Загадка на четверть тысячелетия. Историки опровергли казачью легенду
© Фото предоставлено ГИМУральский казак Сила Вихрев, неизвестный гравер, 1812 год
© Фото предоставлено ГИМ
Уже более двухсот лет известна легенда о происхождении уральских казаков от донских. Кто и зачем ее сочинил? Когда и кем она была записана? Что об этом говорил Пушкин и что, по мнению современных историков, происходило в реальности, читайте в материале, подготовленном совместно с учеными Уральского федерального и Самарского университетов.
Боевые русские этнографы на Урале
В 1723 году в царствование Петра Первого в Яицкий городок, бывший тогда своеобразной казачьей столицей будущего русского Южного Урала, в сопровождении 300 драгун прибыл полковник Иван Иванович Захаров.
У полковника было две взаимосвязанных задачи.
Навести порядок среди казаков, взволнованных действиями органов государственной власти по отлову и возвращению владельцам, затесавшихся в казачество крепостных. Среди беглых, по словам старшего преподавателя кафедры онтологии и теории познания УрФУ Татьяны Романюк, были люди светлейшего князя Александра Меншикова.
И провести перепись казаков. Власть желала знать, что за люди сидят по реке Яик и сколько их. Кроме того, перепись предотвращала возможность записи в казачество беглых крестьян в будущем.
© Фото предоставлено ГИМКонный портрет царя Петра I. Неизвестный автор, 1717 год
© Фото предоставлено ГИМЕ. М. Корнеев, "Пикет Уральских казаков". 1802 год
© Фото предоставлено ГИМ"Уральские казаки на марше", Гесс Карл Адольф Генрих, офорт раскрашенный, начало XIX века
1/3
Конный портрет царя Петра I. Неизвестный автор, 1717 год
© Фото предоставлено ГИМ
2/3
Е. М. Корнеев, "Пикет Уральских казаков". 1802 год
© Фото предоставлено ГИМ
3/3
"Уральские казаки на марше", Гесс Карл Адольф Генрих, офорт раскрашенный, начало XIX века
© Фото предоставлено ГИМ
Первую задачу полковник Захаров решил по-военному решительно и быстро: главные возмутители спокойствия (числом в три человека) были арестованы и казнены.
А вот над переписью Ивану Ивановичу пришлось покорпеть: опрос почти поголовно неграмотного населения и запись показаний заняли почти два года. В конце концов, полковник оставил в казаках только людей годных к военной службе. Таких было насчитано 3195 человек.
Так Иван Иванович Захаров оказался первопроходцем этнографии уральского казачества. Слово "этнография" буквально означает "описание народа". Именно это и проделал Захаров триста лет тому назад.
Следствие ведут фольклористы
Через четверть века после переписи Захарова в Яицком городке довелось быть первому настоящему историку Южного Урала, будущему "уральскому Колумбу", а на тот момент заведующему Оренбургской губернской канцелярией Петру Ивановичу Рычкову.
Рычков, под командованием устроителя Южного Урала, основателя Магнитогорска, Оренбурга, Южноуральска, первого оренбургского губернатора Ивана Ивановича Неплюева, выполнял указы Государственной военной коллегии, в которых "повелено было" выяснить, на каком основании казаки поселились на реке Яик. Фактически Неплюеву и Рычкову надо было собрать устное народное творчество, то есть провести фольклорную экспедицию.
© Фото предоставлено ГИМДревний костюм уральских казаков. Рисунок из альбома "Путешествия по России П.П. Свиньина", 1820-е годы
Древний костюм уральских казаков. Рисунок из альбома "Путешествия по России П.П. Свиньина", 1820-е годы
© Фото предоставлено ГИМ
Неплюев и Рычков провели опрос и написали Определение от 22 ноября 1748 года, где указано, что казаки "всем войском о начале их" "основательно показать не могли", так как прошло много лет, яицкие жители – люди неграмотные, а документы сгорели.
Позже Рычков написал и опубликовал "Оренбургскую историю" (1759) и "Оренбургскую топографию" (1762), где, ссылаясь на рассказ войскового атамана Ильи Григорьевича Меркурьева, изложил две версии легенды о происхождении уральского казачества от донцов.
Легенда о Гугнихе. Версия атамана Меркурьева
По рассказу Меркурьева, во времена похода Тамерлана на Москву (1395) донской казак Василий Гугня собрал в отряд около тридцати казаков и одного татарина. Этот отряд "отлучился от Дона" для промысла на Каспий. У устья реки Яик казаки построили "военную базу", откуда несколько лет ходили грабить купцов в Каспийском море.
В это же время в Золотой орде все со страхом ждали нападения Тамерлана. В одну из ночей в каком-то табуне взбесилась молодая лошадь. Она сорвалась с привязи и принялась бегать, тревожа остальных лошадей. Поднялся дикий шум. Ордынцы решили, что на них напал Тамерлан, и в темноте принялись резать друг друга.
© Фото предоставлено ГИМПетр Иванович Рычков, портрет. Гравюра, XVIII век
© Фото предоставлено ГИМГравюра "Бюст Тамерлана", первая четверть XIX века
1/2
Петр Иванович Рычков, портрет. Гравюра, XVIII век
© Фото предоставлено ГИМ
2/2
Гравюра "Бюст Тамерлана", первая четверть XIX века
© Фото предоставлено ГИМ
Утром ордынцы увидели, что бой шел не с Тамерланом, а между их же улусами, началась междоусобица. Одна из татарских семей убежала к Яику. Там эту семью обнаружили казаки и, перебив мужчин, взяли в плен женщину. Женщина эта стала женой атамана Василия Гугни.
Меркурьев также сообщил Рычкову, что его прабабка в юности была знакома с "бабкой Гугнихой".
Пушкин сомневается и… не ошибается!
Великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин прибыл на Урал летом 1833 года для сбора материалов к исторической монографии, которую он опубликует в 1834 году с личного одобрения Российского Императора Николая Первого.
В монографии певец Руслана и Людмилы коснулся истории возникновения Уральского казачества. Пушкин указал важнейшие источники по теме: донесение Неплюева, труды Рычкова и (тогда вполне свежую) книгу одного из будущих основателей Русского географического общества Алексея Ираклиевича Левшина "Историческое и статистическое обозрение уральских казаков".
© Фото предоставлено ГИМПушкин А.С. Автопортрет. 1829 год
© Общественное достояниеАлексей Ираклиевич Левшин, худ. Франц Крюгер
1/2
Пушкин А.С. Автопортрет. 1829 год
© Фото предоставлено ГИМ
2/2
Алексей Ираклиевич Левшин, худ. Франц Крюгер
© Общественное достояние
Далее, честно заметив, что "жители уральских берегов пьют на своих пирах здоровье бабушки Гугнихи", Пушкин раскритиковал легенду о ней с позиции хронологии. Необходимость опровержения легенды Пушкин обосновывал тем, что рассказ Меркурьева принят "за единственный и правдоподобнейший источник" по истории уральских казаков и неоднократно повторен "в новейших русских и иностранных сочинениях".
В своем опровержении Пушкин указал, что "невзирая на известную ученость" и "полезные труды" автора "баснословие Рычкова" о Гугнихе "хронологически невозможно" и "противно многим несомненным историческим известиям". И предположил, что "сама Гугниха и муж ее жили в XVI столетии".
© Фото предоставлено ГИМУральские казаки. Томас Вебер, 1799 г. Бумага, акватинта, акварель
Уральские казаки. Томас Вебер, 1799 г. Бумага, акватинта, акварель
© Фото предоставлено ГИМ
Заодно солнце русской поэзии прошелся по знаменитым западным ученым (немцу Самуэлю фон Пуфендорфу и французу Жозефу де Гиню), которые внесли в свои сочинения "нелепости, которые не заслуживают опровержения". Что не удивительно – Пушкин был патриот и, по его собственным словам, "ни за что на свете не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю" России.
Время разгадок. Так говорят русские летописи
Несмотря на то что сам Рычков в "Топографии" честно указал, что легенда о Василии Гугне записана исключительно со слов атамана Меркурьева и подробную критику Пушкина, показавшего, что бабушка Гугниха не могла быть современницей Тамерлана, легенда до сих пор кочует. Теперь уже не по казачьей степи, а по Всемирной сети.
Современные историки, обладающие большим доступом к историческим и этнографическим источникам, чем Рычков, Левшин или Пушкин, считают, что легенда о происхождении уральских казаков от донских была выдумана на Урале. Татьяна Романюк считает, что это было сделано для обоснования и защиты казачьих вольностей и привилегий перед российской властью.
© Фото предоставлено ГИМЗаписки Ивана Ивановича Неплюева, СПб, 1893 год
© Фото предоставлено ГИМСамуэль Пуфендорф "Введение, в гисторию европеискую", СПб, 1718 год
© Фото предоставлено ГИМКнига "Топография оренбургская", Рычков Петр Иванович, СПб, 1762 год
1/3
Записки Ивана Ивановича Неплюева, СПб, 1893 год
© Фото предоставлено ГИМ
2/3
Самуэль Пуфендорф "Введение, в гисторию европеискую", СПб, 1718 год
© Фото предоставлено ГИМ
3/3
Книга "Топография оренбургская", Рычков Петр Иванович, СПб, 1762 год
© Фото предоставлено ГИМ
В реальности, судя по сообщениям русских летописей, уральские казаки, видимо, произошли от вольных "волгских" (волжских) казаков из-под нынешней Самары и участников похода Ермака в Сибирь.
Профессор Самарского университета Эдуард Дубман считает, что строительство князем Григорием Засекиным Самарской крепости в 1586 году, бывшее началом выполнения большого плана по окончательному утверждению Русского государства на Волге, подтолкнуло часть казаков двигаться на Яик. Со времени присоединения к Москве Казани и Астрахани казачья вольница на Волге была России не нужна, и атаманы это хорошо понимали.
После гибели в августе 1585 года Ермака Тимофеевича, казаки под командой его помощника атамана Матвея Мещеряка откатились из Сибири на запад. На Волге в это время уже стояла Самара, что вынудило казаков искать новое место. Этим местом и стала река Яик, где казаки за лето построили крепость, выдержавшую осаду со стороны Ногайской орды, что и стало началом истории собственно яицкого/уральского казачества.
Материал подготовлен Александром Титковым специально для портала "Российское казачество".
© Общественное достояниеЗнамя Уральского Казачьего войска, Павел Шипов
Знамя Уральского Казачьего войска, Павел Шипов
© Общественное достояние