Шапка-кубанка
© РИА Новости / Виталий ТимкивШапка-кубанка
© РИА Новости / Виталий Тимкив
Почему казаки носят шапки-кубанки, как по ним в бою различали соперника и какой материал для этой шапки считается самым лучшим? Собрали для вас все самое интересное о главном казачьем головном уборе в нашем материале.
Издавна кубанка символизировала честь и достоинство казака. Она представляет собой шапку особого покроя из меха высокого качества с суконным цветным верхом. Часто верхушка была съемной и крепилась к кубанке при помощи петель. Этот головной убор не только отлично защищает владельца от холода, но и играет важную социальную роль – раньше с помощью кубанки голосовали на казачьем сходе и даже сватались. Еще считалось, что мех на головном уборе может смягчить удар шашки.
Существует легенда: якобы кубанка "родилась" в России при правлении Александра III в XIX веке. Кубанские казаки ее не приняли и всячески отказывались носить. Однако, когда император появился на людях в этом головном уборе, казаки увидели его и решили, что раз сам правитель кубанку носит, то и они будут надевать.
Официальная версия же говорит, что кубанки получили широкое распространение только к началу Первой мировой войны (1914–1918).
"Название “кубанка” выбрано не случайно, потому что впервые такая шапка появилась именно у казаков Кубанского казачьего войска, в пластунских батальонах. Этот головной убор – укороченный вариант казачьей папахи, только более удобный. Дело в том, что к началу XX века было замечено, что прежняя казачья форма в современных условиях ведения войн (когда вместо кавалерийских атак распространились окопные бои) перестала быть комфортной. Казачьи черкески и бешметы были неманевренными и могли выдать бойца противнику, патроны в газырях окислялись и приходили в негодность, а папаха из-за цветного верха демаскировала казака", – рассказал заведующий отделом истории и этнографии Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д.Фелицына Юрий Бунин.
Поэтому проводилось несколько комиссий по изменению обмундирования. Уже в период Гражданской войны и в красных, и в белых казачьих частях кубанка станет одним из самых распространенных видов головного убора.
Стала трендом
Кубанки изготавливали в основном из шкур молодых ягнят каракулевой породы или овчины. Первый материал был более дорогим, поэтому такая шапка считалась парадной, а вторая – повседневной. Обе модели хорошо сохраняют тепло и держат форму.
Чаще всего головные уборы шили в черном цвете, но не всегда. Например, у участников Корниловского конного полка Кубанского казачьего войска под командованием полковника Федора Елисеева, которые в годы Гражданской войны воевали на стороне белого движения, были белые кубанки с черным кантом.
© Общественное достояниеСтарший урядник Корниловского конного полка
Старший урядник Корниловского конного полка
© Общественное достояние
До революции каждое казачье войско Российской империи имело свои уставные цвета. К примеру, у Кубанского казачьего войска это был черный и красный, у Терского – черный и синий. Соответственно и донца головных уборов были разными: у кубанских казаков – красными, у терцев – синими.
По словам Юрия Бунина, после Гражданской войны казачеству запрещалось служить в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии, но 20 апреля 1936 года выходит постановление Центрального исполнительного комитета СССР "О снятии с казачества ограничений по службе в РККА", после чего начали формироваться казачьи дивизии. Согласно приказу Наркома обороны СССР №67 от 23 апреля 1936 года, терским, кубанским и донским казачьим частям ввели особое выходное (парадное) обмундирование – и основным головным убором становится кубанка. К тому же в 1943 году в Краснодаре формируется 9-я Краснодарская пластунская стрелковая дивизия, у которой главным головным убором также значится шапка-кубанка.
"1 февраля 1941 года парадная форма у казачьих частей была отменена, но это решение не получило поддержки. Все равно с начала ВОВ казаки носили свою традиционную одежду – черкески, бешметы, и вопреки шапке-ушанке – кубанки и папахи. Это было символом приверженности традициям, подчеркивало казачье происхождение бойцов",
По словам Юрия Бунина, в годы Великой Отечественной войны шапка-кубанка становится очень популярной, поэтому ее носили не только казаки, но и многие красноармейцы.
Оригинальные лекала
На верху шапки-кубанки обычно крепился галун – тесьма в виде креста. Считалось, что этот элемент появился, потому что изначально донце шапки сшивалось из четырех частей – швы от них закрывала тесьма. Полосы в форме креста на определенном этапе выкладывались в зависимости от чина: 2 – у младших или 4 – у старших. Этим дизайном казаки обязаны кавказскому национальному костюму, элементы которого они переняли, переселившись на Кубань и Кавказ. Помимо того, к примеру, в годы Великой Отечественной войны на кубанках рядовых казаков Красной армии использовалась черная тесьма, у командирского состава – золотая.
Головные уборы также было принято украшать. По словам Юрия Бунина, многим полкам Кубанского казачьего войска вручали коллективные знаки отличия – металлические ленточки, на которых писались заслуги и регалии этого подразделения. Они крепились на головные уборы (папахи). В Гражданскую войну к шапкам могли прикреплять соответствующие ленты для красных и белых казаков, чтобы в пылу боя понимать, что перед тобой противник, а не боевой товарищ. В годы СССР к папахе и кубанке крепился значок "Красная звезда" с серпом и молотом.
"Не приветствовалось, чтобы лица не из казачьего сословья в казачьих регионах носили национальную одежду. И среди самих казаков существовали определенные правила. Так, носить папаху/кубанку в помещении запрещалось. Но этим часто грешат современные казаки. А вообще, с самых молодых лет, наряду с тем, что детей обучали садиться на коня и использовать оружие, также их учили носить национальный костюм. Часто ребенку дарили папаху – это было предметом гордости", – прокомментировал историк.
© РИА Новости / Макс ВетровУченики казачьего класса
Ученики казачьего класса
© РИА Новости / Макс Ветров
Шапка-кубанка считалась мужским головным убором и казачкам носить ее не полагалось. Однако истории известны представительницы прекрасной половины человечества, которые воевали в казачьих частях и носили кубанки.
"Например, казачка Елена Чоба– участник Первой мировой войны и кавалер Георгиевского креста 4-й степени. Она ушла на фронт после смерти своего мужа Михаила и во время войны выдавала себя за него, сражаясь наряду с мужчинами. Также во время Великой Отечественной войны женщины воевали в составе 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса", –рассказал Бунин.
Символ силы
Кубанку использовали при сватовстве. Ее кидали во двор. И если шапку возвращали, то значит, жениху дали от ворот поворот. Если же головной убор принимали, то сваты могли заходить свататься.
Кубанка была своеобразным оберегом и считалась символом защиты. За отворотом головного убора хранили ценные документы, записанную на бумаге молитву, вшивали туда миниатюрные иконки.
Согласно народной примете, казакам нельзя было выходить на улицу без головного убора, иначе можно накликать беду. Еще одним предвестником трагических последствий в народе считался ветер, который срывает шапку-кубанку с головы казака. Эти события описаны в знаменитой песне Кубанского казачьего хора "Ой, то не вечер":
Как налетели ветры злые
Со восточной стороны,
Ой, да сорвали черну шапку
С моей буйной головы.
Со восточной стороны,
Ой, да сорвали черну шапку
С моей буйной головы.
Даже мир моды и кино не обошел стороной этот аксессуар. В популярном фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!" главная героиня Надя Шевелева носила шапку-кубанку. И многие женщины в СССР обожали эти шапки. В 2013 году кубанки были представлены на Парижской неделе моды в осенне-зимней коллекции от Джорджио Армани. За основу были взяты классические модели головных уборов, которые выполнили из бархата, каракуля и шерсти и наполнили французским шиком.
© Киностудия "Мосфильм"Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"
Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"
© Киностудия "Мосфильм"
По сей день кубанка остается самым распространенным видом головного убора у казаков. Это особый знак отличия. Кубанки и сегодня вручную шьют мастера, соблюдая все традиции казачества. Безусловно, этому головному убору отводится уже несколько иная роль. Сейчас ее часто дарят как сувенир, а туристы везут с собой из путешествия.
Кубанка остается оберегом казаков по сей день. В этом убедился один из участников СВО, когда ему в голову прилетела граната, прицельно сброшенная дроном противника. Шапка спасла жизнь казаку Олегу Ликонцеву. И это настоящее чудо!
Дело было так. Шел бой, участник СВО возвращался по "зеленочке" (деревья, кусты у дороги) в окоп, но тут услышал приближение тяжелого дрона, заряженного ВОГом — гранатометным выстрелом. Казак уже снял часть обмундирования, в том числе и каску с головы.
"Я и вышел из леса, решил сбить его. Очень быстро дрон оказался прямо надо мной. О том, что сработала система сброса, можно судить по включенным габаритным огням дрона. Я поднял голову и понял, что он уже скинул. Высота 15–20 метров. ВОГ ударил мне по кубанке. Эта шапка, которая стала для меня счастливой, и теперь со мной. Она оказалась для него мягкой, и детонатор не сработал", – рассказал Олег Ликонцев в интервью альманаху "Этно-мир на Енисее".