Старообрядец и военный переводчик Игорь Ждаркин разгадал секреты своей казачьей династии
Старообрядец и военный переводчик Игорь Ждаркин разгадал секреты своей казачьей династии
Потомственный казак, подполковник запаса, военный переводчик Игорь Анатольевич Ждаркин многое сделал для защиты Отечества. По службе и работе побывал уже в 38... Российское казачество, 30.10.2023
Потомственный казак, подполковник запаса, военный переводчик Игорь Анатольевич Ждаркин многое сделал для защиты Отечества. По службе и работе побывал уже в 38 странах и продолжает достойно претворять в жизнь завет предков – служить Родине. Ждаркин досконально изучил свою династию и сына воспитал в духе казачьих традиций. Мы побывали в гостях у Игоря Анатольевича и узнали его семейную историю."Я родился в белорусском городе Гомеле. Мои предки были кулугурами (наиболее последовательные старообрядцы. – Прим. ред.). Отец родом из белорусских казаков – потомков днепровских казаков, проживавших по всему течению Днепра начиная с XIVвека. Мать происходит из уральских казаков-староверов станицы Сакмарской", –начинает свой рассказ военный переводчик.Билет куда-нибудьИгорь Ждаркин считает, что его родителей свела сама судьба. Его отец вернулся после Великой Отечественной войны на родной хутор и обнаружил, что поселение сожгли, отца и мать расстреляли фашисты, брат и сестра погибли в рядах партизанского отряда. Тогда он пришел на вокзал и попросил "билет куда-нибудь". Кассир, выслушав грустную историю, посоветовала ехать в Ленинград, поступать в институт, куда его могли принять без экзаменов, как фронтовика. Там Анатолий выучился на юриста, а потом, работая по распределению в Выборге, познакомился с будущей супругой.Влюбленные решили сыграть свадьбу."Мой отец работал адвокатом, и за всю практику он не проиграл ни одного дела! Мать была доктором. Наш “фамильный” храм находится в Гомеле – это Ильинская старообрядческая церковь, где крестили меня, брата, сестру, моего сына и проходило наше с супругой венчание. Кстати, эту церковь посещал Емельян Пугачев, когда скрывался от преследования на территории нынешней Гомельщины, у тамошних казаков-староверов в Ветке. Когда приезжаю в Беларусь, обязательно прихожу в это святое место", – рассказывает подробности своего становления казак.Таким образом, своей малой родиной Игорь Анатольевич считает два города, где он провел детство и юность – Выборг и Гомель. Сегодня подполковник запаса живет в Москве, но частенько наведывается в Белоруссию.Шапка-папаха, нагайка, шашка – Игорь Анатольевич демонстрирует нам казачьи атрибуты, которые хранятся у него на видном месте и всегда напоминают хозяину о корнях. Он дает нам мини-урок по фланкировке и признается, что с раннего детства ощущал себя казаком, хотя и узнал об этом не сразу. Учась в художественной школе, он рисовал казаков и свои автопортреты в казачьей форме, не понимая, почему в нем это вызывает такой трепет. Большое впечатление в свое время на него произвела экранизация романа "Тихий Дон" Сергея Герасимова."Интрига вскрылась благодаря бабушке. Однажды в детстве мы возвращались из церкви в Гомеле, и она обмолвилась, что мой дедушка нарушил традицию. Больше ничего рассказывать не стала, а спустя время я расспросил обо всем свою маму. Она пояснила, что дедушка, вопреки давней семейной традиции, взял в жены невесту из своего же села Павловка, а не станиц Сакмарской и Калмыковской (Оренбургского и Уральского казачьих войск), как было принято у них в роду. Оказалось, что дед по старинному казачьему обычаю украл мою бабушку. Она была одной из трех красавиц села, происходила из малороссийских казаков, переселенных туда за бунт. Познакомились они на большой ярмарке, когда дед был дома в отпуске по ранению, и сразу влюбились друг в друга. Однако родители бабушки не хотели отдавать ее замуж за деда, так как присмотрели другого жениха. Тогда он, с помощью друзей, выкрал бабушку прямо из “свадебного поезда”, отвез в старообрядческую церковь, где их уже ждал священник, который тут же повенчал пару. Родные уже не стали препятствовать их союзу", – вспоминает подполковник запаса.Так выяснилось, что Игорь Ждаркин – казак по происхождению. Семья воспитывала будущего военного переводчика в духе казачества и традиций старообрядчества: достаточно строго, вольности не допускались, ценилось уважение старших и трудолюбие.Материнская линияПодполковник запаса рассказал, что его предкам довелось перенести немало испытаний судьбы.Семья по материнской линии ранее носила фамилию Поповы. Когда-то в семье было 7 братьев: один погиб в ходе Пугачевского восстания, четверо попали под переселение в Забайкальский край, а два брата Поповых ушли в леса на Волгу.Там они основали небольшой хутор Павловка (по имени одного из братьев, погибшего в ходе восстания), впоследствии разросшийся в село. Это место еще сыграет определенную роль в судьбе семьи.Двоюродный брат деда по материнской линии Дмитрий Ждаркин был казачьим сотником. Он разогнал советскую власть в селе Павловка и вместе с сотней долго оборонял его от войск красных. С приходом новой власти семью сотника репрессировали. Досталось и деду Игоря Анатольевича Петру Ждаркину за службу у атамана Дутова. Братья "ушли в отступ" в 1919 году.Петру Ждаркину пришлось даже оставить беременную жену. Домой он вернулся только в 1923 году, чтобы забрать супругу с дочкой в общину староверов под Альметьевск, куда перебрались жить казаки, служившие у Дутова и Толстова (атамана Уральского (Яицкого) казачьего войска). Однако родственники уговорили Петра остаться. Это была ошибка…Когда началась коллективизация, всех (!) Ждаркиных признали кулаками. Первым арестовали старшего брата Федора и всю его семью, потом двоюродных братьев и сестер с семьями и, наконец, "подвели под статью" и Петра Ждаркина. Следователь незатейливо пояснил: "Ты же казак, по слухам, у Дутова служил, да к тому еще и старовер".Игорь Анатольевич поясняет, на деле все было проще. Поскольку Ждаркины до революции были одними из самых зажиточных казачьих семей, то новую власть интересовало, куда они "припрятали золотишко". И Федору, и Петру следователь обещал сбавить срок, если скажут, где это заветное место находится. Однако так следователь ничего и не добился – братья просто не знали вообще, "схоронили ли золотишко" где-то их старшие родственники или вовсе с собой забрали.В советское времяПетра Ждаркина с супругой Катериной осудили в 1930 году. Все хозяйство (дом, лошадь, корову) конфисковали. Осужденных отправили на строительство Беломорско-Балтийского канала, дети Петра остались с его отцом, уже глубоким стариком.Супруге Катерине, у которой на руках была новорожденная дочь Антонина, удалось хитростью сбежать из-под стражи. Она одна скрывалась в 60 км от дома. Помогали односельчане, а чуть позже родственники привезли к ней дочь.Петр Ждаркин отбывал наказание в самом тяжелом и страшном месте – на Соловецких островах, недалеко от станции Кемь и поселка Сорока.По словам Игоря Анатольевича, поправившись, начальник вернулся в лагерь и вызвал Петра на разговор, чтобы узнать, почему он его спас. Петр Ждаркин ответил, что ему Сам Господь подал знак.Вскоре начальнику представилась возможность "отдать долг" Ждаркину. В лагере начался голод, продовольствие не подвозили из-за непогоды. Тогда Петр обратился к руководителю с предложением создать рыбную коптильню, ведь он хорошо умел ловить рыбу и знал, как ее приготовить. Начальник был несказанно рад этой идее и сделал Ждаркина старшим над всем этим хозяйством. Тот в свою очередь постарался взять себе в помощники как можно больше людей, чтобы спасти их от голодной смерти. Среди них был, например, ученый из Ленинграда, который уже находился в плачевном состоянии. Спустя годы он помог дочери Петра Вере (мать Игоря Ждаркина) поступить в мединститут. Кроме того, Петр Ждаркин был старовером и знал наизусть много молитв. Люди шли к нему за словами утешения, советами и просили помолиться за родных. Начальники лагеря этому уже не препятствовали."После освобождения мой дед сумел окончить краткосрочные курсы бухгалтеров и устроился на работу по специальности. Надо сказать, что он был очень грамотным человеком (считалось, что старообрядцы все были грамотными). До Первой мировой войны успел окончить школу, много читал, а еще в уме умел перемножать достаточно большие цифры. У деда было пятеро детей и, несмотря ни на какие трудности, он каждому из них смог дать хорошее образование и достойно воспитать", –рассказывает казак.Хотя не все было гладко, клеймо семьи "лишенцев" притесняло Ждаркиных. Игорь Анатольевич рассказал, что младшая дочь дедушки Антонина не смогла выйти замуж по любви за офицера (родом из кубанских казаков), поскольку при обязательной проверке выяснилось, что она из семьи репрессированных.Антонина очень горевала, а офицер еще долго не мог жениться, очень любил ее.Дочь Мария пошла первой работать в 9 лет. Она была самой старшей в семье, помогала родителям присматривать за братьями и сестрами и на протяжении всей жизни заботилась о них.Сын Леонид на фронте был тяжело ранен. Он мечтал о военной карьере, однако к поступлению в военное училище его не допустили из-за принадлежности к семье репрессированных. Он уехал в Ташкент и стал педагогом. Леонид был доцентом Ташкентского университета, кандидатом наук, заведующим кафедрой, имел 60-летний педагогический стаж и звания заслуженный учитель СССР и заслуженный учитель Узбекистана.Дочь Зинаида также жила в Узбекистане. Она награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", была кандидатом сельскохозяйственных наук, награждена тремя медалями ВДНХ за выведение новых сортов хлопка. После ферганских событий она переехала в Гомель к сестре Антонине.Веру, мать Игоря Анатольевича, отец очень любил и называл "атаманом в юбке". После окончания мединститута она по распределению уехала в Новосибирск, хотя всегда хотела быть ближе к Северной столице. Только через 10 лет она смогла перебраться в Выборг, где и познакомилась потом со своим будущим супругом.Петр Григорьевич очень ждал рождения внука и возлагал на него особые надежды. Игорь Ждаркин появился на свет через месяц после того, как не стало дедушки.И целого мира малоПосле окончания школы Ждаркин год работал на кондитерской фабрике в Выборге, а затем год отучился на историко-филологическом факультете Гомельского государственного университета. В 1983 году был призван в ряды Вооруженных сил СССР. После, в 1985 году, казак поступил в Военный институт иностранных языков на годичные курсы португальского языка. В следующем году в звании младшего лейтенанта Ждаркин был направлен в служебную командировку в Анголу. Это событие запомнилось ему на всю жизнь. Герой нашего материала, будучи лейтенантом-переводчиком, стал непосредственным участником тяжелых боев в Анголе в 1987–1988 годах.Введем в курс дела. Эти события изменили геополитическое положение трех африканских стран – Анголы, Намибии и Южно-Африканской Республики. Решающим сражением в ходе гражданской войны в Анголе стала битва при Куито-Куанавале. Позже этот город прозвали ангольским Сталинградом. Обстоятельства сложились так, что Игорь Анатольевич помимо обязанностей переводчика фактически был начальником тыла в одной из бригад (доставал продукты, форму и прочее).Потомственный казак показывает нам медали – "За боевые заслуги" и кубинскую медаль "За оборону Куито-Куанавале". Такой в СССР было награждено всего порядка 90 человек!На столе у Игоря Анатольевича красивая книга под названием "Такого не было даже в Афгане". В ней подполковник изложил свои воспоминания о событиях как участник войны 1986–1988 годов. Издание вышло в 2008 году.Есть еще одна книга с воспоминаниями о службе в войсках ООН в Анголе (1996–1998). Этот сборник издан в 2013 году, автор – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института истории Национальной академии наук Республики Беларусь Александра Кузнецова-Тимонова. Игорь Анатольевич рассказал о планах: выпустить еще одну книгу – с воспоминаниями о войне в Мозамбике.Игорь Анатольевич на сегодняшний день побывал в 96 командировках в 38 странах мира. Особенно ему полюбилась Индия, он работал там 26 раз.Сын своего отцаСо своей супругой Ириной Игорь Ждаркин познакомился после возвращения домой из первой командировки в Анголу. Он подхватил там малярию, и его направили на лечение в военный клинический госпиталь имени Н.Н.Бурденко. Будущая жена работала здесь медсестрой. К слову, она также происходила из рода казаков. Ирина родилась в селе Аскино Башкирской СССР, куда ее предков переселили из Беларуси во время Столыпинской аграрной реформы. У супругов родился сын Святослав, которого воспитывали в духе казачьих традиций."Когда Святославу был год, я по старинному обычаю посадил его на коня. Считается, что если при этом ребенок заплачет, то из него будет плохой казак, а если засмеется и вцепится в гриву коня – все будет отлично. Мой сын сразу взял коня за гриву и захихикал. Я сел сзади него и провез несколько кругов на коне", – с теплотой описывает казачью традицию Ждаркин.Святослав с детства проявлял интерес к казачеству, и отец с удовольствием рассказывал ему все, что знает. Они вместе с сыном посещали Рогожскую старообрядческую церковь в Москве и принимали активное участие в различных мероприятиях с казачьей тематикой. К примеру, Святослав 4 раза принимал участие в военных сборах в соответствии с программой Белорусского казачества по военно-патриотическому воспитанию молодежи (проекты "Казачий спецназ", "Казачья застава", "Линия Сталина"). Игорь Ждаркин подчеркнул, что большую роль в моральном и физическом становлении молодых казаков, и Святослава в том числе, сыграл Сергей Поперецкий, в то время командир атаманской сотни. Помимо того, Игорь Ждаркин в чине войскового старшины, а Святослав – младшего урядника состояли в Резервном казачьем войске при Всевеликом войске Донском.Сын Игоря Анатольевича пошел по стопам отца и продолжил главную казачью традицию – служить Отечеству. Ждаркин-младший окончил Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус под патронажем Союза десантников России, затем окончил Военный университет Минобороны России. Служить он отправился в Воздушно-десантные войска и сегодня служит по контракту."Важнее всего для казака – вырастить и должным образом воспитать своих детей. Сумел воспитать своих – сможешь принести пользу для других. А если ты создал благополучие для своей семьи, значит, сможешь создать его и для России", –уверен потомственный казак Игорь Ждаркин.
Потомственный казак, подполковник запаса, военный переводчик Игорь Анатольевич Ждаркин многое сделал для защиты Отечества. По службе и работе побывал уже в 38 странах и продолжает достойно претворять в жизнь завет предков – служить Родине. Ждаркин досконально изучил свою династию и сына воспитал в духе казачьих традиций. Мы побывали в гостях у Игоря Анатольевича и узнали его семейную историю.
"Я родился в белорусском городе Гомеле. Мои предки были кулугурами (наиболее последовательные старообрядцы. –Прим. ред.). Отец родом из белорусских казаков – потомков днепровских казаков, проживавших по всему течению Днепра начиная с XIVвека. Мать происходит из уральских казаков-староверов станицы Сакмарской", –начинает свой рассказ военный переводчик.
Билет куда-нибудь
Игорь Ждаркин считает, что его родителей свела сама судьба. Его отец вернулся после Великой Отечественной войны на родной хутор и обнаружил, что поселение сожгли, отца и мать расстреляли фашисты, брат и сестра погибли в рядах партизанского отряда. Тогда он пришел на вокзал и попросил "билет куда-нибудь". Кассир, выслушав грустную историю, посоветовала ехать в Ленинград, поступать в институт, куда его могли принять без экзаменов, как фронтовика. Там Анатолий выучился на юриста, а потом, работая по распределению в Выборге, познакомился с будущей супругой.
"Отец случайно увидел, как мать по привычке перекрестилась двумя перстами – так выяснилось, что они оба старообрядцы",
– поясняет Ждаркин
Влюбленные решили сыграть свадьбу.
"Мой отец работал адвокатом, и за всю практику он не проиграл ни одного дела! Мать была доктором. Наш “фамильный” храм находится в Гомеле – это Ильинская старообрядческая церковь, где крестили меня, брата, сестру, моего сына и проходило наше с супругой венчание. Кстати, эту церковь посещал Емельян Пугачев, когда скрывался от преследования на территории нынешней Гомельщины, у тамошних казаков-староверов в Ветке. Когда приезжаю в Беларусь, обязательно прихожу в это святое место", – рассказывает подробности своего становления казак.
Таким образом, своей малой родиной Игорь Анатольевич считает два города, где он провел детство и юность – Выборг и Гомель. Сегодня подполковник запаса живет в Москве, но частенько наведывается в Белоруссию.
Шапка-папаха, нагайка, шашка – Игорь Анатольевич демонстрирует нам казачьи атрибуты, которые хранятся у него на видном месте и всегда напоминают хозяину о корнях. Он дает нам мини-урок по фланкировке и признается, что с раннего детства ощущал себя казаком, хотя и узнал об этом не сразу. Учась в художественной школе, он рисовал казаков и свои автопортреты в казачьей форме, не понимая, почему в нем это вызывает такой трепет. Большое впечатление в свое время на него произвела экранизация романа "Тихий Дон" Сергея Герасимова.
"Интрига вскрылась благодаря бабушке. Однажды в детстве мы возвращались из церкви в Гомеле, и она обмолвилась, что мой дедушка нарушил традицию. Больше ничего рассказывать не стала, а спустя время я расспросил обо всем свою маму. Она пояснила, что дедушка, вопреки давней семейной традиции, взял в жены невесту из своего же села Павловка, а не станиц Сакмарской и Калмыковской (Оренбургского и Уральского казачьих войск), как было принято у них в роду. Оказалось, что дед по старинному казачьему обычаю украл мою бабушку. Она была одной из трех красавиц села, происходила из малороссийских казаков, переселенных туда за бунт. Познакомились они на большой ярмарке, когда дед был дома в отпуске по ранению, и сразу влюбились друг в друга. Однако родители бабушки не хотели отдавать ее замуж за деда, так как присмотрели другого жениха. Тогда он, с помощью друзей, выкрал бабушку прямо из “свадебного поезда”, отвез в старообрядческую церковь, где их уже ждал священник, который тут же повенчал пару. Родные уже не стали препятствовать их союзу", – вспоминает подполковник запаса.
Так выяснилось, что Игорь Ждаркин – казак по происхождению. Семья воспитывала будущего военного переводчика в духе казачества и традиций старообрядчества: достаточно строго, вольности не допускались, ценилось уважение старших и трудолюбие.
Материнская линия
"Мой прадед Григорий Ждаркин воевал в Русско-турецкую войну, дед Петр Григорьевич прошел Первую мировую и Гражданскую войны, отец защищал Родину в Великую Отечественную войну. Я ветеран войн в Анголе и Мозамбике, а теперь служит мой сын. Так что, как и полагается по казачьим обычаям, защита Отечества всегда была и нашим семейным делом",
– делится своим мнением Игорь Анатольевич и заваривает ароматный индийский чай.
Подполковник запаса рассказал, что его предкам довелось перенести немало испытаний судьбы.
Семья по материнской линии ранее носила фамилию Поповы. Когда-то в семье было 7 братьев: один погиб в ходе Пугачевского восстания, четверо попали под переселение в Забайкальский край, а два брата Поповых ушли в леса на Волгу.
Там они основали небольшой хутор Павловка (по имени одного из братьев, погибшего в ходе восстания), впоследствии разросшийся в село. Это место еще сыграет определенную роль в судьбе семьи.
Двоюродный брат деда по материнской линии Дмитрий Ждаркин был казачьим сотником. Он разогнал советскую власть в селе Павловка и вместе с сотней долго оборонял его от войск красных. С приходом новой власти семью сотника репрессировали. Досталось и деду Игоря Анатольевича Петру Ждаркину за службу у атамана Дутова. Братья "ушли в отступ" в 1919 году.
Петру Ждаркину пришлось даже оставить беременную жену. Домой он вернулся только в 1923 году, чтобы забрать супругу с дочкой в общину староверов под Альметьевск, куда перебрались жить казаки, служившие у Дутова и Толстова (атамана Уральского (Яицкого) казачьего войска). Однако родственники уговорили Петра остаться. Это была ошибка…
Когда началась коллективизация, всех (!) Ждаркиных признали кулаками. Первым арестовали старшего брата Федора и всю его семью, потом двоюродных братьев и сестер с семьями и, наконец, "подвели под статью" и Петра Ждаркина. Следователь незатейливо пояснил: "Ты же казак, по слухам, у Дутова служил, да к тому еще и старовер".
Игорь Анатольевич поясняет, на деле все было проще. Поскольку Ждаркины до революции были одними из самых зажиточных казачьих семей, то новую власть интересовало, куда они "припрятали золотишко". И Федору, и Петру следователь обещал сбавить срок, если скажут, где это заветное место находится. Однако так следователь ничего и не добился – братья просто не знали вообще, "схоронили ли золотишко" где-то их старшие родственники или вовсе с собой забрали.
В советское время
Петра Ждаркина с супругой Катериной осудили в 1930 году. Все хозяйство (дом, лошадь, корову) конфисковали. Осужденных отправили на строительство Беломорско-Балтийского канала, дети Петра остались с его отцом, уже глубоким стариком.
Супруге Катерине, у которой на руках была новорожденная дочь Антонина, удалось хитростью сбежать из-под стражи. Она одна скрывалась в 60 км от дома. Помогали односельчане, а чуть позже родственники привезли к ней дочь.
Петр Ждаркин отбывал наказание в самом тяжелом и страшном месте – на Соловецких островах, недалеко от станции Кемь и поселка Сорока.
"Моего деда невзлюбил один из лагерных начальников, ставил на самые сложные работы, а в итоге оказался обязан ему жизнью. Однажды в лагере случилась трагедия. Этого начальника придавило бревнами, охранников в тот момент рядом не оказалось, а заключенные не стали помогать. Тогда Петр в одиночку, собравшись с силами, раздвинул тяжелые бревна и вытащил уже приготовившегося к смерти начальника. Он говорил потом, что на всю жизнь запомнил глаза начальника в тот момент",
–описывает историю военный переводчик
По словам Игоря Анатольевича, поправившись, начальник вернулся в лагерь и вызвал Петра на разговор, чтобы узнать, почему он его спас. Петр Ждаркин ответил, что ему Сам Господь подал знак.
Вскоре начальнику представилась возможность "отдать долг" Ждаркину. В лагере начался голод, продовольствие не подвозили из-за непогоды. Тогда Петр обратился к руководителю с предложением создать рыбную коптильню, ведь он хорошо умел ловить рыбу и знал, как ее приготовить. Начальник был несказанно рад этой идее и сделал Ждаркина старшим над всем этим хозяйством. Тот в свою очередь постарался взять себе в помощники как можно больше людей, чтобы спасти их от голодной смерти. Среди них был, например, ученый из Ленинграда, который уже находился в плачевном состоянии. Спустя годы он помог дочери Петра Вере (мать Игоря Ждаркина) поступить в мединститут. Кроме того, Петр Ждаркин был старовером и знал наизусть много молитв. Люди шли к нему за словами утешения, советами и просили помолиться за родных. Начальники лагеря этому уже не препятствовали.
"После освобождения мой дед сумел окончить краткосрочные курсы бухгалтеров и устроился на работу по специальности. Надо сказать, что он был очень грамотным человеком (считалось, что старообрядцы все были грамотными). До Первой мировой войны успел окончить школу, много читал, а еще в уме умел перемножать достаточно большие цифры. У деда было пятеро детей и, несмотря ни на какие трудности, он каждому из них смог дать хорошее образование и достойно воспитать", –рассказывает казак.
Хотя не все было гладко, клеймо семьи "лишенцев" притесняло Ждаркиных. Игорь Анатольевич рассказал, что младшая дочь дедушки Антонина не смогла выйти замуж по любви за офицера (родом из кубанских казаков), поскольку при обязательной проверке выяснилось, что она из семьи репрессированных.
Антонина очень горевала, а офицер еще долго не мог жениться, очень любил ее.
Дочь Мария пошла первой работать в 9 лет. Она была самой старшей в семье, помогала родителям присматривать за братьями и сестрами и на протяжении всей жизни заботилась о них.
Сын Леонид на фронте был тяжело ранен. Он мечтал о военной карьере, однако к поступлению в военное училище его не допустили из-за принадлежности к семье репрессированных. Он уехал в Ташкент и стал педагогом. Леонид был доцентом Ташкентского университета, кандидатом наук, заведующим кафедрой, имел 60-летний педагогический стаж и звания заслуженный учитель СССР и заслуженный учитель Узбекистана.
Дочь Зинаида также жила в Узбекистане. Она награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", была кандидатом сельскохозяйственных наук, награждена тремя медалями ВДНХ за выведение новых сортов хлопка. После ферганских событий она переехала в Гомель к сестре Антонине.
Веру, мать Игоря Анатольевича, отец очень любил и называл "атаманом в юбке". После окончания мединститута она по распределению уехала в Новосибирск, хотя всегда хотела быть ближе к Северной столице. Только через 10 лет она смогла перебраться в Выборг, где и познакомилась потом со своим будущим супругом.
Петр Григорьевич очень ждал рождения внука и возлагал на него особые надежды. Игорь Ждаркин появился на свет через месяц после того, как не стало дедушки.
И целого мира мало
После окончания школы Ждаркин год работал на кондитерской фабрике в Выборге, а затем год отучился на историко-филологическом факультете Гомельского государственного университета. В 1983 году был призван в ряды Вооруженных сил СССР. После, в 1985 году, казак поступил в Военный институт иностранных языков на годичные курсы португальского языка. В следующем году в звании младшего лейтенанта Ждаркин был направлен в служебную командировку в Анголу. Это событие запомнилось ему на всю жизнь. Герой нашего материала, будучи лейтенантом-переводчиком, стал непосредственным участником тяжелых боев в Анголе в 1987–1988 годах.
Введем в курс дела. Эти события изменили геополитическое положение трех африканских стран – Анголы, Намибии и Южно-Африканской Республики. Решающим сражением в ходе гражданской войны в Анголе стала битва при Куито-Куанавале. Позже этот город прозвали ангольским Сталинградом. Обстоятельства сложились так, что Игорь Анатольевич помимо обязанностей переводчика фактически был начальником тыла в одной из бригад (доставал продукты, форму и прочее).
Потомственный казак показывает нам медали – "За боевые заслуги" и кубинскую медаль "За оборону Куито-Куанавале". Такой в СССР было награждено всего порядка 90 человек!
На столе у Игоря Анатольевича красивая книга под названием "Такого не было даже в Афгане". В ней подполковник изложил свои воспоминания о событиях как участник войны 1986–1988 годов. Издание вышло в 2008 году.
Есть еще одна книга с воспоминаниями о службе в войсках ООН в Анголе (1996–1998). Этот сборник издан в 2013 году, автор – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института истории Национальной академии наук Республики Беларусь Александра Кузнецова-Тимонова. Игорь Анатольевич рассказал о планах: выпустить еще одну книгу – с воспоминаниями о войне в Мозамбике.
Игорь Анатольевич на сегодняшний день побывал в 96 командировках в 38 странах мира. Особенно ему полюбилась Индия, он работал там 26 раз.
Игорь Ждаркин во время командировки в Мозамбик в качестве старшего авиационного переводчика в 93-м отдельном вертолётном отряде специального назначения
Со своей супругой Ириной Игорь Ждаркин познакомился после возвращения домой из первой командировки в Анголу. Он подхватил там малярию, и его направили на лечение в военный клинический госпиталь имени Н.Н.Бурденко. Будущая жена работала здесь медсестрой. К слову, она также происходила из рода казаков. Ирина родилась в селе Аскино Башкирской СССР, куда ее предков переселили из Беларуси во время Столыпинской аграрной реформы. У супругов родился сын Святослав, которого воспитывали в духе казачьих традиций.
"Когда Святославу был год, я по старинному обычаю посадил его на коня. Считается, что если при этом ребенок заплачет, то из него будет плохой казак, а если засмеется и вцепится в гриву коня – все будет отлично. Мой сын сразу взял коня за гриву и захихикал. Я сел сзади него и провез несколько кругов на коне", – с теплотой описывает казачью традицию Ждаркин.
Святослав с детства проявлял интерес к казачеству, и отец с удовольствием рассказывал ему все, что знает. Они вместе с сыном посещали Рогожскую старообрядческую церковь в Москве и принимали активное участие в различных мероприятиях с казачьей тематикой. К примеру, Святослав 4 раза принимал участие в военных сборах в соответствии с программой Белорусского казачества по военно-патриотическому воспитанию молодежи (проекты "Казачий спецназ", "Казачья застава", "Линия Сталина"). Игорь Ждаркин подчеркнул, что большую роль в моральном и физическом становлении молодых казаков, и Святослава в том числе, сыграл Сергей Поперецкий, в то время командир атаманской сотни. Помимо того, Игорь Ждаркин в чине войскового старшины, а Святослав – младшего урядника состояли в Резервном казачьем войске при Всевеликом войске Донском.
Сын Игоря Анатольевича пошел по стопам отца и продолжил главную казачью традицию – служить Отечеству. Ждаркин-младший окончил Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус под патронажем Союза десантников России, затем окончил Военный университет Минобороны России. Служить он отправился в Воздушно-десантные войска и сегодня служит по контракту.
"Важнее всего для казака – вырастить и должным образом воспитать своих детей. Сумел воспитать своих – сможешь принести пользу для других. А если ты создал благополучие для своей семьи, значит, сможешь создать его и для России", –уверен потомственный казак Игорь Ждаркин.