За свою веру и одно Отечество: как казаки могут верить в Аллаха или Будду - Российское казачество, 12.03.2024

За свою веру и одно Отечество: как казаки могут верить в Аллаха или Будду

© РИА Новости / Сергей ПивоваровКазаки
Казаки - РИА Новости, 1920, 12.03.2024
Казачество и православие, казалось бы, идут рука об руку. Но в рядах этих вольнолюбивых воинов – а по-современному, закрепленному в государственных документах определению "исторически сложившейся социокультурной общности" – есть представители и других вероисповеданий. При этом все они – равноправные казаки, испокон веков разделяющие с православными собратьями все беды и радости. И так было с самого начала: казачество зародилось в XIV веке, и в его формировании принимали участие разные народности. О том, как так вышло и каково быть казаком-мусульманином или буддистом, редакция портала "Российское казачество" побеседовала с историком и "экзотическими" казаками.

Исторический аспект

Терпимость к другим верам и культурам была отличительной чертой казаков дореволюционного периода, однако внутри казачества преобладало православие, хотя представители других конфессий тоже встречались, рассказал доктор исторических наук, профессор Донского государственного технического университета Владимир Трут.

"В казачьей среде испокон веков присутствовала очень большая веротерпимость. То есть, если человек вступал в то или иное казачье войско, доказывал делом свои боевые и человеческие качества, его, конечно, принимали. Но нужно иметь в виду, что прежде всего принимали людей после того, как они осенят себя крестным знаменем",

– отметил он
Все-таки христианство, православие – одна из основ казачества, сказал историк.
"Представители других вероисповеданий, в частности буддисты-ламаисты, появились в казачьей среде в момент включения калмыков в состав войска Донского и причисления их к казачьему сословию в 1731 году. Но не всех, только представителей 13 станиц", – отметил Трут.
По его словам, назвать точную дату появления в других войсках, скажем, мусульман, практически невозможно.
"Небольшая часть осетин вошла в состав Терского казачьего войска. Но среди них, как и сейчас, были и православные, и мусульмане. По мере включения их в состав войска появлялась небольшая мусульманская составляющая", – резюмировал он.

Мусульманская часть войска

Значительное влияние на донских казаков оказали тюркские народы, кроме того, они имели тесные кровнородственные и этнокультурные связи. Число татар, вошедших в войско Донское и сохранивших мусульманское вероисповедание, было значительным.
В подтверждение того, что тюркские народы воздействовали на культуру казаков, говорит и то, что в их терминологии использовано много тюркских слов, рассказал мусульманин Алмаз Сайфуллин, атаман регионального отделения Союза казаков-воинов России и зарубежья по Республике Башкортостан, подполковник запаса воздушно-десантных войск.
© Фото из личного архива Алмаза СайфуллинаАлмаз Сайфуллин, атаман регионального отделения Союза казаков-воинов России и зарубежья по Республике Башкортостан, подполковник запаса воздушно-десантных войск
Алмаз Сайфуллин, атаман регионального отделения Союза казаков-воинов России и зарубежья по Республике Башкортостан, подполковник запаса воздушно-десантных войск
Алмаз Сайфуллин, атаман регионального отделения Союза казаков-воинов России и зарубежья по Республике Башкортостан, подполковник запаса воздушно-десантных войск
"Например, слово “атаман”, где тюркское “ата” – “отец”, “ман” – “я”, означает “я ваш отец”. Когда человека избирают атаманом, он говорит: “Я ваш отец, вы – мои дети”. Или есаул – от слова “ясак”. Раньше были люди, которые собирали ясак – они знали закон, были законниками. В казачьих кругах есть есаул, который следит за законностью единого казачьего круга. Урядник – от тюркского “уряд” – “учи”. Это учитель – первый человек, который начинает учить казаков. Разделение казачьих формирований на юрты. Юрт – это “дом”", – отметил он.
Да и первый атаман войска Донского носил тюркское имя – Сары-Азман. Кстати, в те времена на Дону все свободно владели и русским, и тюркским языком, подчеркнул Сайфуллин.
Казаки-мусульмане – совершенно не новое явление. С давних времен они вместе с православными казаками сражались с врагами. Башкирский атаман рассказал, что и сегодня в республике на каждом казачьем кругу присутствует и батюшка, и мулла.
© Фото из личного архива Алмаза СайфуллинаАлмаз Сайфуллин (слева), атаман регионального отделения Союза казаков-воинов России и зарубежья по Республике Башкортостан, подполковник запаса воздушно-десантных войск
Алмаз Сайфуллин (слева), атаман регионального отделения Союза казаков-воинов России и зарубежья по Республике Башкортостан, подполковник запаса воздушно-десантных войск
Алмаз Сайфуллин (слева), атаман регионального отделения Союза казаков-воинов России и зарубежья по Республике Башкортостан, подполковник запаса воздушно-десантных войск
"Мы посещаем каждый православный праздник, ходим в церковь – не крестимся, но свечки за здравие или за упокой братьев-казаков всегда ставим. Если батюшка просит убраться на территории церкви или что-то сделать, всегда поможем", – отметил атаман.
По его словам, казачество связано с религией, но не только с православием.

"Девиз казаков – за веру, царя и Отечество. Каждый за свою веру, но за одного царя и одно Отечество",

– сказал Алмаз Сайфуллин
По его словам, казаки всегда были толерантными людьми, с уважением относились ко всем религиям.
В свою очередь Владимир Трут отмечает, что есть очень много теорий происхождения казачества, в том числе, конечно же, и от тюркских народов.
"Но на сегодняшний день, даже если мы возьмем и автохтонные теории, и миграционные, все-таки доминирующая точка зрения, что основой казачества были восточнославянские элементы", – подчеркнул Владимир Трут.

Казаки-буддисты

"Уже более 300 лет мы, калмыки, входим в состав Всевеликого войска Донского. Наши деды, прадеды вместе плечом к плечу с казаками войска Донского участвовали во всех войнах России", – рассказал Эрдни Манжиков, калмык-буддист, атаман Калмыцкого казачьего округа Всероссийского общественного объединения казаков "Союз казачьих войск", бывший атаман Калмыцкого казачьего округа Всевеликого войска Донского.
Несколькими волнами пришли калмыки на Дон, отметил он. Причем происходило это чаще всего на добровольных началах.
© Фото из личного архива Эрдни МанжиковаЭрдни Манжиков (в центре) с участниками конного похода казаков юга России по маршруту Волгоград – 1500 км – Севастополь от Мамаева кургана до Сапун-горы, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Эрдни Манжиков (в центре) с участниками конного похода казаков юга России по маршруту Волгоград – 1500 км – Севастополь от Мамаева кургана до Сапун-горы, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Эрдни Манжиков (в центре) с участниками конного похода казаков юга России по маршруту Волгоград – 1500 км – Севастополь от Мамаева кургана до Сапун-горы, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
До революции на Дону существовало 13 сотен, в которых жили калмыки – подавляющая часть относила себя к буддистам. На территории каждой были буддийские храмы.
С 1 сентября 1891 года донские калмыки в правовом отношении были приравнены к казакам Дона. Сотни были переименованы в станицы: Батлаевская, Балдырская (Беляевская), Бурульская, Власовская, Денисовская, Граббевская, Иловайская, Кутейниковская, Ново-Алексеевская, Платовская, Потаповская, Чоносовская, Эркетеновская. В каждой станице был построен буддийский храм.
"Перепись населения 1895 года, на Дону проживало 2 078 878 душ. Православных – 1 864 881 душа, староверы – 117 650, другие – 45 714, евреи – 15 154, магометане – 2478, буддисты – 29 551. К революции уже было около 37 тысяч калмыков, из них 1,5 тысячи приняли православие", – рассказал Манжиков.
Различное вероисповедание никогда не мешало казакам-калмыкам сосуществовать с казаками православными, подчеркнул он.
"Моя бабушка была очень богомольной буддисткой. Во времена советского “воинствующего атеизма” все буддийские храмы в Республике Калмыкия были уничтожены. И она часто говорила: “В трудную минуту не стесняйся – зайди в православный храм, поставь свечку, как мы лампадку ставим нашим божествам, – подношение. Попроси что надо и поставь свечу!”. Место в храме – намоленное. А бог един, каждый видит его по-своему!" – рассказал Эрдни Манжиков.
По его словам, смешанные браки – частое явление в калмыцкой среде, что также не могло не сказаться на культуре казаков-калмыков.
"Например, у меня прадед по отцовской линии в 1877–1878 годах участвовал в освобождении Болгарии и Балкан от османского ига. Когда он возвращался домой после всех событий, познакомился с болгаркой и привез ее домой, женился. Так что во мне течет и болгарская кровь", – рассказал Манжиков.
© Фото из личного архива Эрдни МанжиковаЭрдни Манжиков (слева) во время классного часа "О самом главном" в Хулхутинской средней школе
Эрдни Манжиков (слева) во время классного часа О самом главном в Хулхутинской средней школе
Эрдни Манжиков (слева) во время классного часа "О самом главном" в Хулхутинской средней школе
По словам атамана, казаки Калмыкии спокойно, с добротой, относятся к православной вере и другим религиям.
"Наши буддийские монахи молятся во благо всех живых существ, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Столько времени вместе прожили, столько участвовали в военных походах плечом к плечу, и сегодня, участвуя в православных молебнах, кругах казаков мы традиционно встаем при православных молитвах и литургиях, а наши православные братья-казаки встают при молитвах наши буддийских священников. В этом также проявляется наше казачье братство", – подчеркнул атаман Калмыцкого казачьего округа.
Во время всех войн – Отечественной войны 1812 года, Турецкой, Русско-японской, Первой мировой – у калмыков были свои буддистские священники: войсковые священники, гелюнги, которые также шли и воевали, настраивали людей на боевой дух или, наоборот, читали молитвы за упокой, отметил Эрдни Манжиков.

"И сегодня в специальной военной операции на Украине участвуют наши земляки, калмыки, плечом к плечу с казаками, со всеми народами нашей Великой России с честью и героизмом выполняют все поставленные задачи, а наши буддийские монахи, как и православные братья, молятся, чтобы все они здоровыми вернулись домой к своим семьям и быстрей наступила Победа и долгожданный Мир!"

– сказал он

В заключение

Безусловно, что в среде казачества доминирующей верой было православие – это одна из основ. Хотя никого не принуждали принимать православие, но это очень приветствовалось, подчеркнул Владимир Трут.
Несмотря на это, казаки были терпимы к представителям других конфессий и этнических групп. То есть никогда никаких преследований по этим принципам не было, добавил он.
"Ярким примером, даже по сравнению с представителями иноверческих слоев, являлось то, что после раскола Русской церкви власть достаточно жестко преследовала старообрядцев. А в казачьих войсках их не преследовали никак и даже, я бы сказал, относились с некоторым уважением. Некоторая часть казаков на Дону, среднедонские казаки были староверы. Староверов было очень много в Яицком (Уральском) казачьем войске", – рассказал историк.
По его словам, самое главное, что для казаков важно было, как человек поведет себя в бою, будет ли он смел и отважен либо струсит, будет ли он честным тружеником и порядочным человеком или лентяем, хитрецом.

"Сегодня новый исторический этап. Сегодняшнее казачество – это как бы особый новый уже этносоциальный, даже больше социальный, элемент, реестровое казачество. И можно только приветствовать, что в его составе есть представители различных народов, различных религий",

– заключил Владимир Трут
И такая позиция подчеркивается и на уровне руководства казачьих обществ. В частности, атаман Всероссийского казачьего общества Виталий Кузнецов неоднократно подчеркивал, что объединение казаков – важная составляющая сегодня.
"У нас получилось размыть границы. Я всем сказал: все мои, все родные. У нас нет понятия "общественный" или "реестровый". Да, в батальоне "Терек" 80% – это терские казаки, но помимо них у нас бойцы из девяти казачьих войск России. Девять бойцов – мусульмане, есть и буддисты. Батальон "Терек" – бригадообразующий, а бригада в свою очередь – это сейчас не красивые слова, это факт – по сути, получилась объединяющая", – говорил он, например, в июле 2023 года.
Такой межкультурный подход закреплен в Стратегии государственной политики РФ в отношении российского казачества на 2021–2030 годы. В частности, там говорится, что исторически сложившаяся социокультурная общность – российское казачество – возникла на основе взаимодействия русского народа (ядра казачества, как указано в этом же документе) и других народов России с многонациональным и многоконфессиональным составом.