"Казаки 2.0": версия от казака бригады "Терек" с позывным Остап - Российское казачество, 09.10.2023

"Казаки 2.0": версия от казака бригады "Терек" с позывным Остап

© Портал "Российское казачество"Казак-разведчик бригады "Терек" с позывным Остап
Казак-разведчик бригады Терек с позывным Остап
Казак-разведчик бригады "Терек" с позывным Остап цитирует Гоголя, рассказывает о том, как в условиях эпохи новой искренности вырастить человека служения, да и вообще сердце у него болит за казачество. Таких уникальных экспертов собрал IV Всероссийский слет казачьей молодежи. Корреспондент портала "Российское казачество" поговорил с Остапом о том, куда двигаться современной казачьей молодежи и кто такие "Казаки 2.0".
– Что вас сподвигло пойти на СВО?
– 70 лет казачества не было в общественно-государственной ткани общества, 30 лет казачество так или иначе возрождалось, но социальные функции уже распределены – военная, правоохранительная, охрана общественного порядка. То есть если спросить, кто такой казак, то это культура, ЧОП, добровольные народные дружины, и то ЧОПы и дружинники только в ряде регионов.
Казачество родилось в войне и возродится в истинном смысле как особая часть общества только через войну. Вот и все.
Поэтому, как у любого нормального мужчины, у которого есть военно-учетная специальность (ВУС у меня "разведчик"), у меня не стоял вопрос участвовать или не участвовать. А в силу того, что я из казачьей семьи и занимаюсь казаками, то я пошел служить в казачье подразделение.
Военнослужащие казачьего батальона Терек
Батальон "Терек": год, изменивший представление о казачестве
– Чем казачьи батальоны отличаются от других военных подразделений?
– Теоретически казаки должны отличаться религиозностью, теоретически казаки должны отличаться уровнем военной подготовки от обычных добровольческих отрядов. Теоретически они должны отличаться уровнем нравственности и уникальным казачьим братством. Это теоретически, а как оно происходит на практике в каждом из подразделений, это нужно смотреть конкретно.
Разведчики отряда "Терек" молятся, стараются читать утренние и вечерние молитвенные правила, и, если не задействованы на выполнении боевых задач, в выходные и воскресные дни участвуют в таинствах. Здесь собрались люди, для которых жизнь вне религии немыслима. И за время участия в СВО, уже у каждого есть свой ряд чудесных историй, когда Господь помогал.
– Насколько активно в СВО участвует казачья молодежь – как "за ленточкой", так и в тылу?
– Казачья молодежь в формировании и работе добровольческих отрядов участвует неудовлетворительно. Не будем брать такие уже штатные подразделения, как "Ахмат", а возьмем такое сообщество, как футбольные фанаты, например "Эспаньолу". Мы понимаем, что фанаты в целом молодая категория людей, и при этом средний возраст бойца "Эспаньолы" гораздо ниже, чем средний возраст бойцов казачьего добровольческого подразделения.
Вот было награждение, нас генерал награждал, стоим в ряду: я – молодой православный казак, молодой чеченец, и Питбуль – молодой язычник, сейчас командир штурмовой группы в "Эспаньоле", начинал у нас в отряде. Но это награждение скорее эксцесс. В среднем возраст казаков выше среднего.
В этом плане разведка отряда "Терек" является счастливым исключением, но в целом посмотрите на любое казачье подразделение, фактически их набирали по программе "Активное долголетие". Дай Бог им здоровья, что они приехали! Но, опять же, насколько он может, дедушка с пакетом таблеток, выполнять боевую задачу?
Да, здесь нужно очень серьезно молодым лидерам работать и, наверное, своим примером.
© Из личного архива ОстапаКазак-разведчик бригады "Терек" с позывным Остап
Казак-разведчик бригады Терек с позывным Остап
Казак-разведчик бригады "Терек" с позывным Остап
В нашем отряде молодой атаман, настоящий боевой офицер, в отличие от многих, молодой по подходу начальник разведки, хоть и полковник. И мы на это можем притягивать молодые кадры и делать то, что я называю "Казаки 2.0".
Именно поэтому в отряде "Терек" собралась активная молодежь не только из терского войска. С нами в отряде БПЛА служил основатель и первый руководитель молодежной организации "Центральное казачье войско", с нами служил создатель и руководитель молодежной организации Забайкальского войска и атаман отдела, с нами сейчас служит и является одним из спикеров на IV Всероссийском слете казачьей молодежи талантливый молодой казак с позывным Ударник (руководитель взвода БПЛА разведки батальона "Терек"), и этот ряд молодых лидеров, которые действительно воюют и с нами в "Тереке", и в других подразделениях, можно продолжать. Но хотелось бы видеть, чтобы этот перечень воюющих молодых лидеров был шире.
То есть "Казаки 2.0" – это люди, которые понимают современные вызовы и на современном уровне дают ответ.
– Расскажите подробнее о том, какими вы видите "Казаков 2.0"?
– Казак – это человек-воин. Как писал русский литературный гений Гоголь, казачество – это удалая замашка русской натуры, ее высекло из народной груди огниво бед. Беда пришла, третья мировая, страшная, беспощадная, потери. Вы воины, мужчины, покажите себя.
Сейчас, просто чтобы понять весь сюр ситуации, приведу пример: идет июнь 2022 года, страшные бои и в Донбассе, и на Херсонщине, в Московской области на соревнованиях по рубке казак зарубил своего атамана шашкой, шел пятый месяц третьей мировой войны. Это что такое?

Казачество возрождается, возвращается в ту форму, в которой и было, – человек-воин. Казаки сдают тест: а мы воины или нет, или мы просто кружок исторической реконструкции. Какие шашки? XXI век!

Здесь я позволил себе наехать на казачью молодежь, но, справедливости ради, необходимо сказать, что современная казачья молодежь – просто часть современной потребительской молодежи России, нашего потребительского общества, просто я казаками занимаюсь, и у меня за них душа болит. Мы 30 лет растили потребителей, и почему вы хотите, чтобы поколение потребителей шло воевать. Да, получаются какие-то единицы, в которых воинское зерно было заложено родителями, казаками-наставниками, которые в казачестве, слава Богу, есть, иначе этой общности вообще бы не было.
Из таких людей мы по детальке собираем мозаику и хотим сделать казачий боевой отряд, действительно эффективный, который воюет и выполняет задачи на этой войне. Это и есть "Казаки 2.0".
– Как вы считаете, что нужно, чтобы воспитать патриота сегодня?
– Мы же люди религиозные, а религиозные люди оперируют категориями либо "потребление", либо "служение". Служить можно не только с автоматом в руках, современная гибридная война ведется во всех отраслях: история, культура, информационная сфера, экономика, когнитивная сфера, демография. Это все гибридная война.
Поэтому нужно формировать человека служения. Человек может и на войне быть потребителем – разворовывать, некорректно относиться к людям, технике, вверенным ему ресурсам.
Вот мальчишка в казачьем вузе учится, ко мне попасть не смог, но он зато гуманитарки собрал на миллион и для меня, и для другого подразделения, он этим горит, так приносит пользу, это, если хотите, его православный "джихад". В этом же вузе есть завкафедрой, очень религиозный человек, но понятно, что война – это не его тема, он разрабатывает индивидуальную систему питания человека на основании его генотипа, которая делает человека более эффективным. Если система будет работать, наша нация оздоровится, это его православный "джихад", он этим служит. Учитель, врач, строитель – это тоже про служение.
Нужно формировать людей служения, элиту служения, которая будет и в горячей фазе гибридной войны защищать Россию, и во всех остальных фазах. Наше количество ресурсов и богатств нам никто не простит, всегда будут хотеть так или иначе это все забрать. А педагогический механизм этого формирования – личный пример. Как там говорят, мы живем в эпоху новой искренности, принцип "делай, как я сказал" уже не работает, работает принцип "делай как я".
Цель – человек служения, механизм – пример.
Ведь педагогическим, воспитательным элементом может быть не только сама сфера педагогики, вся информационная, культурная, мультимедийная среда может как разлагать человека, так и воспитывать. Прекрасный пример – музей Великой Отечественной войны в Кубинке, где при помощи мультимедийных технологий и современных технических подходов сделана потрясающая платформа, которая показывает подвиг народа, патриотизм и героев. Так и сегодня все современные мультимедийные площадки, короткие видео, тиктоки, компьютерные игры, песни, внутри всего этого контента должен быть человек служения и реальные примеры таких людей.
Разведчик батальона Терек с позывным Остап, кубанский казак, студент-заочник филиала МГУТУ в городе Темрюк
Будни бойцов отряда "Терек" стали сюжетом для выставки "Казаки: дорогами войны"
То есть берем героя, человека служения, не только в военной сфере, и всеми современными средствами делаем ему мультимедийную и культурную проекцию. Например, проект "Казачья арт-резиденция", в рамках которой мы делали нашу первую выставку "Казаки: дорогами войны" (эту выставку мы показывали и в Астрахани), ставит себе такую задачу – при помощи современных культурных и мультимедийных средств показать человека служения, показать современного героя, показать "казака 2.0".
– Смогут ли в будущем участники СВО помочь в нравственном и военно-патриотическом воспитании молодежи?
– Человек, который в СВО зайдет, не смалодушничает, закалится и выживет, да, конечно, сможет помочь. Это будут живые примеры. Не каждый из них имеет педагогические способности или специальность, но этих людей можно привлекать, как раньше были встречи с ветеранами. Если человек может чем-то хорошим поделиться, быть примером, эти примеры надо показывать, делиться опытом, впечатлениями. Потенциал к этому есть.