Белая казачья эмиграция - Российское казачество, 08.08.2023

Белая казачья эмиграция

© Общественное достояниеКубанские казаки в эмиграции
Кубанские казаки в эмиграции
События начала XX века – революция и Гражданская война – сдвинули с родных мест много казачьих родов. О том, что происходило с казачеством в период Гражданской войны, рассказал генерал-лейтенант СВР в отставке, кандидат исторических наук, президент некоммерческого благотворительного фонда "Наследие" Леонид Решетников.

Начало эмиграции и сопротивление казаков

Основная часть белой казачьей эмиграции связана с поражением армий Белого движения: на европейской части страны – Антона Деникина, а в Зауралье и в Сибири – Александра Колчака, в результате чего казаки вынуждены были покидать страну.
Основные казачьи части, которые воевали в составе Вооруженных сил юга России, уходили в Крым – прежде всего через Новороссийскую эвакуацию, которая не обошлась без больших потерь. Таким образом, на полуострове оказалось сосредоточено где-то 15 тыс. казаков. Другие пытались уйти в Грузию или продолжали сопротивление в горах Северного Кавказа.
В Крым, контролируемый Русской армией генерала Петра Врангеля, ушла и значительная часть кубанских и терских казаков, которые ранее в тылу большевистских войск подняли восстание под руководством генерала Михаила Фостикова.
© Общественное достояниеГенерал Врангель среди Кубанских казаков
Генерал Врангель среди Кубанских казаков
Генерал Врангель среди Кубанских казаков
"Красные ввели правило: если отец уходил в повстанческую армию Фостикова, то за семью отвечал старший сын. Если же он был старше 12 лет – его расстреливали большевики. Поэтому многие казаки, покидая станицы, забирали старших сыновей вместе с собой. Архивные документы, – отметил Решетников, – свидетельствуют, что в результате в казачьих частях образовалось большое количество подростков 12–16 лет".
В целом в 1920 году в Крым разными путями было эвакуировано свыше 16 тыс. человек из Донского казачьего войска и 20 тыс. из Кубанского казачьего войска. В ноябре 1920 года, потерпев поражение, Русская армия генерала Врангеля вместе с гражданскими беженцами покинула Крым. На различных судах ушло 145–150 тыс. человек, в том числе 40 тыс. казаков.
"Терское и Астраханское войско отчаянно сопротивлялось, неся огромные потери в боях и во время карательных экспедиций большевиков. В результате эмиграция терских и астраханских казаков была небольшой, около 3-4 тысяч человек",- отметил кандидат исторических наук.
Донцы распределились в окрестностях Константинополя, а воины Кубанского казачьего корпуса и Терско-Астраханского полка – на острове Лемнос, куда через некоторое время была переброшена половина Донского казачьего корпуса. В этот же период сибирские, амурские и часть уральских казаков уходили в Китай, малая часть прорывалась даже в Иран.

"Исторические исследования показывают, что с 1918 по 1922 год всего эмигрировало где-то 100 тыс. казаков и немного членов их семей. Некоторые называют цифры и 150, и 200 тыс., но документально они не подтверждаются",

– подчеркнул Решетников.

Мысли о Родине

Казаки очень привязаны к родному месту, родному краю, родной природе, обстановке и традициям, говорит историк.
Им было тяжело уходить из России и из своих казачьих районов, они долго сомневались, пытались понять, что за власть пришла. Но большевики сделали все, чтобы казаки решили, что им не по пути.
"Красные понимали, что казачество, как и Церковь, и все крестьянство, как интеллигенция, являются стержнем этой империи, той России, которую они стремились уничтожить. А раз так, то стержень нужно разрушить, и они его безжалостно разрушали", – отметил Леонид Решетников.
У казаков большую роль играло слово атамана, если он говорил "уходим", то со слезами, не зная, куда и зачем, но часто уходили.
© Общественное достояниеТерско-астраханский полк на острове Лемнос
Терско-астраханский полк на острове Лемнос
Терско-астраханский полк на острове Лемнос

Европа

Генерал П.Врангель хотел сохранить армию, выводил ее из России боевыми частями, полками и дивизиями. Поэтому, когда они расположились в Галлиполи, на Лемносе и под Константинополем, то сохранялась дисциплина военных полевых лагерей.
Генерал Врангель был уверен, что возможны военные столкновения советской власти с Западом и она не задержится надолго. Он рассчитывал, что страны Антанты обратятся к нему с просьбой охраны Константинополя. Но он не знал, что уже в 1918–1919 годах в главных столицах мира было решено не делать ставку на Белое движение. Поэтому Париж и Лондон резко ограничили помощь русской эмиграции.
"Казаки на Лемносе и в других лагерях жили впроголодь – паек французы выдавали минимальный. Они делали все, чтобы ликвидировать военную структуру казачества, растаскать казаков по всему миру. Развернулась вербовка в Иностранный легион, на работы в Бразилии и на Корсике. Казачьи лагеря, за которые отвечали французы, стали похожи на концентрационные лагеря. От жизни в таких условиях люди умирали, хотя средний возраст их был 28–30 лет. На острове Лемнос казачье кладбище выросло почти до 400 могил", – поделился Леонид Решетников.
Советская Россия не могла допустить сохранения за рубежом вражеской армии. В целях ее разложения был создан Союз возвращения на Родину. Французы допускали в казачьи лагеря на Лемносе, в Галлиполи и в окрестностях Константинополя советских агитаторов. На их призывы вернуться домой позитивно реагировали 10–12% казаков.
Например, с Лемноса в Одессу ушло два парохода, около 7 тыс. человек.

"Летом 1921 года Франция и Антанта согласились на переброску казаков и других эмигрантов в Болгарию и Югославию, считая, что это значительно ускорит процесс распада военных структур эмиграции",

– отметил кандидат исторических наук.
До 1926–1927 годов эти страны были центрами казачества в Европе. Но с началом мирового экономического кризиса казаки стали искать, куда перебраться, потому что ни Болгария, ни Югославия не могли прокормить всех. Немалая часть уехала во Францию, 7–8 тыс. в Чехословакию по программе президента Масарика для получения высшего образования. Некоторые откликались на предложения генерала Владимира Павлюченко и уезжали в Перу, другие в Парагвай к генералу Ивану Беляеву.
При этом и в славянских странах, и в западноевропейских странах казаки старались сохранить свои традиции, свою веру, создавали различные творческие коллективы. Наиболее яркие примеры – всемирно известные Кубанский хор Жарова и Донской хор Костюкова.

Азия

На азиатском направлении у белой казачьей эмиграции были определенные плюсы в виде Харбина и Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
Харбин – практически русский город, где казаки могли устраиваться на работу и неплохо зарабатывать. Многие оседали в приграничных с Россией районах Китая. В отличие от тех, кто ушел в Европу, казаки Сибири, Дальнего Востока, частично Урала, которые эмигрировали в Китай, в материальном смысле были в лучшем положении.
© Общественное достояниеЭвакуация Русской Армии из Крыма
Эвакуация Русской Армии из Крыма
Эвакуация Русской Армии из Крыма
"Работа Союза возвращения на Родину на востоке шла хуже – казаки не так нуждались, так как многие жили вдоль границ, даже природа была схожей. Более того, некоторая часть казаков продолжала борьбу с советской властью в отрядах Семенова и Калмыкова, совершая набеги с китайской территории. Возвращения на Родину были, но не так много", – рассказал Леонид Решетников.
На китайской территории казачество сохраняло свою социальную структуру и культуру. Во вновь созданных станицах казаки практически восстанавливали всю систему жизни, которая была у них в Российской империи: у них появлялись атаманы, станичные судьи, церкви, прогимназии, гимназии, праздники и т. д.
Станицы в Китае существовали практически до конца 1940-х годов, хотя значительная часть казаков после окончания Второй мировой войны эмигрировала в Австралию, США и другие страны. Процесс возращения оставшихся казаков проходил до середины1950-х годов. Главным стимулом возвращения в Россию была ностальгия, любовь к малой родине и России в целом, резюмировал Решетников.