Камера, мотор, видеословарь: как школьники из Томской области сохраняют культуру казачества - Российское казачество, 04.04.2024

Камера, мотор, видеословарь: как школьники из Томской области сохраняют культуру казачества

© Егор ТавкинЕлизавета Марченко и Данил Багаутдинов во время съемок для проекта "Сибирский казачок–2"
Елизавета Марченко и Данил Багаутдинов во время съемок для проекта Сибирский казачок–2
В сохранении традиций очень важна связь поколений. В одной из школ села Кривошеино Томской области ученики казачьего класса школы имени Героя Советского Союза Федора Зинченко изучают историю казачества, создают проекты, позволяющие узнать свою родословную, возродить казачьи традиции, обряды и даже слова. Так появился проект "Сибирский казачок – 2".
"Очень много предметов казачьего быта отражены в старинных словах. К сожалению, постепенно все это уходит, забывается. Мы попробовали привлечь к проекту искусственный интеллект, задали ему задачку: придумать предложения с использованием слов "ендова", "канопка", "кацея". Он вообще слов таких не знает. Единственный, кто хранит значение этих слов, – это словарь Владимира Даля", – рассказала Елена Чечнева, куратор проекта и завуч школы.
В прошлом году ребята представляли проект "Сибирский казачок". Они рассказывали о традициях и народных играх детям из детского сада. Школьники надевали казачью форму, играли с малышами, рассказывали об обычаях, учили ребятишек фланкировать.
"В этом году мы решили продолжить популяризацию казачьей культуры, традиций. У нас в селе есть музей казачьей культуры "Братина", на территории музея стоит изба, которая привезена из села Никольское Кривошеинского района. И в ней очень много старинных предметов быта. Родилась такая идея: сделать видеословарь, чтобы он был интересным для современного зрителя и в то же время познавательным", – отметила Елена Анатольевна.
© Егор ТавкинЕлизавета Марченко и Данил Багаутдинов во время съемок для проекта "Сибирский казачок–2"
Елизавета Марченко и Данил Багаутдинов во время съемок для проекта Сибирский казачок–2
Елизавета Марченко и Данил Багаутдинов во время съемок для проекта "Сибирский казачок–2"
В своих видеосюжетах школьники стараются не только передать значение слов, предметов, хранящихся в музее, но и рассказывать об их происхождении.
"Тот же оборот "дом ставить" появился, потому что казаку с его кочевой военной жизнью так нужно было – сегодня здесь поставил, завтра снялся и в другом месте дом поставил", – рассказала куратор проекта.
По ее словам, когда ребята проводили для младших занятия в этой избе, стало понятно, что несмотря на живой интерес детей, сразу все запомнить не получается.
Исторические моменты, связанные с бытом, с древним сибирским говором казаков, из общения уходят, рассказывает Елена Чечнева. И школьники решили сохранить их в своей работе:
"Мы пошли в музей, там подготовили сценарий и сняли много материала. Искали в интернете исторические источники, чтобы максимально наглядно передать через "общение" значение слов. Например, парень с каким-то непонятным предметом сидит, колотит. А это он масло сбивает в маслобойке. Кто сейчас знает? В следующем видео расскажем".
Для создания ролика ребятам пришлось впервые учиться работать с камерой, заниматься монтажом, но в школе есть медиацентр "Точка роста", есть талантливый руководитель, Панов Олег, кстати тоже казак, он и по содержанию, и по техническим вопросам хорошо помогает ребятам. А маленькие игровые сюжеты ребята придумывают сами.
На съемку и монтаж у школьников ушло больше 10 часов, но делали они это с большим удовольствием, полностью погрузились в работу, хотя процесс и очень трудоемкий, отметила Елена Анатольевна.
Первый видеоролик уже успешно представлен, в планах снять еще пять.
"Самое ценное, что есть в учительском труде, – это творчество совместное с детьми", – заключила Чечнева.