Куначество и аталычество – традиции межнациональной дружбы - Российское казачество, 19.01.2024

Куначество и аталычество – традиции межнациональной дружбы

© РИА Новости / Кирилл КаллиниковКазаки у куреня
Казаки у куреня - РИА Новости, 1920, 22.12.2023
Казаки уже несколько веков живут на Кавказе и от горцев переняли не только виды оружия или форму одежды, но и многие традиции. Одними из наиболее важных для сохранения добрососедских отношений были куначество и аталычество. В чем их суть и отличие, нашему порталу рассказала кандидат филологических наук, председатель благотворительного фонда по развитию и сохранению традиционной казачьей культуры "Хоперцы" Наталья Гребенькова.

Куначество

Куначество мы бы сейчас назвали братской дружбой, добровольными обязательствами взаимной поддержки между мужчинами из разных народов, поселений.

"Был распространен между народами Кавказа в первую очередь, но казачество органично влилось в этот обычай. Казаки имели кунаков среди многих кавказских народов",

– рассказала эксперт
Кунаки – это люди, которые связаны не родственными, но священными узами клятвы дружбы и взаимопомощи в любой момент, в любой ситуации. Даже ценой собственной жизни, если требуется.
С тюркских языков кунак переводится как "гость". И это никак не противоречит сути традиции побратимства, отметила Наталья Гребенькова.
"Кавказская традиция гостеприимства: гость в твоем доме как брат. Даже во времена кровопролитной Кавказкой войны гость мог быть спокоен – с ним ничего не произойдет, даже если он из враждебного поселения", – подчеркнула она.
Раньше проводился даже специальный обряд, во время которого люди заявляли, что становятся кунаками. Сейчас он практически утрачен, но в некоторых станицах казаки возрождают эту традицию.
"Может быть, его проводят в каких-то аулах или селениях кавказских народов, мне неизвестно. У нас в Ставропольском крае казаки сами возрождали этот обряд", – рассказала Гребенькова.
По ее словам, представители Солдато-Александровского станичного казачьего общества стараются ежегодно проводить фестиваль "Куначество. Забытые традиции народов Кавказа". Центром события становится именно обряд куначества:
Кунаки выпивают молоко из одного рога и клянутся в вечной дружбе и взаимовыручке, дают обещание в присутствии общины и гостей – кунаков. Закрепляется обряд обменом ценными подарками друг с другом – например, холодным оружием, седлами, старинными монетами, даже породистыми конями.
© Наталья ГребеньковаАтаман Владимир Якимов (слева в папахе) на фестивале "Куначество. Забытые традиции Кавказа" в мае 2022 года стал кунаком сразу трем друзьям: Ваиду Киркиеву, Руслану Абжикову и Рамзану Мучаеву
Атаман Владимир Якимов (слева в папахе) на фестивале Куначество. Забытые традиции Кавказа в мае 2022 года стал кунаком сразу трем друзьям: Ваиду Киркиеву, Руслану Абжикову и Рамзану Мучаеву
© Наталья ГребеньковаЖеребенок – подарок атамана Владимира Якимова кунаку-чеченцу Рамзану Мучаеву
Жеребенок – подарок атамана Владимира Якимова кунаку-чеченцу Рамзану Мучаеву
© Наталья ГребеньковаВыступление воспитанников Солдато-Александровского станичного казачьего общества на фестивале "Куначество. Забытые традиции Кавказа"
Выступление воспитанников Солдато-Александровского станичного казачьего общества на фестивале Куначество. Забытые традиции Кавказа
1/3
Атаман Владимир Якимов (слева в папахе) на фестивале "Куначество. Забытые традиции Кавказа" в мае 2022 года стал кунаком сразу трем друзьям: Ваиду Киркиеву, Руслану Абжикову и Рамзану Мучаеву
2/3
Жеребенок – подарок атамана Владимира Якимова кунаку-чеченцу Рамзану Мучаеву
3/3
Выступление воспитанников Солдато-Александровского станичного казачьего общества на фестивале "Куначество. Забытые традиции Кавказа"
Специалист подчеркивает, что это очень серьезный обряд. Так, в селе Солдато-Александровском куначились взрослые люди, которые уже по жизни давно общаются. Их клятвы не для красного словца, а проверенная временем дружба.

Аталычество

Традиция аталычества связана с воспитанием детей. Исторически было так заведено, что кунаки отдавали детей друг другу на воспитание. Например, казак мог отдать в адыгскую семью своего сына, и из этой семьи забирался ребенок в семью казака. Их воспитывали как родных – что твоим детям, то и этому ребенку, даже, думаю, ребенку аталыка старались дать лучшее, сказала Наталья Гребенькова.
"Он общается, учит язык, культуру, но прекрасно знает, кто его родители, свою национальность и вероисповедание. Например, если адыг воспитывается в казачьей православной семье, то он остается мусульманином – веру не меняет", – подчеркнула она.
До XX века было так – дети жили в другой семье на постоянной основе, впитывали традиции, обычаи, менталитет. Таким образом подкреплялись мирные отношения.
"Они становились, действительно, родственниками. Кто же пойдет воевать против семьи или в то место, где живет твой ребенок, как в своем доме?" – отметила эксперт.
При этом дети не теряли свои кровные и культурные связи. Их забирали не навсегда, в течение года несколько раз привозили домой на крупные праздники, семейные даты или при необходимости помочь.

Каждый аталык может быть кунаком, но не каждый кунак будет аталыком

По словам Натальи Гребеньковой, аталычество было принято среди кунаков в первую очередь:
"Вы же не отдадите своего ребенка непонятно кому. Поэтому передавали ребенка на воспитание, скорее всего, своим кунакам".
Изначальный смысл аталычества в воспитании новых поколений, можно сказать даже местных элит, которые очень хорошо знают и понимают не только язык, но и менталитет, особенности культуры. Это значительно облегчало построение мирной жизни и взаимопонимание. Обычай поддерживался достаточно долго, даже в советское время еще были семьи-аталыки. Со временем он практически сошел на нет. В наши дни какие-либо значительные попытки возрождения этого обычая не предпринимаются, все-таки уже сложно себе представить жизнь ребенка вне семьи.
"Однако мне известны редкие случаи, когда дети разных национальностей приезжали в гости надолго, жили несколько недель или даже месяцев. А в последствии принимающая сторона играла очень важную роль в их жизни, поддерживала, помогала в образовании", – заключила она.
Конвой Собственного Его Императорского Величества. 1861 год
Бок о бок с православными: как мусульмане служили в казачьих подразделениях