. Он предлагал казакам пойти поохотиться на Каспийское море… То и дело выходили из круга казаки, кидали шапки о землю и скоро собралась порядочная партия".
По словам Рыбловой, то, что казак взялся за свою шапку, – знак того, что он готов участвовать в походе, поэтому по количеству брошенных головных уборов также считали, сколько людей пойдет в поход.
"Когда казака провожали на войну, то смотрели: если вдруг шапка упала с головы, то это считалось плохой приметой, считалось, что он не вернется",
– добавила историк
Пояса и шашки
По словам владельца мастерской по изготовлению традиционных казачьих украшений Александра Арнаут-Кленина, в 1881 году в Российской империи во всех кавалерийских частях было введено ношение шашки.
"Естественно, к ней нужен был кожаный ремень – перевязь, на которой все это носили. И постепенно, уже даже в иллюстрациях приказа по военному ведомству 1892 года видно, что низший чин Донского войска уже одет в кожаный ремень, на который вешается шашка", – отметил он.
Казачий пояс донского типа – это кожаный ремень шириной от 2 до 5 сантиметров, имеющий металлическую пряжку, концевик и гайку, а также украшенный металлическими накладками.
"Пояс может быть и узкий в один палец, и широкий, как современный армейский пояс. Украшен он может быть весьма разнообразно: это могут быть накладки, которые сплошняком идут на поясе, могут идти в два ряда, в три ряда, могут быть сгруппированы какими-то ритмическими узорами",
– добавил Арнаут-Кленин
Пояса такого типа массово носили до начала XX века. После того как военные уставы и приказы сменились окончательно, в обиход вошел обычный пояс с рамочной пряжкой, а украшенные стали выходить из употребления.