Россия не Европа. Зачем Наполеон пугал французов казаками - Российское казачество, 31.03.2024

Россия не Европа. Зачем Наполеон пугал французов казаками

© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Торжественное вступление союзников в Париж 31 марта 1814 года. Издатель Роберт Боуэр Лондон, Великобритания, бумага, акватинта раскрашенная, 1816 г
Торжественное вступление союзников в Париж 31 марта 1814 года. Издатель Роберт Боуэр Лондон, Великобритания, бумага, акватинта раскрашенная, 1816 г
31 марта 1814 года войска Шестой антинаполеоновской коалиции во главе с российским императором Александром I вошли победным маршем в столицу Франции. Именно тогда парижане встретились с русскими казаками, которых наполеоновская пропаганда усердно делала главным символом дикого и жуткого врага. Зачем и как создавались страшилки? Почему французов пугали русскими еще с ХVII века? Как это сыграло с авторами злую шутку уже в 1814 году? Об этом и многом другом читайте в материале, подготовленном совместно с российским историком, профессором Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Андреем Гладышевым.

"Русские едят детей, как мы едим котлеты"

Образ России как варварской, азиатской страны и ее противопоставление цивилизованной Европе были изобретены во Франции задолго до эпохи наполеоновских войн.
"Уже с начала ХVIII века ключевую роль в формировании образа Российской империи стала играть Франция. Появилась литература "об ужасающих поступках московитских калмыков и казаков". Нерегулярные войска представлялись дикой, плохо управляемой массой, варварами, склонными к грабежу и насилию", – рассказал Гладышев.
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Походная кухня казаков. Французская карикатура периода пребывания русских войск во Франции в 1814 г. Неизвестный гравер. Париж, Франция. Бумага, гравюра резцом, акварель
Походная кухня казаков. Французская карикатура периода пребывания русских войск во Франции в 1814 г. Неизвестный гравер. Париж, Франция. Бумага, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Русские в Париже. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
Русские в Париже. Французская карикатура  на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)"Особенное счастье казаков пить и воровать". Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
Особенное счастье казаков пить и воровать. Французская карикатура  на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
1/3
Походная кухня казаков. Французская карикатура периода пребывания русских войск во Франции в 1814 г. Неизвестный гравер. Париж, Франция. Бумага, гравюра резцом, акварель
2/3
Русские в Париже. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
3/3
"Особенное счастье казаков пить и воровать". Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
Именно этот образ максимально использовал и развивал в своей пропаганде Наполеон Бонапарт. Он целенаправленно формировал портрет русских, а особенно казаков, в качестве грабителей, насильников, убийц и буквально людоедов, образ чудовищ, у которых "из человеческого только руки и ноги".
Эти усилия привели к тому, что к концу ХVIII – началу XIX веков cтрах французских обывателей перед русскими порой принимал фантасмагорические формы. Например, словарь французских предубеждений, опубликованный в Париже в 1856 году, сообщал, что во время итальянского похода Суворова во Франции распространился слух: "Русские едят на ужин детей, как мы едим котлеты".
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Император Александр I, портрет с виньеткой-аллегорией на взятие Парижа в 1814 г. Российская империя. 1822 г. Бумага, резец, пунктир, акварель
Император Александр I, портрет с виньеткой-аллегорией на взятие Парижа в 1814 г. Российская империя. 1822 г. Бумага, резец, пунктир, акварель
© РИА Новости / Александр ПоляковРепродукция портрета Наполеона, написанного неизвестным художником в конце XIX века
Репродукция портрета Наполеона, написанного неизвестным художником в конце XIX века
1/2
Император Александр I, портрет с виньеткой-аллегорией на взятие Парижа в 1814 г. Российская империя. 1822 г. Бумага, резец, пунктир, акварель
2/2
Репродукция портрета Наполеона, написанного неизвестным художником в конце XIX века

Пропаганда перестаралась

Одной из главных целей Наполеона, который с 1812 года вел войну против антифранцузской коалиции во главе с Россией, было желание вызвать у французов ненависть ко всем русским и тем самым подтолкнуть мирное население взяться за оружие, начать партизанскую войну "за цивилизованную Европу против варваров Севера".
Главным символом, формировавшим образ врага, стали русские казаки, которых изображали в шапках из шкур животных, верхом на страшных клячах и вооруженных копьями, луками и стрелами. Наполеон призывал отбросить "этих татар в их ужасный климат", чтобы они "остались в своих ледяных пустынях, пребывая в рабстве, варварстве и коррупции".
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Казаки. Неизвестный гравер. 1810-е гг. Франция. Бумага верже, офорт, акварель
Казаки. Неизвестный гравер. 1810-е гг. Франция. Бумага верже, офорт, акварель
Казаки. Неизвестный гравер. 1810-е гг. Франция. Бумага верже, офорт, акварель
При этом расчет делался на то, что под влиянием пропаганды национальная гвардия воспрянет духом, молодежь перестанет дезертировать и уклоняться от набора в армию, возникнут добровольческие отряды, а опытные ветераны обучат сражаться тех, кто впервые взял в руки оружие.
Для усиления этого эффекта периодически выходили публикации, где русские изображались трусами и плохими воинами. В 1812 году 29-й (последний) бюллетень наполеоновской армии из России писал о казаках: "Эта достойная презрения кавалерия, производившая только шум и не способная сопротивляться и роте вольтижеров".
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Похищение ридикюля. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
Похищение ридикюля. Французская карикатура  на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Казацкая вежливость. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага верже, гравюра резцом, акварель
Казацкая вежливость. Французская карикатура  на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага верже, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Успех казаков. 1814-1815 г. Французская политическая карикатура. Париж, Франция. 1814 -1815 г. Бумага, гравюра офортом раскрашенная
Успех казаков. 1814-1815 г. Французская политическая карикатура. Париж, Франция. 1814 -1815 г. Бумага, гравюра офортом раскрашенная
1/3
Похищение ридикюля. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
2/3
Казацкая вежливость. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага верже, гравюра резцом, акварель
3/3
Успех казаков. 1814-1815 г. Французская политическая карикатура. Париж, Франция. 1814 -1815 г. Бумага, гравюра офортом раскрашенная
Однако из пропагандистского образа "жестокого варвара и труса" населению Франции больше запомнилась "жестокость", чем "трусость", и массового сопротивления оно не оказало. Газеты и листовки, запугивавшие французов страшными русскими казаками, добились не подъема сопротивления, а полной покорности населения. Современники писали: "Храбрость как будто была скована и сокращена до бессилия".
По словам Гладышева, для французов того времени встреча с казаками была, словно столкновение инопланетянами: "И страшно, и любопытно. Будет, о чем вспомнить, и чем перед внуками похвастаться".

Посмеялись себе в усы

"Казаки были в курсе того, что о них говорили и писали в Западной Европе. Им было достаточно бросить взгляд на витрины издательств, чтобы увидеть, в каком образе их здесь представляли. Они даже иронизировали над этим. Например, Платов как-то обратился к французам так: "Варвары Севера имеют честь вас приветствовать", – рассказал профессор Гладышев.
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Париж. 1814. Георг Опиц. 1815. Бумага, акварель, тушь, белила
Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Париж. 1814. Георг Опиц. 1815. Бумага, акварель, тушь, белила
Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Париж. 1814. Георг Опиц. 1815. Бумага, акварель, тушь, белила
Несмотря на такую самоиронию, роль русских казаков в антинаполеоновской кампании 1814 года трудно переоценить: они участвовали в сражениях, занимались разведкой, поддерживали связь между войсками союзников, конвоировали пленных. Казаки действовали в составе международных и чисто российских "летучих отрядов", например, под командованием атамана Матвея Ивановича Платова. Лейб-гвардии казачий и атаманский полки входили в личный конвой императора Александра I.
По мнению Гладышева, наполеоновская пропаганда все же не достигла своей цели, но надолго оставила глубокий след в сознании французских обывателей. Образы ужасных русских казаков не развеялись во Франции и через 210 лет после кампании 1814 года, когда войска шестой антинаполеоновской коалиции во главе с российским императором Александром I триумфально вошли в капитулировавший Париж.
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Капитуляция Парижа в 1814 году. Неизвестный гравер. Конец XIX в. Российская империя, бумага, хромолитография (с гравюры начала XIX века)
Капитуляция Парижа в 1814 году. Неизвестный гравер. Конец XIX в. Российская империя, бумага, хромолитография (с гравюры начала XIX века)
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)"Въезд союзников в Париж.1814 г." Нюрнберг. Первая четверть XIX в. Бумага, гравюра раскрашенная
Въезд союзников в Париж.1814 г. Нюрнберг. Первая четверть XIX в. Бумага, гравюра раскрашенная
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Битва за Париж. 1814 г. Бумага, акватинта цветная, после 1814
Битва за Париж. 1814 г. Бумага, акватинта цветная, после 1814
1/3
Капитуляция Парижа в 1814 году. Неизвестный гравер. Конец XIX в. Российская империя, бумага, хромолитография (с гравюры начала XIX века)
2/3
"Въезд союзников в Париж.1814 г." Нюрнберг. Первая четверть XIX в. Бумага, гравюра раскрашенная
3/3
Битва за Париж. 1814 г. Бумага, акватинта цветная, после 1814
Как заметил в работе в 2012 года "Святая Русь" (Sainte Russie) известный французский специалист по истории России и СССР Ален Безансон: "Знание современного французского обывателя о России часто сводится к двум базовым стереотипам: в России были казаки, а сама она была "тюрьмой народов".
В статье использованы фрагмены исследования профессора Гладышева "Человек на войне: антропология военной истории Наполеоновской эпохи", поддержанного РНФ.
© Общественное достояниеВступление русских войск в Париж. Художник А. Кившенко
Вступление русских войск в Париж. Художник А. Кившенко
Вступление русских войск в Париж. Художник А. Кившенко