https://kazachestvo.ru/20240503/1086831.html
Происхождение казачества как научная проблема
Происхождение казачества как научная проблема
В заключение нашей серии материалов о теориях происхождения казачества, которые мы подготовили благодаря доктору исторических наук, профессору Донского... Российское казачество, 03.05.2024
2024-05-03T10:00
2024-05-03T10:00
2024-05-03T10:00
энциклопедия российского казачества
история
/img/07e8/04/19/1086382_0:120:2777:1682_1920x0_80_0_0_0bda74093cb05dfeebdd4e9c3fbbf76a.jpg
В заключение нашей серии материалов о теориях происхождения казачества, которые мы подготовили благодаря доктору исторических наук, профессору Донского государственного технического университета Владимиру Труту, поговорим о том, почему происхождение казачества до сих пор является научной проблемой, какие некорректные формулировки в разговорах об этой теме иногда используют, а также о том, что было для самих казаков непреложной истиной накануне революционных потрясений начала XX века.Научные проблемыНа сегодняшний день окончательный вопрос о происхождении казачества не решен как научная проблема. Его не нужно политизировать.Нужно помнить, что наука основывается прежде всего на двух вещах: это факты и научный анализ. И здесь сразу нужно сказать, что вне зависимости от того, какую из теорий тот или иной исследователь разделяет, все-таки не нужно забывать главное. Нужно четко говорить о том, что казачество формировалось на восточнославянской этнической основе. Мы можем говорить об истоках, о начале, но то, что потом именно восточнославянский элемент, русские выходцы, стали основной массой казачества, это факт очевидный.Некорректные формулировкиЕще один момент, который необходимо отметить, заключается в том, что не нужно в погоне за сенсациями или исходя из каких-то политических предпочтений формулировать некорректно вопросы.Зачастую говорится: казачество – представители народа или сословия? Но любой социолог рассмеется, услышав такой вопрос, почему? Потому что есть четко определенная в социологической литературе дифференциация структур общества, и в соответствии с ней выделяют социально-этническую структуру общества, то есть историческую общность людей, начиная от рода, племени, народность, нации, этноса, которые возникают объективно, как раз в соединении людей территориями, экономикой, культурой, обычаями, традициями, психическими условиями и т.д.Есть социально-классовая структура, которая возникает также объективно, но уже как результат не объединения, а разъединения людей. Она включает в себя такие понятия, как классы, касты, сословия, социальные группы, социальные слои. Есть и территориальные структуры, демографические, семейные, бытовые и т.д.То есть при такой формулировке вопроса смешиваются два разных понятия.Это моменты тоже нужно учитывать и на них обращать внимание, чтобы не профанировать очень сложный и важный вопрос, связанный с характеристикой казачества.Казачество на пороге революцииИ конечно же, завершая беседу, нужно еще раз подчеркнуть очевидный факт, что к началу XX века, к моменту революции, Гражданской войны, которая очень серьезно повлияла на все сферы жизни нашей страны и нашего народа, казачество представляло собой своеобразное социальное явление. Отчасти этно-социальное явление, некоторые его как субэтнос определяют.Но при этом они очень четко и прочно осознавали общероссийское национальное государственное единство, свое место в этом единстве. И это для казаков была непреложная истина. То есть никакого так называемого казачьего сепаратизма, особливости не было, это уже в период Гражданской войны, когда произошел развал государства, там начинаются все эти автономистистские и сепаратистские тенденции.В начале века в сознании казачества полностью доминировали общероссийские государственные интересы. И они проявлялись в чем? В высоком патриотизме казаков, их искреннем чувстве долга, верности присяге, ответственности за судьбу Родины, постоянной готовности встать на ее защиту в случае необходимости и даже пожертвовать жизнью ради свободы своей Родины. И вот такие морально-нравственные установки полностью доминировали в сознании казачества к моменту революционных потрясений и потом трагедии братоубийственной Гражданской войны.
https://kazachestvo.ru/20240423/1079806.html
https://kazachestvo.ru/20221222/107264.html
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
2024
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
/img/07e8/04/19/1086382_0:0:2637:1978_1920x0_80_0_0_392966a697a5dadb90ecf060636b153c.jpgРоссийское казачество
info@kazachestvo.ru
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
история
В заключение нашей серии материалов о теориях происхождения казачества, которые мы подготовили благодаря доктору исторических наук, профессору Донского государственного технического университета Владимиру Труту, поговорим о том, почему происхождение казачества до сих пор является научной проблемой, какие некорректные формулировки в разговорах об этой теме иногда используют, а также о том, что было для самих казаков непреложной истиной накануне революционных потрясений начала XX века.
Научные проблемы
На сегодняшний день окончательный вопрос о происхождении казачества не решен как научная проблема. Его не нужно политизировать.
С одной стороны, казачью историю не нужно удревнять, она и без того богатая. С другой стороны, не нужно пренебрегать подходами научных оппонентов. Необходим научный диалог. Научный диалог, уважительный, аргументированный.
Нужно помнить, что наука основывается прежде всего на двух вещах: это факты и научный анализ. И здесь сразу нужно сказать, что вне зависимости от того, какую из теорий тот или иной исследователь разделяет, все-таки не нужно забывать главное. Нужно четко говорить о том, что казачество формировалось на восточнославянской этнической основе. Мы можем говорить об истоках, о начале, но то, что потом именно восточнославянский элемент, русские выходцы, стали основной массой казачества, это факт очевидный.
Некорректные формулировки
Еще один момент, который необходимо отметить, заключается в том, что не нужно в погоне за сенсациями или исходя из каких-то политических предпочтений формулировать некорректно вопросы.
Зачастую говорится: казачество – представители народа или сословия? Но любой социолог рассмеется, услышав такой вопрос, почему? Потому что есть четко определенная в социологической литературе дифференциация структур общества, и в соответствии с ней выделяют социально-этническую структуру общества, то есть историческую общность людей, начиная от рода, племени, народность, нации, этноса, которые возникают объективно, как раз в соединении людей территориями, экономикой, культурой, обычаями, традициями, психическими условиями и т.д.
Есть социально-классовая структура, которая возникает также объективно, но уже как результат не объединения, а разъединения людей. Она включает в себя такие понятия, как классы, касты, сословия, социальные группы, социальные слои. Есть и территориальные структуры, демографические, семейные, бытовые и т.д.
То есть при такой формулировке вопроса смешиваются два разных понятия.
Это моменты тоже нужно учитывать и на них обращать внимание, чтобы не профанировать очень сложный и важный вопрос, связанный с характеристикой казачества.
Казачество на пороге революции
И конечно же, завершая беседу, нужно еще раз подчеркнуть очевидный факт, что к началу XX века, к моменту революции, Гражданской войны, которая очень серьезно повлияла на все сферы жизни нашей страны и нашего народа, казачество представляло собой своеобразное социальное явление. Отчасти этно-социальное явление, некоторые его как субэтнос определяют.
Но при этом они очень четко и прочно осознавали общероссийское национальное государственное единство, свое место в этом единстве. И это для казаков была непреложная истина. То есть никакого так называемого казачьего сепаратизма, особливости не было, это уже в период Гражданской войны, когда произошел развал государства, там начинаются все эти автономистистские и сепаратистские тенденции.
В начале века в сознании казачества полностью доминировали общероссийские государственные интересы. И они проявлялись в чем? В высоком патриотизме казаков, их искреннем чувстве долга, верности присяге, ответственности за судьбу Родины, постоянной готовности встать на ее защиту в случае необходимости и даже пожертвовать жизнью ради свободы своей Родины. И вот такие морально-нравственные установки полностью доминировали в сознании казачества к моменту революционных потрясений и потом трагедии братоубийственной Гражданской войны.