Современная казачка: больше чем просто защитница быта - Российское казачество, 31.10.2024

Современная казачка: больше чем просто защитница быта

© РИА Новости / Виталий ТимкивУченики кадетских классов
Ученики кадетских классов - РИА Новости, 1920, 28.07.2023
Говоря о казачках, чаще всего вспоминаются дошедшие до нас образы XIX – начала XX веков: сильная физически и духовно, воцерковленная, многодетная, трудолюбивая, ждущая своего казака с войны, защитница дома и хорошая хозяйка, которая с таким же искусством управлялась с ружьем или шашкой, как с вилами и косой. Но, несмотря на активную позицию казачки, в быту и повседневности существовал патриархальный уклад, традиция главенства решений казака.
Современное казачество, с одной стороны, уравняло права мужчин и женщин, а с другой стороны, сохранило традиционное признание главенствующего и неоспоримого статуса мужчины.
Времена меняются, как и этические нормы поведения казаков и казачек. Редакция портала поговорила с современными казачками разных возрастов из разных регионов России. Они рассказали о статусе и роли казачек в прошлом и настоящем.

"Сейчас отсутствует необходимость в жизни общинного типа, и каждая семья как ячейка общества принимает индивидуальные решения, выстраивает свою собственную позицию по отношению к казачеству, к традициям, к патриархальному укладу",

– рассказала доцент кафедры социологии и политологии СПбГЭТУ, автор проекта "Ресторан казачьей кухни “Станица”" Анна Курапова.

Жизненный путь и образ мыслей

Наталия Королева, руководитель КРКОО кубанского военно-патриотического культурно-спортивного центра "Вольный ветер"
"Общественной деятельностью занимаюсь давно – 14 лет работаю в спортивной школе тренером. Преподаю тяжелый вид спорта – тренирую гиревиков и жонглеров. В один момент поняла, что нашей молодежи и детям недостаточно того, что мы даем в рамках спортивных занятий, должны быть не просто тренировки, а воспитание. Мы начали проводить праздники на улице, где к нам начали прибегать мальчишки и девчонки, которые просто гуляли. Людям надо что? Хлеба и зрелищ. Мы это устраивали – непринужденные мероприятия, где были пирожки и чай, приготовленные родителями, родственниками, друзьями. Пространства для работы становилось недостаточно, и надо было привлекать ресурсы, поэтому решила создать некоммерческую организацию.
Зарегистрировала кубанский военно-патриотический культурно-спортивный центр "Вольный ветер". При этом многие спрашивали: "Наташа, если бы ты не была казачкой, то занималась бы возрождением казачества, традициями?" Занималась бы, мне хочется воспитывать своих детей и всю молодежь в традициях и заповедях казачества.
Когда я создала центр, первым проектом была гончарная мастерская "Живая глина", только сегодня у нас было почти 40 детей на занятиях. А когда началась специальная военная операция, мы как защитники Отечества не смогли остаться в стороне – открыли швейный цех, где шьем термобелье, балаклавы, нательное белье и тактические носилки. Сейчас у нас появился проект "Сети для победы".
© Фото предоставлено Наталией Королевой Казачата в гончарной мастерской "Живая глина"
Казачата в гончарной мастерской Живая глина
© Фото предоставлено Наталией Королевой Юные казаки на занятиях в центре "Вольный ветер"
Юные казаки на занятиях в центре Вольный ветер
© Фото предоставлено Наталией Королевой Казачата рассматривают готовые работы в мастерской "Живая глина"
Казачата рассматривают готовые работы в мастерской Живая глина
1/3
Казачата в гончарной мастерской "Живая глина"
2/3
Юные казаки на занятиях в центре "Вольный ветер"
3/3
Казачата рассматривают готовые работы в мастерской "Живая глина"
Но,несмотря на СВО, наше приоритетное направление – патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи. Спецоперация закончится, а молодежь у нас останется, и воспитывать ее надо.
Управлять казачьим центром женщине на самом деле сложно, раньше было еще сложнее. Постепенно люди привыкают, ведь у нас в истории есть случаи, когда были атаманши. Конечно, было недоверие – бабы дома должны сидеть и пирожки готовить. Но ведь люди разные, если есть организационный запал и хочется что-то изменить, если я не просто чувствую себя лидером, а являюсь им – люди идут за мной и большие дела делаются.
Сейчас, когда ты уже доказала, что можешь как казачка, как женщина, как лидер, намного проще. Теперь я могу вести за собой не только в бой, но и к каким-то достижениям и свершениям".
Организатор акции Шьем для победы Наталия Королева
Надежный тыл: казачки – о своих незаметных подвигах
Васса Шалаева, педагог-наставник казачьего кадетского класса имени Бориса Платоновича Крамарова, Ленинградская область
"Когда я училась в 7-м классе, увидела показательное выступление казаков нашего города и мне захотелось в этом поучаствовать. Я поступила в казачий класс, стала набирать достижения в мероприятиях и в целом вела активную жизнь. Меня отметил атаман нашей станицы, и он решил принять меня в местное казачье войско, чтобы быть представителем Ленинградской области на всероссийских слетах и кругах.
Мы пытаемся поднимать уровень казачества в нашем городе Сосновый Бор. Молодежь может преподнести информацию для учащихся в доступном формате, тем более девушки, они мобильнее и могут найти подход к детям с другой стороны. Если у казаков моментами жесткие меры обучения, то дети могут побояться и подумать, что это все им не подходит. Дисциплина нужна, но, когда дело доходит до занятий, которые казачатам надо рассказать, показать и объяснить, жесткие меры не всегда подойдут. Я работаю больше с младшими группами, они ко мне тянутся, может,из-за того, что не выгляжу грозной и суровой. Поэтому мы решили, что я буду казачкой-наставницей в казачьем кадетском классе имени Бориса Платоновича Крамарова.
По понедельникам мы с казачатами проводим занятия в храме – пытаюсь добиться, чтобы духовник приходил к нам школу и рассказывал истории икон. В среду и пятницу занятия построены по-разному – обучаю тактической подготовке, как правильно стоять с оружием, какие есть способы передвижения и защиты. Иногда проводим небольшие марш-броски для детей, где они понимают свою роль в тактических действиях: головной дозор, тыл, ядро и все остальное".
© РИА Новости / Сергей ПивоваровСемья на фестивале воинской обрядовой культуры
Семья на фестивале воинской обрядовой культуры  - РИА Новости, 1920, 28.07.2023
Семья на фестивале воинской обрядовой культуры

Формы самоорганизации современных казачек

У современных казачек есть возможность реализовать себя в казачьих обществах, потому что у последних сейчас весьма широкий спектр задач и направлений деятельности.
"Стоит выделить определенные проблемы с адаптацией казачек в сообществе, с грамотным подходом к выявлению и использованию их потенциала – способностей и потребностей казачки. Непонимание казаков: а для чего женщина пришла в мужского сообщество, зачем ей это надо", – отметила Анна Курапова.
Общероссийского союза или другой формы организации казачек на данный момент нет. При этом основные направления, где женщины видят свою самореализацию,– оказание психологической помощи, развитие казачьей культуры и воспитание детей. Казаки же видят основную функцию казачки для развития сообщества в воспитании детей и деятельности по сохранению казачьих традиций.

"Казачка во все времена была женственной, но при этом сильной и отважной девушкой. Они могли постоять за свой дом и защитить целую общину. Почему нас как-то задвигают сейчас? Почему в истории это было правильно, а сейчас это неправильно?"

– поделилась педагог-наставник Васса Шалаева.
По словам Анны Кураповой, казачки самоорганизовываются по принципу места жительства и совместной деятельности и в основном берут на себя работу с медиаресурсами, организацию мероприятий, ведение документооборота и бухгалтерского учета казачьих организаций, а также деятельность в сфере культуры.
"Учитывая глобальные геополитические вызовы, с которыми столкнулась Россия, определенная миссия казачки – стоять плечом к плечу со своими братьями-казаками, взять на себя важные сферы жизнедеятельности казачьего сообщества", – подытожила Анна Курапова.
Замужняя казачка и молодая девушка
Жены казаков