"Амурские тигры": как казаки открывали Приамурье и живут там сегодня
© Общественное достояниеПервопроходцы
© Общественное достояние
Мало у кого современная Еврейская автономная область ассоциируется с лампасами и папахами, однако именно казаки-землепроходцы положили начало изучению ее территории. Откуда казаки взялись на Дальнем Востоке, как они осваивали его суровые земли, почему в Первую мировую войну их называли "амурскими тиграми" и что с казачеством в области сейчас, рассказали представители казачества в ЕАО.
Первые казаки-землепроходцы
Изучение приамурских земель началось зимой 1643 года, когда казачий писарь Василий Поярков с отрядом землепроходцев из 133 человек пошел искать Амур. Благодаря экспедиции, которая длилась два года, на амурском речном пути возникали первые остроги и поселения.
© Общественное достояниеПортрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского
Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского
© Общественное достояние
Освоение приамурских земель началось в 1854 году. Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев организовал первый военный сплав в низовья Амура для отражения атаки 50 англо-французских военных кораблей, которые пытались высадиться в бухте Де-Кастри – залив Японского моря.
Войска на этих территориях не было, только несколько батальонов, поэтому Муравьев предложил создать Забайкальское казачьей войско из горнозаводских рабочих, которых обучали два года. В итоге 27 тыс. человек записали в казаки. Их доставляли по рекам Амур и Уссури и расселяли партиями на расстоянии 20–30 верст друг от друга, чтобы образовать непрерывную линию пограничных кордонов, почтовых и пароходных станций. В дальнейшем эти посты перерастали в казачьи хутора и станицы.
"16 мая 1858 года Муравьев заключил с китайцами Айгунский договор и присоединил левый берег Амура к России навечно. В итоге он получил к своему графскому титулу приставку “Амурский”", – отметил атаман хутора Квашнинского Ленинского района Еврейской автономной области Виктор Ференцев.
© В. Е. Романов"Айгунский договор". Художник В. Е. Романов, 1947 г.
"Айгунский договор". Художник В. Е. Романов, 1947 г.
© В. Е. Романов
Казачья область
В начале XX века названия регионов и даже малых городов Дальнего Востока менялись вслед за историей России: когда при советской власти встал вопрос землеустройства трудящихся евреев и изыскания территории для их проживания, переселенцы стали съезжаться со всей страны и даже из зарубежья на берега Амура – казачьи станицы переименовывались, а корни забывались.
Сегодня на территории Еврейской автономной области всего 5 казачьих районных центров: Биробиджанский, Смидовичский, Облученский, Ленинский и Октябрьский, однако казачья история тех мест, пусть и обрывочно, но сохранилась.
"У нас много станиц, которые имеют исконно казачьи названия, как бы их в советское время ни пытались переписать", – подчеркнул настоятель храма Святителя Николая Биробиджанской епархии Русской православной церкви отец Георгий.
Например, город Биробиджан преобразован из станицы Тихонькой. Смотрителем станции был забайкальский казак Тихонький. Свое летоисчисление официально город ведет с 1934 года. Однако отец Георгий рассказал, что нашел документы в краевом архиве Хабаровска, где прописано, что станция образована казаками в 1911 году, а первый дом был построен в 1901 году.
© Григорий Штанько"Станция Тихонькая". Григорий Штанько, 1968 г.
"Станция Тихонькая". Григорий Штанько, 1968 г.
© Григорий Штанько
Также в области находится село Бабстово, о названии которого ходят споры и легенды. Одна из версий – приехал в село высокий начальник и спросил у казаков, чего им не хватает, а в ответ получил: "Нам бы баб сто". На самом же деле там жил есаул по фамилии Бабст, которого уважали и ценили казаки, а когда его перевели по службе, то жители предложили назвать поселение в его честь.
"Можно перечислять десятки сел из любых районов нашей области, которые ведут свое название именно от первопроходцев", – уточнил отец Георгий.
Сама земля, на которой сейчас располагается Еврейская автономная область, практически вся принадлежала Амурскому казачьему войску, и никто не мог селиться на ней без их разрешения.
"Я видел документ царского времени, который запрещал евреям селиться на этих землях. Вот такой парадокс – в царское время было запрещено, а в советское время в эту область было решено переселить евреев", – рассказал отец Георгий.
Дальневосточные войска
© Общественное достояниеСплав первопроходцев по рекам. Ремезовская летопись. Конец 17 века
Сплав первопроходцев по рекам. Ремезовская летопись. Конец 17 века
© Общественное достояние
Из Забайкальского казачьего войска сформировалось Амурское, а из него Уссурийское. Дальневосточные родственные войска с желтыми лампасами объединяет не только история, но и общая своеобразная культура. Многие привычки были взяты от местных племен: дауров, бурятов, дючеров, гиляков и многих других.
"У нас, в Забайкалье, были бурятские казачьи полки, которые в давнее время охраняли границу с Монголией. А вооружены они были луками", – поделился Виктор Ференцев.
У казаков Дальнего Востока были и свои особые предпочтения в еде: ели строганину – сырую рыбу, пили сливан – чай, в который добавляли яйца, сливки, масло и соль. Разливался этот напиток особым способом через руку, а чтобы его выпить, требовалась определенная привычка.
© Общественное достояниеКазаки исследуют новые земли
Казаки исследуют новые земли
© Общественное достояние
Казаки, жившие в суровых условиях приграничья нового края, шили себе ергачи – шубы из шкур дикой козы и ичиги – мягкие сапоги. Одежда полностью соответствовала образу жизни казаков – жили охотой, рыбалкой, земледелием и пушным промыслом.
Защитники дальневосточных границ также участвовали и в Первой мировой войне. Например, из станицы Екатерино-Никольской, которая сейчас имеет статус села и относится к Октябрьскому району Еврейской автономной области, на войну был отправлен казачий полубатальон. В дальнейшем этих казаков прозвали "амурскими тиграми".
"В первом же бою казаки нашего войска были награждены 14 Георгиевскими крестами. Кто шел на Дальний Восток и в Забайкалье, не мог быть слабым, так как жил в очень суровых условиях", – отметил отец Георгий.
© Общественное достояниеКазаки 1-го Читинского полка в годы Первой мировой войны
Казаки 1-го Читинского полка в годы Первой мировой войны
© Общественное достояние
Современное казачество
С 2009 года на территории ЕАО работает Средне-Амурское окружное казачье общество, численность которого, по словам его атамана Николая Шкарупы, составляет 272 человека. Относится общество к Уссурийскому казачьему войску.
"У нас первичные организации реестровые, а сам округ из-за нехватки численности вступить в реестр пока не может", – отметил атаман Средне-Амурского окружного казачьего общества Николай Шкарупа.
Основная деятельность казачьих обществ направлена на работу с молодежью. На территории области ежегодно проходят межрегиональные национальные казачьи игры "Атаманец", которые были дважды проведены за счет местного бюджета и дважды – президентского гранта. Также уже выигран грант на 2023–2024 годы.
Особенность этих игр – разделение на три возрастные группы: младшая возрастная категория (7–9 лет), средняя (10–13 лет) и старшая (14–17 лет), тогда как в других казачьих соревнованиях в основном участвуют ребята предпризывного возраста.
Память и наследие
© Пресс-служба Заксобрания ЕАОЗакладной камень на месте которого появится дом-музей в память о казаках Среднего Приамурья
Закладной камень на месте которого появится дом-музей в память о казаках Среднего Приамурья
© Пресс-служба Заксобрания ЕАО
Современные казаки Еврейской автономной области не только занимаются воспитанием подрастающего поколения, но и пытаются сохранить культуру и традиции своего края, историю и обычаи своих предков.
Так, с 1 по 3 сентября в ЕАО проходил трехдневный межрегиональный казачий фестиваль "Багатица", во время которого состоялась торжественная закладка камня, на месте которого появится дом-музей в память о казаках Среднего Приамурья.
Старинная казачья изба будет перевезена из Биджана в Биробиджан. На его примере будет показан быт казаков – из какой посуды ели, как дом отапливался и где находился красный угол.
Также внутри здания, которому более 100 лет, планируется поставить рабочую русскую печь, а снаружи –дровяник и баню.
© Пресс-служба Заксобрания ЕАОДореволюционное издание первой книги С.М. Соловьева "История России с древнейших времен"
Дореволюционное издание первой книги С.М. Соловьева "История России с древнейших времен"
© Пресс-служба Заксобрания ЕАО
"Сама изба уже музейный экспонат, даже его стены, которые впитали в себя дух того времени. Понятно, что он в плачевном состоянии, мы будем его реставрировать, но постараемся сохранить его первоначальный внешний вид", – рассказал отец Георгий.
Экспонатами музей стал пополняться еще до открытия. Владыка Ефрем, который освещал закладной камень, подарил икону Николая Чудотворца, подписанную с обратной стороны казачьей семьей. Также он передал часть венца из церкви, построенной казаками в XIX веке.
"Есть старинные книги, выкопанные гильзы, китайская монета и небольшие иконки XVII–XVIII веков, сделанные из латуни, не горят и не мокнут. Такие иконы часто встречаются у казаков, которые находились в сложных природных условиях", – поделился отец Георгий.
Также отец Георгий рассказал, что на территории Свято-Никольского храма будет не только изба, а целый музейный комплекс. Планируется построить отдельное здание, посвященное истории Дальнего Востока, где разместятся интерактивные классы и конференц-залы.
"Наше поколение подзабыло, что Россия казаками пополнялась и росла. И у меня только одно пожелание: чтобы наши дети не уезжали отсюда и не забывали историю. Куда ехать-то? Хорошо там, где нас нет",