"Амурские тигры": как казаки открывали Приамурье и живут там сегодня - Российское казачество, 26.10.2023

"Амурские тигры": как казаки открывали Приамурье и живут там сегодня

© Общественное достояниеПервопроходцы
Первопроходцы
Мало у кого современная Еврейская автономная область ассоциируется с лампасами и папахами, однако именно казаки-землепроходцы положили начало изучению ее территории. Откуда казаки взялись на Дальнем Востоке, как они осваивали его суровые земли, почему в Первую мировую войну их называли "амурскими тиграми" и что с казачеством в области сейчас, рассказали представители казачества в ЕАО.

Первые казаки-землепроходцы

Изучение приамурских земель началось зимой 1643 года, когда казачий писарь Василий Поярков с отрядом землепроходцев из 133 человек пошел искать Амур. Благодаря экспедиции, которая длилась два года, на амурском речном пути возникали первые остроги и поселения.
© Общественное достояниеПортрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского
Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского
Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского
Освоение приамурских земель началось в 1854 году. Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев организовал первый военный сплав в низовья Амура для отражения атаки 50 англо-французских военных кораблей, которые пытались высадиться в бухте Де-Кастри – залив Японского моря.
Войска на этих территориях не было, только несколько батальонов, поэтому Муравьев предложил создать Забайкальское казачьей войско из горнозаводских рабочих, которых обучали два года. В итоге 27 тыс. человек записали в казаки. Их доставляли по рекам Амур и Уссури и расселяли партиями на расстоянии 20–30 верст друг от друга, чтобы образовать непрерывную линию пограничных кордонов, почтовых и пароходных станций. В дальнейшем эти посты перерастали в казачьи хутора и станицы.
"16 мая 1858 года Муравьев заключил с китайцами Айгунский договор и присоединил левый берег Амура к России навечно. В итоге он получил к своему графскому титулу приставку “Амурский”", – отметил атаман хутора Квашнинского Ленинского района Еврейской автономной области Виктор Ференцев.
© В. Е. Романов"Айгунский договор". Художник В. Е. Романов, 1947 г.
Айгунский договор. Художник В. Е. Романов, 1947 г.
"Айгунский договор". Художник В. Е. Романов, 1947 г.

Казачья область

В начале XX века названия регионов и даже малых городов Дальнего Востока менялись вслед за историей России: когда при советской власти встал вопрос землеустройства трудящихся евреев и изыскания территории для их проживания, переселенцы стали съезжаться со всей страны и даже из зарубежья на берега Амура – казачьи станицы переименовывались, а корни забывались.
Сегодня на территории Еврейской автономной области всего 5 казачьих районных центров: Биробиджанский, Смидовичский, Облученский, Ленинский и Октябрьский, однако казачья история тех мест, пусть и обрывочно, но сохранилась.
"У нас много станиц, которые имеют исконно казачьи названия, как бы их в советское время ни пытались переписать", – подчеркнул настоятель храма Святителя Николая Биробиджанской епархии Русской православной церкви отец Георгий.
Например, город Биробиджан преобразован из станицы Тихонькой. Смотрителем станции был забайкальский казак Тихонький. Свое летоисчисление официально город ведет с 1934 года. Однако отец Георгий рассказал, что нашел документы в краевом архиве Хабаровска, где прописано, что станция образована казаками в 1911 году, а первый дом был построен в 1901 году.
© Григорий Штанько"Станция Тихонькая". Григорий Штанько, 1968 г.
Станция Тихонькая. Григорий Штанько, 1968 г.
"Станция Тихонькая". Григорий Штанько, 1968 г.
Также в области находится село Бабстово, о названии которого ходят споры и легенды. Одна из версий – приехал в село высокий начальник и спросил у казаков, чего им не хватает, а в ответ получил: "Нам бы баб сто". На самом же деле там жил есаул по фамилии Бабст, которого уважали и ценили казаки, а когда его перевели по службе, то жители предложили назвать поселение в его честь.
"Можно перечислять десятки сел из любых районов нашей области, которые ведут свое название именно от первопроходцев", – уточнил отец Георгий.
Сама земля, на которой сейчас располагается Еврейская автономная область, практически вся принадлежала Амурскому казачьему войску, и никто не мог селиться на ней без их разрешения.
"Я видел документ царского времени, который запрещал евреям селиться на этих землях. Вот такой парадокс – в царское время было запрещено, а в советское время в эту область было решено переселить евреев", – рассказал отец Георгий.

Дальневосточные войска

© Общественное достояниеСплав первопроходцев по рекам. Ремезовская летопись. Конец 17 века
Сплав первопроходцев по рекам. Ремезовская летопись. Конец 17 века
Сплав первопроходцев по рекам. Ремезовская летопись. Конец 17 века
Из Забайкальского казачьего войска сформировалось Амурское, а из него Уссурийское. Дальневосточные родственные войска с желтыми лампасами объединяет не только история, но и общая своеобразная культура. Многие привычки были взяты от местных племен: дауров, бурятов, дючеров, гиляков и многих других.
"У нас, в Забайкалье, были бурятские казачьи полки, которые в давнее время охраняли границу с Монголией. А вооружены они были луками", – поделился Виктор Ференцев.
У казаков Дальнего Востока были и свои особые предпочтения в еде: ели строганину – сырую рыбу, пили сливан – чай, в который добавляли яйца, сливки, масло и соль. Разливался этот напиток особым способом через руку, а чтобы его выпить, требовалась определенная привычка.
© Общественное достояниеКазаки исследуют новые земли
Казаки исследуют новые земли
Казаки исследуют новые земли
Казаки, жившие в суровых условиях приграничья нового края, шили себе ергачи – шубы из шкур дикой козы и ичиги – мягкие сапоги. Одежда полностью соответствовала образу жизни казаков – жили охотой, рыбалкой, земледелием и пушным промыслом.
Защитники дальневосточных границ также участвовали и в Первой мировой войне. Например, из станицы Екатерино-Никольской, которая сейчас имеет статус села и относится к Октябрьскому району Еврейской автономной области, на войну был отправлен казачий полубатальон. В дальнейшем этих казаков прозвали "амурскими тиграми".
"В первом же бою казаки нашего войска были награждены 14 Георгиевскими крестами. Кто шел на Дальний Восток и в Забайкалье, не мог быть слабым, так как жил в очень суровых условиях", – отметил отец Георгий.
© Общественное достояниеКазаки 1-го Читинского полка в годы Первой мировой войны
Казаки 1-го Читинского полка в годы Первой мировой войны
Казаки 1-го Читинского полка в годы Первой мировой войны

Современное казачество

С 2009 года на территории ЕАО работает Средне-Амурское окружное казачье общество, численность которого, по словам его атамана Николая Шкарупы, составляет 272 человека. Относится общество к Уссурийскому казачьему войску.
"У нас первичные организации реестровые, а сам округ из-за нехватки численности вступить в реестр пока не может", – отметил атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Николай Шкарупа.
Основная деятельность казачьих обществ направлена на работу с молодежью. На территории области ежегодно проходят межрегиональные национальные казачьи игры "Атаманец", которые были дважды проведены за счет местного бюджета и дважды – президентского гранта. Также уже выигран грант на 2023–2024 годы.
Особенность этих игр – разделение на три возрастные группы: младшая возрастная категория (7–9 лет), средняя (10–13 лет) и старшая (14–17 лет), тогда как в других казачьих соревнованиях в основном участвуют ребята предпризывного возраста.

Память и наследие

© Пресс-служба Заксобрания ЕАОЗакладной камень на месте которого появится дом-музей в память о казаках Среднего Приамурья
Закладной камень на месте которого появится дом-музей в память о казаках Среднего Приамурья
Закладной камень на месте которого появится дом-музей в память о казаках Среднего Приамурья
Современные казаки Еврейской автономной области не только занимаются воспитанием подрастающего поколения, но и пытаются сохранить культуру и традиции своего края, историю и обычаи своих предков.
Так, с 1 по 3 сентября в ЕАО проходил трехдневный межрегиональный казачий фестиваль "Багатица", во время которого состоялась торжественная закладка камня, на месте которого появится дом-музей в память о казаках Среднего Приамурья.
Старинная казачья изба будет перевезена из Биджана в Биробиджан. На его примере будет показан быт казаков – из какой посуды ели, как дом отапливался и где находился красный угол.
Также внутри здания, которому более 100 лет, планируется поставить рабочую русскую печь, а снаружи –дровяник и баню.
© Пресс-служба Заксобрания ЕАОДореволюционное издание первой книги С.М. Соловьева "История России с древнейших времен"
Дореволюционное издание первой книги С.М. Соловьева История России с древнейших времен
Дореволюционное издание первой книги С.М. Соловьева "История России с древнейших времен"
"Сама изба уже музейный экспонат, даже его стены, которые впитали в себя дух того времени. Понятно, что он в плачевном состоянии, мы будем его реставрировать, но постараемся сохранить его первоначальный внешний вид", – рассказал отец Георгий.
Экспонатами музей стал пополняться еще до открытия. Владыка Ефрем, который освещал закладной камень, подарил икону Николая Чудотворца, подписанную с обратной стороны казачьей семьей. Также он передал часть венца из церкви, построенной казаками в XIX веке.
"Есть старинные книги, выкопанные гильзы, китайская монета и небольшие иконки XVII–XVIII веков, сделанные из латуни, не горят и не мокнут. Такие иконы часто встречаются у казаков, которые находились в сложных природных условиях", – поделился отец Георгий.
Также отец Георгий рассказал, что на территории Свято-Никольского храма будет не только изба, а целый музейный комплекс. Планируется построить отдельное здание, посвященное истории Дальнего Востока, где разместятся интерактивные классы и конференц-залы.

"Наше поколение подзабыло, что Россия казаками пополнялась и росла. И у меня только одно пожелание: чтобы наши дети не уезжали отсюда и не забывали историю. Куда ехать-то? Хорошо там, где нас нет",

– подытожил Николай Шкарупа