Казаки-некрасовцы
© Подворье Жар-птицаТрадиционное жилище казаков-некрасовцев

© Подворье Жар-птица
Казаки-некрасовцы – потомки донских казаков, которые после целого ряда переездов в XVIII веке укрылись на территории Турции, а затем в период с 1912 по 1962 год в несколько этапов переселялись в Россию и были размещены в компактных поселениях, крупнейшие из которых расположены на Кубани и в Ставропольском крае.
"Некрасовцы, являясь представителями древнейшей ветви русского православия – старообрядчества, прожив в Турции 254 года по "Заветам Игната", во многом сохранили допетровский уклад жизни, веру, культуру, язык. Исторически говор казаков-некрасовцев является одним из донских южнорусских говоров. Он был сформирован на Дону, а в период скитаний и эмиграции некрасовцев изменялся и развивался под действием внешних социально-экономических и культурных факторов, а также в силу такого постоянного качества любой формы существования языка, как историческая изменчивость", – рассказала корреспонденту портала доктор филологических наук, профессор Виолетта Грязнова.
Организуя свой быт и хозяйство в условиях иноэтнического окружения, уточняет Виолетта Грязнова, община казаков-некрасовцев стала своеобразной культурно-конфессиональной общностью, которая и сейчас отличается от окружающего ее населения. Некрасовцы сохранили традиционный уклад жизни, исполнение религиозных обрядов в традициях русского старообрядчества, праздничный костюм, архаичный язык в быту и хоровом пении.
© Подворье Жар-птицаДевушка в традиционном наряде казаков-некрасовцев

Девушка в традиционном наряде казаков-некрасовцев
© Подворье Жар-птица
В беседах с вернувшимися в Россию казаками ученые выяснили, что после 1917 года по отношению к некрасовцам турецкое правительство предприняло ряд репрессивных мер, направленных на уничтожение их самобытной социально-конфессиональной общины.
В 1923 году был закрыт казачий круг, вместе с ним закончилась их автономия: казаки стали турецкими подданными, атаман назначался из турок (из числа казаков выбирался лишь помощник турецкого атамана, аза-атаман), судебная власть стала турецкой, селение некрасовцев Старые Казаки было переименовано в Коджагель. В 1924 году была запрещена русская школа, а в ее здании открыта мечеть. В 1931 году в село Коджагель стали переселять турок из Болгарии, отбирая для них земли у казаков.
Начиная с 1933 года русские фамилии заменялись турецкими, часто вместо имен давали клички. В 1934 году казаки вынуждены были сменить традиционную одежду и стали брить бороду, некрасовский костюм продолжали носить только женщины. В 1935 году турецкие власти разрешили открыть школу для обучения детей грамоте на турецком языке при условии, что русские дети не будут в школе разговаривать по-русски, за каждое русское слово в школе следовал штраф и наказание палками. Турецкая школа в поселке давала только пятиклассное образование. Продолжать дальнейшее обучение было невозможно из-за отсутствия денег (учеба в средних и высших учебных заведениях была платной). В общественных местах на русском языке говорить запретили.
Сохранились воспоминания Василисы Пушечкиной, потомственной казачки из числа некрасовцев: "В Турции, в школе еще, не разрешали разговаривать по-русски, нельзя было, там нас наказывали. И если со двора выйдем со школы, тогда разговаривали между собой, а в школе не-е-е, прятались, не разговаривали. А дома на своем. Язык как воздух: для нас естественно, как дышать, так и говорить. Только тогда, когда мы задыхаемся от нехватки воздуха, мы понимаем его ценность для жизни. Только тогда, когда нас лишают возможности говорить на русском языке и даже думать по-русски, мы понимаем, что язык – это одна из высших ценностей, за которую сражаются и отдают свои жизни. Так думали и некрасовцы. Невозможность говорить по-русски, учиться на родном языке была одна из причин их переселения в Россию".
Некрасовец Василий Саничев, организатор переселения казаков в Советский Союз, описывая причины переселения в Россию, акцентировал желание говорить на родном, русском языке: "Разные агитаторы нас смущали. Подбивали переселиться в США, Канаду, Аргентину, Францию. А наши казаки решили: "Пойдем до своего языка, до братьев по крови, на землю своих предков". А как пересекали границу, у меня в сердце сто светов открылось. Кругом свои, свой язык, люди живут в достатке".
"Мировидение особой социально-конфессиональной группы русского этноса, проживающей на Ставрополье – казаков-некрасовцев, – заслуживает пристального внимания ученых, ведь их система этнокультурных координат во многом является самобытной, сохранившей в себе черты мироощущения предков русских",
Казаки-некрасовцы на Ставрополье сегодня: быт, культура, кухня
Увидеть, как жили, одевались и какие блюда по рецептам XVIII века готовили казаки-некрасовцы, можно и в наши дни на Ставрополье. В селе Садовое Предгорного района работает этнографическое подворье "Жар-птица".
Там расположен настоящий казачий дом, стены которого обиты яркими тканями с цветочными узорами. На деревянных полочках – турецкая керамика с узорами. В центре гостиной – восточный диван, украшенный особыми стенными подушечками. Для удобства их подкладывают под спину. Рядом – низкий турецкий столик. На полу – мягкие подушечки. В углу комнаты хранится старинный турецкий сундук. Внутри настоящее сокровище: казачьи одежды и традиционные русские головные уборы – девичья связка, кокошник, рогатая кичка, многослойный платок.
Всю эту историю поколений сохранила и представляет гостям потомственная казачка Наталья Дьяченко.
"Я – казачка в энном поколении. Сложно даже сказать, в каком именно, потому что история моего казачьего рода восходит к началу XVIII века. Подворье "Жар-птица" – история моей семьи, моя жизнь. Я создала этот проект для того, чтобы восстановить утраченные страницы семейной летописи", – рассказала Наталья Дьяченко.
© Подворье Жар-птицаТрадиционное жилище казаков-некрасовцев

Традиционное жилище казаков-некрасовцев
© Подворье Жар-птица
Посетители этноподворья почти всегда задают один и тот же вопрос: почему такое романтическое название – "Жар-птица"?
"Именно так в Турции местные жители называли моих предков – некрасовских казачек – за их колоритные наряды", – рассказала Наталья Дьяченко.
Интересен и дом, в котором воссоздана атмосфера казаков-некрасовцев: здание построено в 1902 году. Говорят, что до прабабушки Натальи Дьяченко в нем жил герой Первой мировой войны, который служил в 15-тысячном казачьем кавалерийском корпусе и прошел с боями Турцию. Оказывается, чтобы вернуться домой в Ставропольскую губернию, кавалерийский корпус дошел до Египта. Оттуда на кораблях с лошадьми и военными обозами переплыли во Францию. Потом с боями прошли Европу.
"В доме прабабушки две комнаты. Первую мы с родителями оформили в восточном стиле, в духе быта казаков-некрасовцев. Вторая же экспозиция выглядит совершенно по-другому: в привычном стиле донских казаков, живших в России. Заходя в нее, многие наши гости говорят: "Да, нам это знакомо. Наши бабушки тоже так жили". Такое размещение позволяет наглядно сравнить, чем отличался быт некрасовцев от традиционного для России казачьего уклада", – объяснила хозяйка дома.
© Подворье Жар-птицаДевушка в традиционном наряде казаков-некрасовцев

Девушка в традиционном наряде казаков-некрасовцев
© Подворье Жар-птица
Наталья и ее родители – филологи по образованию. На протяжении нескольких лет они изучали быт и культуру своих предков. Вместе с семьей даже освоили законсервированный с XVIII века некрасовский язык, посещали населенные пункты Ставрополья, где проживают казаки-некрасовцы, и записывали их уникальные истории.
"В эпоху Петра царские войска захватывали земли, на которых жили казаки, лишая их привилегий. Тогда казаки с Дона под предводительством своего атамана Игната Некрасова перебрались в Турцию. Было принято решение не возвращаться на родину до тех пор, пока там правит царь. Так мои далекие предки прожили в чужой стране почти 250 лет. Конечно, за этот период произошел микс культурных традиций", – рассказала хозяйка этноподворья.
В 1962 году предки Натальи Дьяченко вместе с детьми вернулись из Турции и поселились в Ставропольском крае в селе Новокумском, но время идет, и традиции могут забываться.
"Сейчас, к сожалению, молодые люди часто забывают традиции своих предков. И я побоялась, что эта культура может безвозвратно исчезнуть. Чтобы ее сохранить, чтобы не растерять то, чем жили наши предки много столетий, я и создала этнографическое подворье казаков-некрасовцев "Жар-птица"", – подчеркнула Дьяченко.