Донской казак с берегов Амура: возвращение к истокам - Российское казачество, 02.05.2024

Донской казак с берегов Амура: возвращение к истокам

© Из личного архива Дмитрия ПазонаДмитрий Пазон во время показательных выступлений
Дмитрий Пазон во время показательных выступлений
Дмитрий Пазон несет службу в конной группе почетного караула Кубанского казачьего войска, является участником команды брюховецких джигитов. Ряды казаков он пополнил в 2012 году, когда переехал вместе с родителями в Краснодар из Комсомольска-на-Амуре.
"О том, что у меня казачьи корни, знал с детства. Не могу сказать, что в то время был какой-то акцент на казачьей культуре – все-таки 1990-е годы. Все это шло, скорее, через рассказы бабушки, семейные истории".

Из поколения в поколение

Бабушка часто рассказывала Дмитрию, как их предки жили на Дону до революции. Прадед-казак занимался разведением коней. Любовь к лошадям и умение находить с ними общий язык передается из поколения в поколение, уверен Дмитрий:
"Мой отец тоже очень любит лошадей, увлекается холодным оружием и его историей. Кстати, он большой поклонник "Донских рассказов" и "Тихого Дона" Михаила Шолохова, даже может цитировать отрывки".
Бабушка рассказывала, что на Дону у них были большие наделы, хозяйство, но после прихода советской власти всю семью отправили строить город Комсомольск-на-Амуре, где Дмитрий и родился.
Оба его деда участвовали в Великой Отечественной войне и геройски погибли. Один бился за Сталинград, второй был героем таганрогского подполья, не дожил до прихода Красной армии буквально месяц, был убит фашистами.

От любителя до профессионального джигита

В 2012 году Дмитрий с семьей решили переехать в Краснодар. И буквально через пару месяцев он вступил в Кубанское казачье войско.
"Фактически оно меня само нашло. В первый же месяц я познакомился с одним казаком на мероприятии. Разговорились. И буквально через месяц я уже в казачьих рядах", – рассказал Пазон.
В 2017 году ему предложили нести службу в конной группе почетного караула. Хотя казак и любил коней, но особым мастерством всадника не обладал.
"Лошади меня давно тянули, но как-то не было особой возможности заниматься".
© Из личного архива Дмитрия ПазонаДмитрий Пазон во время показательных выступлений
Дмитрий Пазон во время показательных выступлений
© Из личного архива Дмитрия ПазонаДмитрий Пазон с супругой Дарьей
Дмитрий Пазон с супругой Дарьей
1/2
Дмитрий Пазон во время показательных выступлений
2/2
Дмитрий Пазон с супругой Дарьей
Опытные казаки помогали, подсказывали, учили джигитовке – одному из основных занятий группы почетного караула. Первые два года тренировки проходили практически каждый день по 2–3 часа.
А сейчас Дмитрий сам наставник начинающих конников.
"Уже пришло такое время, что уже я обучаю подрастающее поколение. Но и сам не прекращаю занятия джигитовкой", – отметил казак.
Регулярно Дмитрия с товарищами приглашают на показательные выступления. В прошлом скаковом сезоне у него лично было порядка 70 выступлений. Казак надеется, что в этом их будет больше.

Традиции казачьего рода

У Дмитрия два сына – 4-летний Виктор и 10-месячный Иван. Хотя заниматься джигитовкой им еще рано, но традиционное посажение на коня старший уже прошел:
"В 6 месяцев прошло посажение первый раз. С поддержкой, конечно. Было бы пафосно сказать, что он прямо сел и поскакал. Но обряд произошел".
В их роду есть особая традиция: первый сын в семье либо Виктор, либо Дмитрий (смотря как зовут отца), то есть либо Дмитрий Викторович, либо Виктор Дмитриевич.
А еще в семье хранится реликвия, которая передается от отца к сыну.
"Это казачья шашка одного из моих предков. Эксперты музея имени Е.Д.Фелицына определили, что это оружие XIX века. Она уже не в очень хорошем состоянии – нет рукояти, но мы ее бережем, как самую большую ценность. Для моего прапрадеда она тоже была очень значимой семейной реликвией. Так что мое вступление в Кубанское казачье войско – зов души, сказывается генетическая память", – отметил Дмитрий Пазон.