Россия не Европа. Зачем Наполеон пугал французов казаками
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Торжественное вступление союзников в Париж 31 марта 1814 года. Издатель Роберт Боуэр Лондон, Великобритания, бумага, акватинта раскрашенная, 1816 г
![Торжественное вступление союзников в Париж 31 марта 1814 года. Издатель Роберт Боуэр Лондон, Великобритания, бумага, акватинта раскрашенная, 1816 г Торжественное вступление союзников в Париж 31 марта 1814 года. Издатель Роберт Боуэр Лондон, Великобритания, бумага, акватинта раскрашенная, 1816 г](/img/07e8/03/1d/1032446_0:87:1209:767_600x0_80_0_0_4ab408d71cea606dbb75879450472cd2.jpg)
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
31 марта 1814 года войска Шестой антинаполеоновской коалиции во главе с российским императором Александром I вошли победным маршем в столицу Франции. Именно тогда парижане встретились с русскими казаками, которых наполеоновская пропаганда усердно делала главным символом дикого и жуткого врага. Зачем и как создавались страшилки? Почему французов пугали русскими еще с ХVII века? Как это сыграло с авторами злую шутку уже в 1814 году? Об этом и многом другом читайте в материале, подготовленном совместно с российским историком, профессором Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Андреем Гладышевым.
"Русские едят детей, как мы едим котлеты"
Образ России как варварской, азиатской страны и ее противопоставление цивилизованной Европе были изобретены во Франции задолго до эпохи наполеоновских войн.
"Уже с начала ХVIII века ключевую роль в формировании образа Российской империи стала играть Франция. Появилась литература "об ужасающих поступках московитских калмыков и казаков". Нерегулярные войска представлялись дикой, плохо управляемой массой, варварами, склонными к грабежу и насилию", – рассказал Гладышев.
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Походная кухня казаков. Французская карикатура периода пребывания русских войск во Франции в 1814 г. Неизвестный гравер. Париж, Франция. Бумага, гравюра резцом, акварель
![Походная кухня казаков. Французская карикатура периода пребывания русских войск во Франции в 1814 г. Неизвестный гравер. Париж, Франция. Бумага, гравюра резцом, акварель Походная кухня казаков. Французская карикатура периода пребывания русских войск во Франции в 1814 г. Неизвестный гравер. Париж, Франция. Бумага, гравюра резцом, акварель](/img/07e8/03/1d/1033575_0:35:1000:598_600x0_80_0_0_16b0584f5ed1ebe92ec47dea820a3d7c.jpg)
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Русские в Париже. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
![Русские в Париже. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель Русские в Париже. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель](/img/07e8/03/1d/1032923_0:0:965:543_600x0_80_0_0_aec3caea21759741d045711ce18c14c0.jpg)
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)"Особенное счастье казаков пить и воровать". Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
![Особенное счастье казаков пить и воровать. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель Особенное счастье казаков пить и воровать. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель](/img/07e8/03/1d/1032586_0:0:693:391_600x0_80_0_0_e6c2b4d447090687869364993faba5f7.jpg)
1/3
Походная кухня казаков. Французская карикатура периода пребывания русских войск во Франции в 1814 г. Неизвестный гравер. Париж, Франция. Бумага, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
2/3
Русские в Париже. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
3/3
"Особенное счастье казаков пить и воровать". Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
Именно этот образ максимально использовал и развивал в своей пропаганде Наполеон Бонапарт. Он целенаправленно формировал портрет русских, а особенно казаков, в качестве грабителей, насильников, убийц и буквально людоедов, образ чудовищ, у которых "из человеческого только руки и ноги".
Эти усилия привели к тому, что к концу ХVIII – началу XIX веков cтрах французских обывателей перед русскими порой принимал фантасмагорические формы. Например, словарь французских предубеждений, опубликованный в Париже в 1856 году, сообщал, что во время итальянского похода Суворова во Франции распространился слух: "Русские едят на ужин детей, как мы едим котлеты".
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Император Александр I, портрет с виньеткой-аллегорией на взятие Парижа в 1814 г. Российская империя. 1822 г. Бумага, резец, пунктир, акварель
![Император Александр I, портрет с виньеткой-аллегорией на взятие Парижа в 1814 г. Российская империя. 1822 г. Бумага, резец, пунктир, акварель Император Александр I, портрет с виньеткой-аллегорией на взятие Парижа в 1814 г. Российская империя. 1822 г. Бумага, резец, пунктир, акварель](/img/07e8/03/1d/1034534_0:111:631:466_600x0_80_0_0_f2dc0f327e4c2bc07dbd77b30cad9395.jpg)
© РИА Новости / Александр ПоляковРепродукция портрета Наполеона, написанного неизвестным художником в конце XIX века
![Репродукция портрета Наполеона, написанного неизвестным художником в конце XIX века Репродукция портрета Наполеона, написанного неизвестным художником в конце XIX века](/img/07e8/03/1d/1034708_0:335:1871:1387_600x0_80_0_0_e702b140bdc8678e89d30a6a5181cf74.jpg)
1/2
Император Александр I, портрет с виньеткой-аллегорией на взятие Парижа в 1814 г. Российская империя. 1822 г. Бумага, резец, пунктир, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
2/2
Репродукция портрета Наполеона, написанного неизвестным художником в конце XIX века
© РИА Новости / Александр Поляков
Пропаганда перестаралась
Одной из главных целей Наполеона, который с 1812 года вел войну против антифранцузской коалиции во главе с Россией, было желание вызвать у французов ненависть ко всем русским и тем самым подтолкнуть мирное население взяться за оружие, начать партизанскую войну "за цивилизованную Европу против варваров Севера".
Главным символом, формировавшим образ врага, стали русские казаки, которых изображали в шапках из шкур животных, верхом на страшных клячах и вооруженных копьями, луками и стрелами. Наполеон призывал отбросить "этих татар в их ужасный климат", чтобы они "остались в своих ледяных пустынях, пребывая в рабстве, варварстве и коррупции".
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Казаки. Неизвестный гравер. 1810-е гг. Франция. Бумага верже, офорт, акварель
![Казаки. Неизвестный гравер. 1810-е гг. Франция. Бумага верже, офорт, акварель Казаки. Неизвестный гравер. 1810-е гг. Франция. Бумага верже, офорт, акварель](/img/07e8/03/1d/1034900_0:0:1087:706_600x0_80_0_0_1340bc12a60047db4bebececbdecc60f.jpg)
Казаки. Неизвестный гравер. 1810-е гг. Франция. Бумага верже, офорт, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
При этом расчет делался на то, что под влиянием пропаганды национальная гвардия воспрянет духом, молодежь перестанет дезертировать и уклоняться от набора в армию, возникнут добровольческие отряды, а опытные ветераны обучат сражаться тех, кто впервые взял в руки оружие.
Для усиления этого эффекта периодически выходили публикации, где русские изображались трусами и плохими воинами. В 1812 году 29-й (последний) бюллетень наполеоновской армии из России писал о казаках: "Эта достойная презрения кавалерия, производившая только шум и не способная сопротивляться и роте вольтижеров".
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Похищение ридикюля. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
![Похищение ридикюля. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель Похищение ридикюля. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель](/img/07e8/03/1d/1033715_0:0:1109:625_600x0_80_0_0_0e33ee090cf94329b5b260791d98054c.jpg)
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Казацкая вежливость. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага верже, гравюра резцом, акварель
![Казацкая вежливость. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага верже, гравюра резцом, акварель Казацкая вежливость. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага верже, гравюра резцом, акварель](/img/07e8/03/1d/1034014_0:56:598:392_600x0_80_0_0_5cd79cb0b91acf766e2cc481e9df291c.jpg)
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Успех казаков. 1814-1815 г. Французская политическая карикатура. Париж, Франция. 1814 -1815 г. Бумага, гравюра офортом раскрашенная
![Успех казаков. 1814-1815 г. Французская политическая карикатура. Париж, Франция. 1814 -1815 г. Бумага, гравюра офортом раскрашенная Успех казаков. 1814-1815 г. Французская политическая карикатура. Париж, Франция. 1814 -1815 г. Бумага, гравюра офортом раскрашенная](/img/07e8/03/1d/1031856_0:61:1165:716_600x0_80_0_0_d6bc66a34fad74a14a115bda67ab916c.jpg)
1/3
Похищение ридикюля. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
2/3
Казацкая вежливость. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага верже, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
3/3
Успех казаков. 1814-1815 г. Французская политическая карикатура. Париж, Франция. 1814 -1815 г. Бумага, гравюра офортом раскрашенная
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
Однако из пропагандистского образа "жестокого варвара и труса" населению Франции больше запомнилась "жестокость", чем "трусость", и массового сопротивления оно не оказало. Газеты и листовки, запугивавшие французов страшными русскими казаками, добились не подъема сопротивления, а полной покорности населения. Современники писали: "Храбрость как будто была скована и сокращена до бессилия".
По словам Гладышева, для французов того времени встреча с казаками была, словно столкновение инопланетянами: "И страшно, и любопытно. Будет, о чем вспомнить, и чем перед внуками похвастаться".
Посмеялись себе в усы
"Казаки были в курсе того, что о них говорили и писали в Западной Европе. Им было достаточно бросить взгляд на витрины издательств, чтобы увидеть, в каком образе их здесь представляли. Они даже иронизировали над этим. Например, Платов как-то обратился к французам так: "Варвары Севера имеют честь вас приветствовать", – рассказал профессор Гладышев.
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Париж. 1814. Георг Опиц. 1815. Бумага, акварель, тушь, белила
![Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Париж. 1814. Георг Опиц. 1815. Бумага, акварель, тушь, белила Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Париж. 1814. Георг Опиц. 1815. Бумага, акварель, тушь, белила](/img/07e8/03/1d/1034239_0:0:710:923_600x0_80_0_0_7b2144c1a00e21e95972b6fde85efbc7.jpg)
Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Париж. 1814. Георг Опиц. 1815. Бумага, акварель, тушь, белила
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
Несмотря на такую самоиронию, роль русских казаков в антинаполеоновской кампании 1814 года трудно переоценить: они участвовали в сражениях, занимались разведкой, поддерживали связь между войсками союзников, конвоировали пленных. Казаки действовали в составе международных и чисто российских "летучих отрядов", например, под командованием атамана Матвея Ивановича Платова. Лейб-гвардии казачий и атаманский полки входили в личный конвой императора Александра I.
По мнению Гладышева, наполеоновская пропаганда все же не достигла своей цели, но надолго оставила глубокий след в сознании французских обывателей. Образы ужасных русских казаков не развеялись во Франции и через 210 лет после кампании 1814 года, когда войска шестой антинаполеоновской коалиции во главе с российским императором Александром I триумфально вошли в капитулировавший Париж.
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Капитуляция Парижа в 1814 году. Неизвестный гравер. Конец XIX в. Российская империя, бумага, хромолитография (с гравюры начала XIX века)
![Капитуляция Парижа в 1814 году. Неизвестный гравер. Конец XIX в. Российская империя, бумага, хромолитография (с гравюры начала XIX века) Капитуляция Парижа в 1814 году. Неизвестный гравер. Конец XIX в. Российская империя, бумага, хромолитография (с гравюры начала XIX века)](/img/07e8/03/1d/1033435_0:0:1171:659_600x0_80_0_0_d07712d5cdc79ad89b73f5c52144bcbc.jpg)
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)"Въезд союзников в Париж.1814 г." Нюрнберг. Первая четверть XIX в. Бумага, гравюра раскрашенная
![Въезд союзников в Париж.1814 г. Нюрнберг. Первая четверть XIX в. Бумага, гравюра раскрашенная Въезд союзников в Париж.1814 г. Нюрнберг. Первая четверть XIX в. Бумага, гравюра раскрашенная](/img/07e8/03/1d/1035075_0:143:1236:838_600x0_80_0_0_f6eb97d7dc78f453efc082a550760157.jpg)
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Битва за Париж. 1814 г. Бумага, акватинта цветная, после 1814
![Битва за Париж. 1814 г. Бумага, акватинта цветная, после 1814 Битва за Париж. 1814 г. Бумага, акватинта цветная, после 1814](/img/07e8/03/1d/1035217_0:0:1227:691_600x0_80_0_0_1fe3315315b0fd46794db6e3e3f503cd.jpg)
1/3
Капитуляция Парижа в 1814 году. Неизвестный гравер. Конец XIX в. Российская империя, бумага, хромолитография (с гравюры начала XIX века)
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
2/3
"Въезд союзников в Париж.1814 г." Нюрнберг. Первая четверть XIX в. Бумага, гравюра раскрашенная
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
3/3
Битва за Париж. 1814 г. Бумага, акватинта цветная, после 1814
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
Как заметил в работе в 2012 года "Святая Русь" (Sainte Russie) известный французский специалист по истории России и СССР Ален Безансон: "Знание современного французского обывателя о России часто сводится к двум базовым стереотипам: в России были казаки, а сама она была "тюрьмой народов".
В статье использованы фрагмены исследования профессора Гладышева "Человек на войне: антропология военной истории Наполеоновской эпохи", поддержанного РНФ.
© Общественное достояниеВступление русских войск в Париж. Художник А. Кившенко
![Вступление русских войск в Париж. Художник А. Кившенко Вступление русских войск в Париж. Художник А. Кившенко](/img/07e8/03/1d/1035358_0:0:1199:886_600x0_80_0_0_1089e14098be3578c615170e482d965e.jpg)
Вступление русских войск в Париж. Художник А. Кившенко
© Общественное достояние