Портрет как исторический документ: осетинский художник рисует терцев из императорского конвоя - Российское казачество, 25.12.2023

Портрет как исторический документ: осетинский художник рисует терцев из императорского конвоя

© Портал "Российское казачество"Портреты казаков-осетин, служивших в Конвое Его Императорского Величества. Художник Игорь Лотиев
Портреты казаков-осетин, служивших в Конвое Его Императорского Величества. Художник Игорь Лотиев
Уже 33 года художник Игорь Лотиев рисует портреты осетин, терских казаков, служивших в Конвое Его Императорского Величества. На данный момент создано уже 125 картин. Все портреты – это не просто рисунки, а исторически достоверные изображения, основанные на фотографиях и архивных документах. О том, зачем художник начал этот проект и почему на создание некоторых картин уходит несколько лет, Игорь Лотиев рассказал в эксклюзивном интервью порталу "Российское казачество".
Художник Игорь Лотиев рисует практически столько, сколько себя помнит. Его детство проходило в Беслане, там он и начал свои первые шаги в живописи. Талантливого ребенка заметил директор художественной школы и пригласил на занятия.
© ЛотиевПортрет казака в мастерской художника
Портрет казака в мастерской художника
Портрет казака в мастерской художника
"Я везде рисовал, для меня это было в удовольствие, я это очень любил. Я еще не понимал ничего, но мне нравился сам процесс. Я хотел этим заниматься", – вспоминает художник.
Затем Игорь поступил в художественное училище с прицелом на дальнейшее высшее образование в Петербурге. Но в итоге своим городом для него оказалась Москва.
© Фото предоставлено Игорем ЛотиевымСеоев Захар Михайлович. Казак-осетин Терского казачьего войска ст. Черноярская. Сын вахмистра Сеоева Михаила Михайловича. Художник Игорь Лотиев
Сеоев Захар Михайлович. Казак-осетин Терского казачьего войска ст. Черноярская. Сын вахмистра Сеоева Михаила Михайловича. Художник Игорь Лотиев
Сеоев Захар Михайлович. Казак-осетин Терского казачьего войска ст. Черноярская. Сын вахмистра Сеоева Михаила Михайловича. Художник Игорь Лотиев
"У меня почему-то Питер был в голове…а в Питер приехал, и меня он сжирал. Ну, не мое! А в Москву приехал, и я как будто родился здесь. Такой кайф, та Москва, старая Москва", – говорит он.

Царская охрана из казачьих станиц

Уже когда Игорь учился в Суриковском институте, ему пришла идея проекта о Собственном Его Императорского Величества Конвое. Но фундамент был заложен гораздо раньше, когда отец возил его в две казачьи станицы недалеко от Моздока – Ново-Осетинскую и Черноярскую.
© Портал "Российское казачество"Художник Игорь Лотиев
Художник Игорь Лотиев
Художник Игорь Лотиев
"Там родился мой отец, и все родичи там жили. Я сначала не понимал, почему отец в восторге от этих станиц. Понимал, что это Родина. Но что там такого? Обычная деревня. Он мне сказал: "Если б ты знал, какие здесь люди жили…между прочим тут жили казаки из царской охраны". Это было начало, тогда я и заинтересовался", – рассказывает Лотиев.
И уже годы спустя в Москве художнику стала попадаться историческая информация об этих двух казачьих станицах.
"Тут я для себя решил, что надо конкретно ковырнуть эту тему", – говорит художник.
Игорь Лотиев стал посещать исторические музеи, копаться в архивах, общаться с людьми, которые владеют ценной информацией.
© Портал "Российское казачество"Архивные документы
Архивные документы
Архивные документы
При этом художник подчеркивает, что для него первостепенно максимально сохранить память обо всех конвойцах, а не только о своих родственниках. Ведь очень много информации стирается с годами, а та, что остается, бывает далека от правды.
"Когда начал этим заниматься, то понял, что они в истории остались оболганными. На них вешали просто кошмарные вещи. Вплоть до того, что они народ хлестали плетками. Конечно, они такими вещами не занимались. Они занимались защитой дворца, царской семьи, самого императора. И чем больше я занимался этой темой, тем больше понимал, что это настоящие мужики были, красавцы!" – говорит Игорь Лотиев.

Конвойский вензель

Художник рассказывает, что на каждый портрет уходит различное количество времени. Порой оформление рисунка занимало несколько лет. Дело в том, что Игорь уделяет огромное внимание исторической достоверности. Нарисовать для него – дело техники. А вот найти послужной список героя и его фотографию (чтобы понять, как человек выглядел) бывает задачей не из легких.
© Портал "Российское казачество"Архивные папки в мастерской художника
Архивные папки в мастерской художника
Архивные папки в мастерской художника
"Сначала я не знал, как их делать. Я художник, но не историк, не архивист. Я сейчас оглядываюсь и думаю: е-мае, как я это все сделал!" – вспоминает художник.
В общей сложности портреты конвойцев автор рисует уже целых 33 года. За это время он написал 125 портретов. В мастерской художник хранит подробный архив – документы, личные дела, фото. Десятки толстых папок. А за каждой из них целая история, на каждой странице судьба человека…
© Портал "Российское казачество"Портреты казаков-осетин, служивших в Конвое Его Императорского Величества. Художник Игорь Лотиев
Портреты казаков-осетин, служивших в Конвое Его Императорского Величества. Художник Игорь Лотиев
Портреты казаков-осетин, служивших в Конвое Его Императорского Величества. Художник Игорь Лотиев
В архиве немало фото людей, которых не удалось пока идентифицировать. Бывает и так, что документы на человека найдены, а как выглядит он, непонятно.
Копаясь в различных фотоархивах выйти именно на человека, состоявшего в Конвое помогает деталь формы – специальный отличительный знак.
© Фото предоставлено Игорем Лотиевым Вензель Конвоя Его Императорского Величества
Вензель Конвоя Его Императорского Величества
Вензель Конвоя Его Императорского Величества
"Человек в дальнейшем, где бы он ни служил, обязательно должен был носить этот знак. Знак конвойца. И вот этот для меня тоже была хорошая подсказка при поисках", – говорит Игорь Лотиев.

"Они дня три плакали, не могли в себя прийти"

Немало во время этой работы было случаев, когда докопаться до истины, по мнению художника, ему помогал божественный промысел.

"Всевышний мне помогал, я это чувствовал. Как говорят: Бог в помощь. Вот и мне он помогал. Значит, Он тоже за, чтобы эти люди остались в истории",

– рассказывает художник
Однажды на выставку к художнику пришла женщина, через нее удалось узнать, что у знакомых есть портрет предка, который, возможно, служил в охране императора.
"Мы созвонились, там на связь вышел такой дедушка. Я ему говорю: "У меня есть документы на Георгия Тугуева, может у вас есть фото его?" Он говорит: "Да у нас фотопортрет висит". Он мне по вотсапу показывает, а там такой бравый дядька в черкесске, а на форме у него конвойский вензель. Это оказался именно тот Тугуев, на которого у меня были собраны документы. Это везение? Я так не считаю", – говорит Игорь Лотиев.
По этому снимку художник сделал портрет, сфотографировал его и послал потомкам.
"Я позвонил своей знакомой и говорю, что отправил фото портрета, и тишина… Она мне отвечает: "Ты просто не представляешь, они там дня три плакали, не могли в себя прийти". У них же только фото было, а тут я портрет. Получается, людей осчастливил", – говорит художник.
© Фото предоставлено Игорем ЛотиевымБарцагов Иван Алексеевич. Казак-осетин Терского казачьего войска. Служба в СЕИВ конвое, 1890-1895 год. Художник Игорь Лотиев
Барцагов Иван Алексеевич. Казак-осетин Терского казачьего войска. Служба в СЕИВ конвое, 1890-1895 год.  Художник Игорь Лотиев
Барцагов Иван Алексеевич. Казак-осетин Терского казачьего войска. Служба в СЕИВ конвое, 1890-1895 год. Художник Игорь Лотиев
Даже, казалось бы, второстепенные детали портретов в этой серии работ не выдуманы, а имеют историческое и документальное подтверждение.
"Вот здесь изображен английский сеттер. Император Александр IIIочень любил сеттеров и охоту. И конвойцы в свои станицы привозили сеттеров. Они покупали их прямо при дворе щенятами. Я специально это изобразил на портрете. У меня даже есть документ на собаку и медицинское свидетельство на нее", – рассказывает художник.
© Портал "Российское казачество"Портрет кавалера ордена Святого Георгия в мастерской художника
Мастерская художника
Портрет кавалера ордена Святого Георгия в мастерской художника
В планах у художника выпустить альбом с изображениями конвойцев. Также Игорь Лотиев во всю работает над новым проектом. На этот раз его историческое исследование будет посвящено осетинам – кавалерам ордена Святого Георгия. Художник признается, что, как и в детстве, он получает огромное удовольствие от каждой новой картины:
"Это, как воздух, для меня. Я без этого не могу. Я не представляю себя без этого. Работы много у меня еще полно, мне еще пахать и пахать!"