Золотая молодежь нашей страны: как и чему учат в лучшем казачьем кадетском корпусе
© Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. БирюковаТренировочный класс по БПЛА
© Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. Бирюкова
В прошлом году казачий кадетский корпус имени атамана И.А. Бирюкова отметил не только свой десятилетний юбилей, но и победу в рамках Всероссийского смотра-конкурса "Лучший казачий кадетский корпус". Учебному заведению торжественно вручили переходящее знамя Президента РФ и грант.
Как работает и чем живет кадетский корпус, который задает темп развития другим образовательным учреждениям с казачьим компонентом, рассказал в интервью порталу казачий полковник и директор корпуса Алексей Хаюров.
– В честь кого назван корпус?
–В своей работе мы стараемся опираться на традиции Астраханского казачьего войска, поэтому в общеобразовательную программу учреждения введен предмет по изучению истории астраханского казачества. Наш корпус назван в честь последнего астраханского губернатора дореволюционного периода, наказного атамана астраханского казачьего войска Ивана Алексеевича Бирюкова. Как и у многих казаков и лидеров казачьего движения того времени, его судьба трагична. Иван Алексеевич запомнился не только как политик и атаман, но и как человек, который оставил богатое наследие в виде исторических трудов. Он очень серьезно занимался изучением астраханского казачьего войска: традиций, культуры, быта. Сегодня мы используем эти работы в обучении казачат корпуса, чтобы наши дети знали историю предков и становления казачества на Нижней Волге.
© Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. БирюковаЛидеры казачьей молодежи России
Лидеры казачьей молодежи России
© Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. Бирюкова
– Какую нетипичную дисциплину изучают кадеты корпуса?
– В нашем корпусе с недавних пор реализуется такое интересное и актуальное направление, как изучение беспилотных летательных аппаратов. Силами депутатов различных уровней мы создали класс симуляторов. Изучаем как в теории, так и на практике эту новую науку, которая уже подтвердила свою значимость на поле боя в зоне специальной военной операции.
Тем более, сегодня БПЛА используются не только вооруженными силами, но и в отраслях народного хозяйства, например, при тушении пожаров, мониторинге больших площадей, решении проблем с затонувшими судами, что для нашей Нижней Волги.
В классе кадеты изучают систему в теории, а уже во время военно-полевых сборов отрабатывают на практике: они могут обнаружить цель, или засечь координаты, или произвести сброс.
© Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. БирюковаТренировочный класс по БПЛА
Тренировочный класс по БПЛА
© Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. Бирюкова
– Какое участие в воспитании кадет принимает Русская Православная церковь?
– Для любого казака одним из основных моментов жизни является вера. В нашем случае есть такой пример соработничества образовательной организации, казачества и церкви. Астраханский корпус один из немногих, на территории которого есть полноценный храм. Не часовня, а именно храм, который назван в честь Донской иконы Божией Матери, покровительницы российского казачества и астраханского казачьего войска. У наших кадет есть возможность принимать участие в таинстве Причастия. Службы проходят в дни праздников и особых памятных дней, связанных с казачеством.
Настоятель храма – иерей Максим, который является и духовником корпуса, и преподавателем основ православной культуры. Также к ребятам приезжают с лекциями протоиерей Александр Новопашин, исследователь современного сектантства, писатель Виктор Николаев, священник-блогер Павел Островский.
Воцерковление детей, да и взрослых – самый сложный процесс в жизни нашего корпуса. Чаще приходится работать не только с детьми, но и с их родителями. Тем не менее, это важный момент в работе любой образовательной организации, которая реализует в своей деятельности казачий компонент.
© Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. БирюковаДиректор казачьего кадетского корпуса им. атамана И.А. Бирюкова Алексей Хаюров (слева) и духовник корпуса иерей Максим
Директор казачьего кадетского корпуса им. атамана И.А. Бирюкова Алексей Хаюров (слева) и духовник корпуса иерей Максим
© Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. Бирюкова
– Как удается поддерживать высокую дисциплину в корпусе?
Работы педагогов и офицеров-воспитателей во многом позволяет поддерживать дисциплину в корпусе и выстраивать взаимодействие с детьми. Первое, что мы сделали – привели чинопроизводство в порядок, то есть все наши офицеры и преподаватели приведены к казачьим чинам. Это дисциплинирует кадет, повышает статус преподавательского состава.
Работа педагогов-офицеров в части воспитания играет важную роль, так как в кадетские корпуса часто поступают дети из неполных или неблагополучных семей. Образцом для подражания мальчикам становятся офицеры, которые некоторым кадетам заменяют отцов.
Сегодня кадетские корпуса – это столпы в системе военно-патриотического воспитания нашей молодежи. Я считаю, что именно в таких образовательных учреждениях в полной мере реализуется патриотическое и духовно-нравственное воспитание.
© Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. БирюковаКадеты казачьего кадетского корпуса им. атамана И.А. Бирюкова
Кадеты казачьего кадетского корпуса им. атамана И.А. Бирюкова
© Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. Бирюкова
– Как внедряют в образовательный процесс бойцов, которые прошли специальную военную операцию?
– Сегодня казачество на передовой не делится на реестровых и общественных. Мы надеемся, что казаки, которые возвращаются из зоны специальной военной операции, привнесут единство в деятельность и образовательных организаций, и казачьих обществ. Кроме того, они имеют современный опыт ведения боевых действий. В корпусе сегодня работают казаки, вернувшиеся из зоны специальной военной операции. Они работают офицерами-воспитателями, преподают предмет начальной военной подготовки и различные направления дополнительного образования, связанные с изучением тактической медицины, тактики ведения современного боя и другой специальной подготовки для разведывательных и специальных подразделений.
– Как выпускники применяют навыки военно-патриотической подготовки?
– Пятнадцать выпускников корпуса принимают участие в специальной военной операции, один выпускник проходит службу в Сирийской-Исламской Республике. Девять выпускников награждены государственными наградами: медалью "За отвагу", "За храбрость", медалью "Суворова", также Ведомственными наградами Министерства обороны и Всероссийского казачьего общества. К сожалению, одного нашего выпускника - Георгия Шерстюкова - мы потеряли. Посмертно он награжден орденом Мужества. Георгий подал пример истинного патриотизма и доказал, что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".
© Портал "Российское казачество"Мемориальная табличка Георгию Шерстюкову
Мемориальная табличка Георгию Шерстюкову
© Портал "Российское казачество"
Сегодня наши кадеты и выпускники порой задают ту планку, к которой многим взрослым казакам надо стремиться. Та самоотверженность, с которой они сегодня в зоне специальной военной операции защищают свое Отечество, дорогого стоит. Это настоящая золотая молодежь нашей страны.
– Корпус завоевал статус лучшего в стране. Сколько вы шли к такому результату?
– В прошлом году мы завоевали первое место. Долгих четыре года шли к этому результату, тщательно изучали всю конкурсную документацию, отрабатывали каждое отдельное испытание, у нас не было слабых мест. В презентации социального проекта рассказали о своем опыте работы с беспилотниками.
Для нас было важно стать примером, подать сигнал всем корпусам нашей страны, что кропотливым трудом и молитвой можно достичь самых высоких результатов. Такие мероприятия собирают элиту казачьего кадетского образования, создают площадку для общения и обмена опытом. Также это большая помощь и мотивация для тех, кто сегодня только начинает свой путь.
На выигранный грант мы доработали свой музей – создали мобильную экспозицию с использованием современных средств визуализации. Провели дооснащение почетного караула, воссоздав историческую форму Астраханского казачьего войска. Также доукомплектовали систему изучения беспилотных летательных аппаратов, приобрели необходимое оборудование для конференц-зала, кабинетов и поискового отряда.
© Портал "Российское казачество"Форма астраханского казачьего войска
Форма астраханского казачьего войска
© Портал "Российское казачество"
– Какие цели у корпуса на ближайшее будущее?
– В первую очередь считаем своим долгом продолжать оказывать помощь братьям-казакам и образовательным организациям на территориях Луганской и Донецкой Народных Республик. Стараемся делиться опытом с Алчевским и Луганским корпусами, с которыми плотно взаимодействуем на протяжении нескольких лет, и очень рады, что представители этих корпусов также постоянные участники наших мероприятий.
Планируем дальше развиваться и добиваться более высоких результатов в других конкурсах: "Спартакиаде допризывной казачьей молодежи", "Казачьем сполохе". Будем продолжать сотрудничество с Московским государственным университетом технологий и управления имени К.Г. Разумовского и совершенствовать свою работу.