Путь Двойки: из Донецка на Амур и обратно, в зону СВО - Российское казачество, 22.08.2023

Путь Двойки: из Донецка на Амур и обратно, в зону СВО

© Фото из личного архива бойца Двойкиказак Двойка в зоне СВО
казак Двойка в зоне СВО
Казак-доброволец Артем из окружного казачьего общества "Амурское казачье войско" с позывным Двойка вернулся в отпуск из зоны проведения СВО и сразу отправился на встречу с молодежью отвечать на множество вопросов. Корреспонденту портала "Российское казачество" казак рассказал о своем военном опыте, судьбе, которая привела его из Донецка на берега реки Амур, и важности казачьего братства.
– Почему вы стали добровольцем и отправились в зону СВО?
– Участие в специальной военной операции для нас было неразделимо с той работой, которую мы начали вести еще в 2014 году, с крымских событий, а потом с донбасских. Мы давно участвуем в этом конфликте, начинали действительно в составе казачьих подразделений – казаки одни из первых откликнулись на беду наших соседей.
– Расскажите о своей службе: самый запоминающийся момент?
– На ранних стадиях конфликта наши товарищи, именующие себя небратьями, достаточно настойчиво и талантливо исполняли украинские гимны, и там среди строчек говорится: "И покажем, что мы братья казацкого роду". При этом пели ребята с Галиции, которые к казачьим землям никакого отношения никогда не имели. И поэтому у нас к ним были большие вопросы: у вас тоже есть история и чем гордиться, в казаки-то куда? Побойтесь Бога. У них часто прослеживается какая-то казачья преемственность, которую они пытаются высасывать из пальца. Мне не совсем понятно, что их вдруг сподвигло казаковать.
– В чем плюсы казачьих добровольческих подразделений?
– Как правило, когда формируется какое-то подразделение, приходят люди очень разные по культуре, быту и территориальному происхождению. Казачьему братству гораздо проще проходить боевое слаживание. Казаки – люди, у которых примерно одинаковый уровень мировоззрения, они уже друг другу братья по вере, крови и культуре.
Также у большинства казаков есть опыт выхода на усиления с военнослужащими и работы с МЧС – локализация пожаров и оказание первой помощи. Это люди, которые легче переносят боевой стресс и проще ориентируются в ситуации – у них есть набор готовых поведенческих шаблонов. Здесь, конечно, казакам намного проще.
Атаман Терско-Малкинского окружного казачьего общества Дмитрий Махонин
СВО объединила казаков: атаман из Кабардино-Балкарии о своей работе
– Чем вы занимаетесь сейчас, в отпуске?
– Проводим с молодежью мероприятия. У них сумасшедший интерес – возникают вопросы, а мы даем на них ответы из первых уст. Для них, например, было большой новостью, что, оказывается, у нас не происходит интервенция на украинскую территорию, мы находимся исключительно в четырех новых субъектах Российской Федерации – это наша территория, на которой находятся войска других государств.
Молодежь готова включаться в работу, даже на уровне киберармии. Более того, когда ребята понимают, что могут сделать что-то здесь и сейчас, не дожидаясь того, когда они подрастут, то они рады постоять за свою страну.
Мы, Амурская область, присоединены и освоены казаками. Здесь казачья преемственность даже в топонимике. Человек может себя не идентифицировать с казаками в плане принадлежности к социальной группе, но он в любом случае понимает, что он амурчанин и это культура его края, история Амурской области в прошлом, в настоящем и, дай Бог, в будущем. И у них есть возможность вписать в эту историю что-то свое.
– Участие в спецоперации как-то повлияло на вашу работу с молодежью?
– В любом случае учимся, делаем определенные выводы. Меняется ситуация, запросы, и мы стараемся подстраиваться. На СВО, когда есть время, то работаем с местной молодежью – встречаемся с ними, общаемся и также отвечаем на их вопросы. Например, они думали, что раз Украина запрещала все русское, то мы будем запрещать все украинское. Для них было удивительно, что мы тоже знаем их песни, в том числе и казачьи песни на украинском языке. Для нас не составляет никакой проблемы, что человек одевается в национальную одежду, говорит на нескольких языках и все остальное. У нас своя страна многонациональная, в той же Амурской области эвенки говорят по-своему, так пожалуйста, мы, наоборот, рады и горды, что эта культура сохранилась – это жемчужина нашего края.
– Как связано ваше участие в спецоперации и то, что вы казак?
– В семье поддерживались казачьи традиции воспитания. Также была проведена большая работа по становлению, изучению, сохранению и развитию казачьей культуры, то есть в свое время мы в Донецке занимались в этнографических центрах. И когда начался сам процесс возрождения казачества, то у нас сначала был центр по изучению казачьей культуры, а потом центр специальной подготовки.
У нас неизменно, что казаком нужно родиться, нужно быть и нужно стать.
– Как вы стали казаком Амурского казачьего войска?
– Тогдашний министр культуры Амурской области пригласил нас с женой на правах специалистов работать в сфере культуры – заниматься казачьим компонентом и этнографией. На тот момент мы работали с фондом "Петропавловск" по периоду освоения казаками Дальнего Востока, и нас пригласили на научно-практическую конференцию в Албазино, где в это же время проходил казачий круг Амурского казачьего войска.