Советы бывалых: участники СВО рассказали, как поддерживали связь с домом
© РИА НовостиБоец читает письмо
© РИА Новости
Кубанская казачка Ирина Сумынина – невероятно сильная и счастливая женщина. Трое мужчин из ее семьи принимали участие в СВО. Супруг – заместитель атамана Пашковского станичного казачьего общества – уже дважды был на передовой. Двое сыновей также выполняют боевые задачи. Все живы, здоровы – и в этом не последняя заслуга хранительницы домашнего очага. Своим опытом Ирина поделилась на встрече с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, которая состоялась в прошлом году. Специально для портала "Российское казачество" семья Сумыниных и другие участники СВО рассказали о том, что помогало им не падать духом и какие слова поддержки для бойца самые главные.
В настоящее время муж и старший сын Ирины Сумыниной уже дома, младший же находится на обучении в Москве, он служит по контракту и затем вернется в зону СВО. Всего в этой семье четверо сыновей – их всех воспитывали как защитников и патриотов своей страны. Поэтому, когда пришло время встать на защиту Родины, сомнений в том, как правильно поступить, ни у кого не возникло.
Хранительница домашнего очага признается: была готова была к тому, что и супруг, и сыновья отправятся в зону СВО. Ирина Сумынина говорит, что очень переживала за своих мужчин. И хотя материнское сердце трепетало от страха, она понимала, что все складывается правильно – они идут защищать Родину.
"Молилась за них каждую ночь, просила Бога вернуть моих мальчишек живыми и здоровыми. Было время, когда связи с ними практически не было. Я ходила с телефоном под мышкой и сутками молила, чтобы хоть один звоночек от них прошел, чтобы просто услышать родной голос, неважно, что они будут говорить", – описывает свои будни мать четверых детей.
Женщина советует всем, кто переживает за родных – участников СВО, успокоиться, взять себя в руки и прежде всего молиться. Ирина поддерживает контакты с другими женами и матерями: после встречи с Владимиром Путиным женщины создали специальный чат в социальной сети, где они обмениваются последними новостями и решают общие проблемы.
"Девочки возят гуманитарку в Донецк и Луганск – собираем ее по всей России. Еды и всего необходимого солдатам хватает, сейчас особенно нужны беспилотники и телефоны для управления ими", – рассказала Ирина Сумынина.
Историй о том, как семья поддерживает бойца, выполняющего задачи в зоне СВО, много. Связь с родными для казака-добровольца как глоток свежего воздуха. Однако не всегда есть возможность своевременно получить весточку из дома. Безусловно, переживают от этого все, но выход есть. Мы собрали советы тех, кто поучаствовал в специальной военной операции, о том, как пережить это эмоционально непростое время.
Совет 1: Не паникуйте, если с бойцом нет связи больше месяца
Доброволец Оренбургского казачьего войска с позывным Судья рассказал, что долгое время, пока он находился в зоне СВО, связи с родными не было вообще. Позвонить семье удалось, лишь когда казак оказался в госпитале после ранения.
"Когда мы ходили в дозор через пасеку, где стояли луганчане, то через них передавали весточку домой. Уже они нашим семьям отправляли сообщения – мол, жив-здоров – и кодовое слово (оно нужно было, чтобы избежать “разводов”). Моя жена получала эти сообщения. Своим телефоном пользоваться было опасно – если он включится, враг мог вычислить, сразу шел обстрел. Связи не было и потому, что все вышки заблокированы, не всегда удавалось дозвониться и через спецсвязь. Конечно, семья волновалась, но мы особо об этом там не думали, если честно. Мы воины и должны нести тяжбу за наше Отечество. А судьба наших жен и матерей – ждать нас", – рассказал Судья.
Атаман Липецкого ОКО ВКО ЦКВ Павел Печерских говорит, что родным не стоит переживать, если с бойцом нет связи даже месяц.
"Был случай, когда вышку связи подбили и связи не было, наверное, недели две. В таких случаях мы писали записки, оставляли номера телефонов, чтобы те, кто едет в Россию, передали родственникам, что у нас все хорошо", – рассказал Печерских.
Атаман рассказал, что создаются общие чаты для бойцов и их родных в "Телеграм" или WhatsApp. Добровольцы при первой возможности пишут там, что все живы, здоровы, чтобы сразу всех оповестить. Также в этом чате общаются жены, матери, дочери, сыновья, другие родственники, поддерживают друг друга и помогают.
Однако эксперты по информационной безопасности предупреждают: родственникам бойцов не стоит вступать в подобные открытые группы, если они не знают всех участников лично или у площадки нет модерации в лице, например, атамана общества. Даже в закрытые сообщества могут попасть злоумышленники. Специально для портала "Российское казачество" лидер всероссийского общественного движения "Гражданин" Юрий Шаркович подготовил несколько советов по правилам поведения в таких группах.
Совет 2: Не верьте всему в соцсетях
Не доверять различным группам в социальных сетях советует атаман войскового казачьего общества "Черноморское казачье войско", казачий полковник Антон Сироткин.
"Часто там появляется совершенно непроверенная информация, и нахождение в этих группах тех или иных людей совершенно никем не регулируется. Там могут быть как матери и жены наших бойцов, так и вражеские агенты. Распространение любой информации, связанной с персональными данными бойцов, в социальных сетях совершенно неправильно", – считает Сироткин.
Атаман убежден, что доверять нужно только проверенным источникам, иначе легко можно попасться на провокацию. Он приводит пример.
"Родственникам бойца, и не одного, звонили неизвестные люди и говорили: “Ваш сын убит, его нет уже”. Естественно, в семье паника. А на самом деле он жив-здоров, воюет славно, и ни царапины на нем нет. Таким образом, находя персональные данные бойцов, противник использует их для деморализации, дестабилизации и в своих корыстных целях. Чем меньше мы даем инфоповодов, материалов для обсуждения, тем лучше, спокойнее, эффективнее строится наша работа", – утверждает казачий полковник.
Совет 3: Свяжитесь с ответственными лицами
Такие случаи, когда неизвестные звонят матерям добровольцев и говорят, что их сын погиб, известны по всей России. Вместе с социально-бытовой и психологической помощью семьям бойцов, находящихся в зоне специальной военной операции, не менее важна информационная безопасность, уверен атаман Горячеводского станичного казачьего общества (Горячеводской казачьей общины) на Ставрополье Владимир Савченко.
С начала СВО от Горячеводской казачьей общины выполнять боевые задачи отправились более 200 добровольцев. Сразу же была создана беседа для матерей, жен и сестер бойцов. Координатором в этом сообществе выступает сам Савченко.
"Я регулярно связываюсь со старшими подразделений, где служат наши парни. Всю достоверную и оперативную информацию сообщаю родным, и наоборот. Хоть мы много раз и предупреждали родственников бойцов, чтобы не доверяли сообщениям и звонкам с незнакомых номеров, все равно не обходится без этого", – рассказал Владимир Савченко.
© РИА Новости / Михаил ВоскресенскийЖенщина молится в храме
Женщина молится в храме
© РИА Новости / Михаил Воскресенский
Совет 4: Молитесь, будет легче всем
Казак-доброволец Юрий Сумынин, о супруге которого мы писали выше, говорит, что преодолевать все тяготы в боевых условиях ему удавалось благодаря поддержке родных и с Божьей помощью. Напомним, Сумынин и его старший сын выполняли боевые задачи в одном отряде, а средний сын служит по контракту, они не виделись порядка 10 месяцев.
В самые тяжелые моменты в зоне СВО, когда одолевал страх, Юрий начинал молиться. И к нему присоединялись даже те, кто раньше был неверующим.
"Если молиться о муже, сыне, брате, который ушел на СВО, то будет легче и вам, и ему. Эта духовная связь убережет бойца. Сам я молился каждый день, как и моя супруга",
Казак рассказывает, что связи с родными не всегда было просто добиться.
"В первую командировку мы стояли на переднем крае – противник от нас в двухстах метрах, я даже слышал его речь, поэтому ни о каких звонках домой и мыслей быть не могло. Понимал, что за меня будут переживать, но элементарно сообщить о себе было невозможно: дней 10 вообще без связи. При первой же возможности стал искать, как позвонить. И вот уже говорим, супруга спрашивает: почему ты молчишь? А я давлю ком в горле, чтобы она не поняла, что я уже начинаю рыдать. Переборю себя и стараюсь бодрым голосом говорить, что все в порядке", – рассказал Юрий.
Юрий признается, что слукавить в разговоре с супругой не удается. Сумынины в браке уже 32 года и понимают друг друга буквально по интонации.
Совет 5: Пишите письма
Помогали бойцам не терять силу духа и письма от детей, которые хоть на время возвращали их в мирную жизнь.
"Я не видел ни одного человека, который спокойно бы читал письма от школьников. У всех накатываются слезы, потому что строки в них по-детски очень добрые. Он пишет: “Я думаю, что ты очень смелый солдат, потому что пошел защищать меня, и уверен, что письмо до вас дойдет” – и строки такой благодарности очень отзываются в сердце бойца", – рассказывает казак-доброволец Юрий Сумынин.
Письмо дошло. Юрий рассказал удивительную историю. Одно из писем попало к нему на передовую из краснодарской школы, в которой позже доброволец выступал на встрече с детьми. Он познакомился с учеником, письмо которого его очень поддержало, и подарил на память сувенир.
Казак-доброволец Василий Вирченко также рассказал, что вместе с гуманитаркой приходило много писем от детей с благодарностями и просьбами возвращаться живыми. Бойцы читали письма пачками.
"Это то, что действительно поддерживает на фронте. Я видел, как от писем детей плакали зрелые мужики под 60 лет. Скрыть глаза на мокром месте, когда душа болит, невозможно", – признается казак.
© РИА Новости / РИА НовостиВоеннослужащий РФ у машины гуманитарной помощи
Военнослужащий РФ у машины гуманитарной помощи
© РИА Новости / РИА Новости
Совет 6: Держите связь через гуманитарную помощь
Казак с позывным Арсен Оренбургского казачьего войска не звонил родным на протяжении двух с половиной месяцев. Доброволец рассказал, что, когда бойцы были на линии соприкосновения, телефоны просто сдавали и не пользовались ими.
Как передавали информацию? Например, через больных или раненых. Писали им номер на бумажке, те отправляли дальше по структурам, и оттуда уже звонили родным бойца, чтобы сказать, что все в порядке. Также помогали те, кто развозил гуманитарную помощь. Они фотографировали добровольцев и отправляли снимок родственникам.
Для семьи наличие связи с бойцом – свидетельство того, что с ним все в порядке. Казак-доброволец уверен, что отсутствие каких-либо вестей не говорит о том, что все плохо.
Арсен вспоминает, что позвонить домой удавалось, когда он несколько раз выезжал в город. Эти разговоры были недолгими, общались больше по факту: "Все в порядке. Я жив, у меня все хорошо, ничего не болит, не голоден, кормят нормально". Поговорить полчаса и более удавалось лишь к концу командировки.
"Чтобы выжить здесь, нужно много думать о тех, кто рядом. Из-за минутной слабости или малодушия может погибнуть целое подразделение, поэтому я объяснил своим родственникам и девушке, чем может обернуться звонок. Однажды я вообще не выходил на связь с домом полтора месяца", – рассказал боец.
Казак считает, что переживания тех, чей родственник участвует в СВО, недооценены. Родные накручивают себя, а на самом деле им нужно говорить больше о своих чувствах.
"Нужно преодолевать эти переживания не в одиночку. Это могут быть общины в храме или при штабе, где есть такие же люди, которые ждут своих добровольцев. Потому что сложно эту боль расставания, незнания о своих близких за другого перенести. Но пройти эту боль с ним вместе, особенно если в твоей семье сейчас тоже кто-то несет такие испытания, – это можно, это всегда облегчает состояние и помогает принимать решения более обдуманно", – советует доброволец.
Совет 7: Домашним – берегите себя
Близкие награжденного медалью "За отвагу" младшего вахмистра Павловского районного казачьего общества Василия Вирченко отговаривали его от участия в СВО, но он пошел за своей мечтой – защищать Родину. К этому стремился всю жизнь (в детстве хотел стать десантником, буквально жил в спортзале и военно-патриотическом клубе, однако из-за травмы не смог попасть в вооруженные силы России).
Доброволец считает, что семья не должна рассказывать участнику СВО никакие негативные подробности, чтобы лишний раз не волновать. Мужчина видел, как на товарищей влияют новости из дома – были случаи, что в семьях случались несчастья.
"Самое главное для солдата – чтобы дома был порядок. Тогда спокойно на душе и можно нормально выполнять боевое задание. Поэтому главный совет всем семьям, которые дожидаются дома бойцов: в первую очередь беречь себя. Принцип такой: ушел кто-то из семьи на СВО, значит, туда ушла вся семья, никому нельзя расслабляться",
Совет 8: Верьте!
"Самое главное – нужно верить. Верить в то, что скоро придет наша победа, враг безоговорочно капитулирует и наступит мир, с нашими родственниками, родными, близкими все будет хорошо. Семья должна понимать, что их родственник находится в зоне проведения специальной военной операции, потому что он настоящий, истинный сын своего Отечества и сейчас он на том месте, где и должен находиться. Не нужно из этого делать трагедию. Да, это тяжело и очень сложно, но с мыслью о том, что все будет хорошо, Бог с нами и сохранит бойцов, так оно и произойдет", – дает напутственное слово атаман войскового казачьего общества "Черноморское казачье войско", казачий полковник Антон Сироткин.
Он считает, что если родственники, родные и близкие бойца будут более-менее спокойными, то такое поведение принесет пользу бойцу.
"В разговоре с родными хорошо чувствуются интонации – тогда и у самого на душе легче. Если ощущаешь плач, слезы, то хочешь не хочешь сам начинаешь нервничать, это мешает работе. Поэтому, родные и близкие, пожалуйста, сохраняйте спокойствие и верьте в своих бойцов, которые сейчас находятся на передовой. Все будет хорошо!" – убеждает Сироткин.