Слово-термин "казак": научные теории - Российское казачество, 26.03.2024

Слово-термин "казак": научные теории

© Общественное достояние"Казачий караван", Константин Стоилов
Казачий караван, Константин Стоилов
Вопрос происхождения казаков является дискуссионным, об этом известно почти всем, кто изучал историю этой социокультурной общности. Но и сам термин "казак" не так прост – в разное время и в разных местах казаками могли называть людей разного происхождения и рода деятельности. Об истории слова-термина "казак" редакции портала рассказал доктор исторических наук, профессор Донского государственного технического университета Владимир Трут.
На сегодняшний день в научном сообществе среди специалистов нет стопроцентно доказанной теории происхождения казачества. Это все теории, то есть аксиомы, скажем так, или общепризнанного факта о том, что казаки произошли таким-то образом, а источниками формирования казачества являются такие-то общности, на сегодняшний день нет. Как не было это 50, 100 и 150 лет назад. Почему? Очень тяжелая, очень сложная научная проблема, очень сильно ограниченный источниковый массив для разрешения этой проблемы, и, конечно же, сложность такого интересного явления, как казачества.
Но перед тем как перейти к рассмотрению теории происхождения казачества, скажем, что на сегодняшний день только основных теорий присутствует порядка 18. Я подчеркиваю, это основных. Если же брать в целом подходы к характеристике проблемы происхождения казачества, мы увидим несколько десятков таких подходов.
Так вот, перед тем как начать разговор о сущностном содержании теории происхождения казачества, оговоримся, что все это теории, то есть положениия, требующее доказательств, и каждая из этих теорий имеет свои плюсы, свои минусы, свои достоинства и недостатки. Я считаю, что необходимо остановиться на характеристике происхождения и первоначального значение самого слова-термина "казак". Потому что мы увидим, что здесь тоже есть различные подходы и что этот вопрос происхождения и первоначального значения слова "казак" самым непосредственным образом связан и с теориями происхождения казачества.

Известно на просторах Малой и Средней Азии

Я не буду вдаваться в большие филологические тонкости. Отмечу лишь, что само слово-термин "казак" в древности существовало в языках многих народов, особенно часто оно встречалось в Средней и Малой Азии. То есть, как видим, само слово-термин "казак" являлось достаточно распространенным. И о чем говорит тот факт, что этот термин встречается в языках многих народов на различных территориях? О том, что он был достаточно распространен. А вот истоки и содержание этого термина, конечно, были различны. Сам термин "казак" имел самые разные содержательные понятия.
© Общественное достояниеКазак Мамай, автор неизвестен
Казак Мамай, автор неизвестен
Казак Мамай, автор неизвестен
Им или схожими по созвучию словами называли как представители различных социальных групп населения, так и даже некоторые представителей племен и народов. Отмечу лишь, что на сегодняшний день продолжаются споры и филологов, и историков, и этнологов относительно этимологического толкования слова "казак", то есть происхождения его. И здесь я отмечу лишь следующее: на сегодняшний день присутствуют точки зрения исследователей, филологов в основном, отчасти историков, о том, что данное существительное имеет монгольское, адыго-абхазское, тюркское и индоевропейское происхождение.
В то же самое время большинство отечественных и зарубежных исследователей данного вопроса сходятся во мнении, что слово "казак" имеет тюркское происхождение. И согласно этому подходу первоначально термин "казак" имел социальное содержание. То есть данным термином обозначали военного стража на границе или свободного воина, живущего обособлено. Зачастую так называли человека, который по какой-либо причине порывал со своей привычной социальной средой, отделялся от сородичей и становился бродягой, скитальцем.

Слово раньше общности

Сторонники данной точки зрения считают, что само слово-термин "казак" и приведенные его смысловые значения появились раньше, и я на это хочу обратить особое внимание, чем началась собственная история казачества на восточнославянской этнической основе.
Не нужно теории происхождения казачества и истоки казачества искать в этимологии слова-термина "казак". Это очень большое заблуждение, но, к сожалению, достаточно распространенное. В том числе и среди некоторых исследователей.
Что касается самого слова-термина "казак", то с течением времени происходит его достаточно широкое распространение, и, что самое главное, наблюдается видоизменение его первоначального содержания. С течением времени термин "казак" стал означать свободного, вольного человека, удальца, отважного молодца, зачастую разбойника, добывающего себе средства к существованию главным образом в войнах, набегах или за счет найма на военную службу к отдельному лицу или к государству.

Определения Сухорукова и Карамзина

Известный донской исследователь, замечательный Василий Дмитриевич Сухоруков в своем фундаментальном для своего времени произведении "Историческое описание земли войска Донского" (я напомню, что Сухоруков являлся одним из первых историков-исследователей Донского казачества и сам был донским казаком. Написав свою работу, для которой привлек из имеющихся возможностей достаточно широкий источниковый материал, проанализировал его очень хорошо) пришел к выводу, что вот такой образ жизни военной, боевой, в том числе даже разбойной, был в духе тогдашнего времени.
То есть Сухоруков обратил внимание на очень принципиальный момент. Дело в том, что зачастую мы о различном историческом явлении, в том числе и казачестве, пытаемся судить с позиции сегодняшнего дня, то есть нарушая принцип историзма. А вот Сухоруков как раз-таки отмечал, что необходимо рассматривать это явление с позиции того времени, когда оно возникло, существовало, развивалось и так далее.
Так вот Сухоруков считал, что слово "казак" означало отважного наездника, живущего набегами и войной, не привязанного к земле и домовитости. Это ранний образ такой казака.
© РИА Новости / РИА Новости Репродукция портрета Николая Михайловича Карамзина. Автор Дж.Б. Дамон-Ортолани, 1805
 Репродукция портрета Николая Михайловича Карамзина. Автор Дж.Б. Дамон-Ортолани, 1805  - РИА Новости, 1920, 25.03.2024
Репродукция портрета Николая Михайловича Карамзина. Автор Дж.Б. Дамон-Ортолани, 1805
Основоположник российской истории как науки Николай Михайлович Карамзин тоже не обошел в своей фундаментальной работе "История государства российского" вопрос о казаках. Карамзин прямо упоминал об Ордынских, Азовских, Нагайских и других казаках. И не делая вывод об источниках происхождения, формирования казачества, он отметил, что это имя "казак" означало тогда вольницу, наездников, удальцов, но не разбойников, как некоторые утверждают, ссылаясь на лексикон турецкий.
И вот такие подходы были на протяжении достаточно длительного периода времени. И дело в том, что при характеристике слова-термина "казак" следует иметь в виду еще одно очень важное обстоятельство, которое заключается в том, что смысловое содержание и определяющее значение данного слова-термина зачастую непосредственно зависело от времени и места его использования.
То есть, говоря другими словами, в упрощенном виде, одним и тем же словом термином "казак" могли называть зачастую совершенно разных представителей того или иного социального образования, того или иного представителя социальных общностей, военного либо скитальца и так далее.
То есть обобщения, конечно же, здесь невозможны, недопустимы, чтобы не нарушать известный принцип историзма.

От этнического и от социального

И что еще очень важно и интересно, уже при анализе этимологии слова-термина "казак" филологи и особенно историки обратили внимание на очень существенный фактор, который непосредственным образом связан и с вопросом происхождения казачества.
Этот фактор заключается в том, что некоторые исследователи сразу увидели, что содержание слова-термина "казак" в одних случаях базируется на влиянии этнических факторов, то есть относящихся к какому-либо народу. А в других случаях слово-термин "казак" имеет в своей основе факторы исключительно социальные, то есть отношение к какой-либо социальной общности.

Торки и берендеи

Некоторые исследователи считают, что среди кавказских племен черкесов и косогов, и тюркских торков и берендеев, объединенных Тмутараканским князем Мстиславом еще в начале XI века для образования из них военных поселений на границах Киевской Руси, одно племя называлось казаки. Но только после завоевания русских княжеств монголо-татарами и образования Золотой Орды, наименование "казаки" установили за частями легкой конницы в составе монгольских войск, которая формировалась из числа покоренных народов.
© Общественное достояниеКнязь Мстислав Тмутараканский
Князь Мстислав Тмутараканский
Князь Мстислав Тмутараканский

Казачья Орда

Вот вам, пожалуйста, еще одна из версий происхождения слова-термина "казак". Есть и другие, в том числе и достаточно своеобразные, я бы сказал, несколько экзотические. В частности, о том, что в середине XII века в Центральной Азии жили многочисленные независимые племенные объединения, которые назывались казачьими ордами. Из них выделялись два наиболее больших и известных. Первая – "Орда большая" – находилась в верховьях реки Енисей, а вторая находилась в районе озера Балхаш. И вот последнюю Орду характеризовали как объединение хасаков, кайсаков или киргизов с кайсаками (киргиз-кайсаками).

Черкесские казаки у монголов

И еще одно очень своеобразное мнение путешественника, этнографа и монаха Гильом де Рубрук, который являлся главой посольства французского короля Людовика IX к монгольскому великому хану и который в середине XIII века проехал огромное расстояние из Франции, из Европы, на территорию Монголии. И он прямо различал в своих записках, он оставил очень содержательные записки интересные и прямо различал, скажем, киргизов и киргиз-кайсаков. Последние, киргиз-кайсаки, служили в легкой коннице монголо-татар, и, по словам де Рубрука, именовались ими кергезами или черкесами-казаками, черкесскими казаками.
© Общественное достояниеЛитография "Казак-кавалерист". Карл Верне,
Литография Казак-кавалерист. Карл Верне,
© Общественное достояниеЭстамп "Песнь казака", Жан Гранвиль
Эстамп Песнь казака, Жан Гранвиль
1/2
Литография "Казак-кавалерист". Карл Верне,
2/2
Эстамп "Песнь казака", Жан Гранвиль
Кстати говоря, на этот факт обращали внимание некоторые другие европейцы в данный период.

Бродники

Что касается других точек зрения на этимологию слова-термина "казак", то следует выделить подход лингвистов и историков о том, что термин "казак" непосредственно связан с занимавшими известное место в русских летописях Бродниками. Это население славянское, кстати, население Нижнего Дона и Приазовья XII-XIII веков. И высказывается при этом предположение, согласно которому казаками стали называть тех бездомных степных скитальцев русского происхождения, которых в древности русские именовали бродниками. Очень интересный подход, хотя тоже требующий серьезной доказательной базы.
Подытоживая такой экскурс по этимологии слова-термина "казак", мы можем констатировать, что окончательно вопрос данный не разрешен вплоть до настоящего времени, и значение этого термина, позже ставшего этнонимом, как видим, определяется по-разному.
О чем это говорит? Говорит о том, что даже такой, казалось бы, частный вопрос, этимология слова, термина, она сталкивается с очень серьезными и большими сложностями и требует, конечно же, дальнейшего целенаправленного научного изыскания.
В следующих материалах портала "Российское казачество" мы расскажем о существующих научных теориях происхождения казачества.
Картина Юзефа Брандта Стычка запорожцев с татарами, 1890 г.
Что стало с запорожскими казаками и при чем тут Украина