"Казачий папа" – образ настоящего отца для сложных детей - Российское казачество, 06.06.2023

"Казачий папа" – образ настоящего отца для сложных детей

© Фото из личного архива Ивана ВишняковаИван Вишняков во время занятий в рамках проекта "Казачий папа"
Иван Вишняков во время занятий в рамках проекта Казачий папа
Многим детям из неполных семей не хватает мужского примера. Конечно, отца заменить сложно, но показать необходимую модель поведения – возможно. Именно поэтому казак Иван Вишняков из Ставропольского края создал проект "Казачий папа". В детских домах и школах-интернатах он проводит занятия с учениками, беседует с ними, если нужно, дает совет.
"У меня сердце болит за тех, у кого нет отцов. Я стараюсь привлечь внимание именно деток, которые из неполных семей. В мирное время я всегда задавал себе вопрос: а что казаки должны делать. Не всегда же воевать. Естественно, мирное устроение души обязан иметь каждый достойный воин или спортсмен для максимально эффективного достижения цели. Война идет давно, дьявол с богом борется, и поле битвы – сердца людей. Мы наделены различными талантами, и у каждого свои способности и соответствующие задачи, и опыт приобретается с детства", – рассказывает Иван.
Юрий Рущенко проводит занятия со своими учениками
Воспитание делом: как казачат учат заботе о природе и основным традициям
Очень часто его просят провести уроки на определенные темы: про семью, ответственность, родительство. Дети не только задают вопросы, но и рассказывают о проблемах, которые у них есть. А их немало, так как по большей части дети из сложных семей часто без мамы или папы или родители лишены прав.
"Я стараюсь их рассадить так, чтобы это был неофициальный урок – за один стол садимся кругом и рассуждаем. Например, как преодолевать обиды, реагировать на окружающую несправедливость. Говорим о боге, рассматриваем ситуации с точки зрения христианства", – говорит Вишняков.
Иван пытается донести до детей, что надо выбирать лучший путь для жизни. И если окружающая действительность не соответствует, надо искать варианты, как это исправить.

"Надо наводить порядок в нашей зоне ответственности. И чем личность старше, тем зона ответственности увеличивается. Сейчас они дома помогают родителям, их задача – послушание. Но когда вырастут, станут самостоятельными",

– говорит он
Надо учить детей думать и рассуждать, чтобы они сами приходили к пониманию, что есть красиво, а что нет. И в наших силах сделать так, как ложится на сердце, как приятней, уверен Вишняков:
"Потом, когда они вырастут, им уж проще будет ориентироваться, неважно, чем они будут заниматься".
При этом казак не боится признаться детям, что чего-то не знает. Честно говорит, если не может ответить на вопрос, что обязательно найдет решение:
"Узнаю и расскажу. Они нормально к этому относятся. Должна быть открытость. Не надо строить из себя специалиста. Я ребятам честно говорю: "Я в душе такой же ребенок, как и вы".

Через призму казачества

По его словам, в казачестве наиболее ярко выражена семейная иерархия и через казачью культуру легче рассказать о почитании старших, традициях.
Общевойсковой казачий молебен в Краснодаре
Казачья молодежная политика: социальный лифт со смыслом
"Сейчас многие мужчины даже в храм не ходят, а то что в семье главные – это они знают. Казак знает, что он главный, но только если женщина будет за мужчиной. А мужчина ответственный не будет себе позволять лишнего, будет работать над собой, это мужественный воин, работающий над собой, что очень ярко проявляется именно в казаках", – считает руководитель проекта.
Поэтому казачий элемент включен в общение с детьми: помимо разных игр и занятий Иван Вишняков учит ребят фланкировке и верховой езде. Катание на лошади – особый праздник для ребят.
"Они чувствуют, что смогли. Нахождение с большими животными дает понимание, что мощное может быть добрым. У детей стереотип, что большое – это страшное. А тут у них происходит перелом, и им становится легче – освобождаются психологически, начинают раскрываться", – говорит Иван Вишняков.
Он рассказывает, что пытается создать образ отца, благочестивого мужа, отца семейства, с которого можно брать пример. И для него нет чужих детей – к каждому ребенку относится как к своему.
"Несу именно образ казака. Конечно, этот образ и меня правит: надел мундир – соответствуй", – подчеркивает Иван.