https://kazachestvo.ru/20240515/1100588.html
Путешествие казаков с оренбургского перрона в европейскую историю
Путешествие казаков с оренбургского перрона в европейскую историю
В истории Оренбургского казачьего войска, которое в этом мае отмечает 450-летие своего старшинства, много славных страниц. Походы, бои, победы – все это можно... Российское казачество, 28.10.2024
2024-05-15T10:00
2024-05-15T10:00
2024-10-28T17:53
лента новостей
оренбургское войсковое казачье общество
авторский материал
/img/07e8/05/0f/1106095_34:103:723:491_1920x0_80_0_0_216852ce0f3d329faff1eb4766071b68.jpg
В истории Оренбургского казачьего войска, которое в этом мае отмечает 450-летие своего старшинства, много славных страниц. Походы, бои, победы – все это можно найти в учебниках, хрестоматиях и многочисленных научных исследования. И подача фактажа там нередко глобальная, без размена на детали.Но, случается, попадают в поле зрения сведения, казалось бы, не такие и значительные, даже антуражные. Но без них сложно понять и оценить масштаб событий, в которых принимали участие казаки.Скажем, в июле 1878 года популярное российское издание "Всемирная иллюстрация" (Санкт-Петербург) опубликовало заметку о погрузке оренбургских казаков в воинские эшелоны. Казалось бы, что тут такого? Обычная перевозка личного состава железнодорожным транспортом. Но это если не учитывать место, время и специфику события.В ту пору журналистика была неспешной. В июле писали о случившемся двумя месяцами ранее, и это было еще вполне оперативно. "В мае месяце на станции Оренбургской железной дороги господствовало необыкновенное оживление", – сообщал с места событий репортер, скрывшийся за подписью Ф. Ло–чъ.Учитывая, что торжественное, с молебном, открытие движения по этой линии состоялось 1 января 1877 года, менее полутора лет назад, сама по себе железная дорога для оренбургских обитателей еще была явлением новым, не вполне привычным. И уж тем более будоражило воображение массированное использование передового транспорта в военных целях."Оренбургское казачье войско отправляло ежедневно части выставленных им шести полков, а уральское – двух полков шестисотенного состава", – сообщала "Всемирная иллюстрация". В состав этих формирований, как поясняло далее издание, "вошла третья очередь призываемых".Необходимо уточнить. С 18 лет казак числился в приготовительном разряде (3 года). Затем он зачислялся в строевой разряд, проходил действительную службу (4 года). После этого переводился "на льготу", числился в частях "второй очереди" (4 года), а затем "третьей очереди". Фактически "на льготе" казаки уже не служили, а находились в резерве. Но это только если не было войны и мобилизации.Нерядовое событие вызвало ажиотаж в казачьих селениях. Народ здесь был закаленный, конечно, привычный к разным разворотам судьбы. Но все-таки…"Масса родных приезжала с казаками из деревень и в день посадки окружала всю окрестность станции с повозками, нагруженными домашним скарбом. По временам из толпы раздавались плач и стоны", – делилось с читателями позапрошлого века драматическими подробностями модное издание.Женщины могли позволить себе дать волю чувствам, но казаки – никогда. Они спокойно делали свое дело:"Ставили в вагоны лошадей; укладывали седла, пики, свои убогие дорожные чемоданчики и, затем, выстраивались на платформе вокзала и час-другой до отхода поезда пели веселые разудалые песни".Взбодрившись таким образом, бойцы и сами начинали погрузку в эшелоны."Но вот звонок, другой, третий, и поезд понесся. Громкое богатырское “ура!” слилось с криками и воплями народа, и толпа бросилась за поездом, но еще мгновенье и только издалека были видны маханья шапок быстро умчавшихся казаков", – завершала свое повествование "Всемирная иллюстрация", не поясняя, куда, собственно говоря, в таком количестве помчались оренбургские казаки.На момент выхода номера в свет особой нужды в таком пояснении не было. Публика и так знала, где в это время Российской империи требовались квалифицированные и опытные воины. Страна вела войну с Турцией и ее покровителями, освобождала от ига православные народы Балкан, укреплялась на Кавказе.Правда, к моменту событий на железнодорожном перроне в Оренбурге основные сражения Русско-турецкой войны 1877–1878 годов остались позади. Но всю Европу крайне интересовало, как будут закреплены итоги завершающегося кровопролития. Кто что получит? Кто что утратит? Какой будет расстановка сил на политической арене? Как ведущие державы перекроят карту?Предварительный Сан-Стефанский мирный договор уже был заключен – 19 февраля (3 марта) 1878 года. Берлинский трактат только вызревал – 1 (13) июля 1878 года. До Константинопольского мира надо было еще дожить – 27 января (8 февраля) 1879 года. А интриг сколько было, дергания за невидимые ниточки и включения неочевидных рычагов – жуть! Это мы сегодня все знаем, свысока оглядываясь на минувшие события из своего XXI века.Оренбургским казакам ничего такого известно не было. Они просто ехали туда, где горячо, чтобы выполнить свой долг – усилить позиции России хоть в бою, хоть за столом переговоров. Ведь нет убедительней аргумента для любых дипломатических игр и политических состязаний, чем казачьи шашки вблизи европейских столиц. Их наличие как-то отрезвляет противника, заставляет быть сговорчивей.Руслан Мармазов
https://kazachestvo.ru/20240506/1095913.html
https://kazachestvo.ru/20240426/1083188.html
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
2024
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
/img/07e8/05/0f/1106095_0:11:760:581_1920x0_80_0_0_f58f0b459962d34c73ca7dbc94d783b2.jpgРоссийское казачество
info@kazachestvo.ru
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
лента новостей, оренбургское войсковое казачье общество, авторский материал
В истории Оренбургского казачьего войска, которое в этом мае отмечает 450-летие своего старшинства, много славных страниц. Походы, бои, победы – все это можно найти в учебниках, хрестоматиях и многочисленных научных исследования. И подача фактажа там нередко глобальная, без размена на детали.
Но, случается, попадают в поле зрения сведения, казалось бы, не такие и значительные, даже антуражные. Но без них сложно понять и оценить масштаб событий, в которых принимали участие казаки.
Скажем, в июле 1878 года популярное российское издание "Всемирная иллюстрация" (Санкт-Петербург) опубликовало заметку о погрузке оренбургских казаков в воинские эшелоны. Казалось бы, что тут такого? Обычная перевозка личного состава железнодорожным транспортом. Но это если не учитывать место, время и специфику события.
В ту пору журналистика была неспешной. В июле писали о случившемся двумя месяцами ранее, и это было еще вполне оперативно. "В мае месяце на станции Оренбургской железной дороги господствовало необыкновенное оживление", – сообщал с места событий репортер, скрывшийся за подписью Ф. Ло–чъ.
Учитывая, что торжественное, с молебном, открытие движения по этой линии состоялось 1 января 1877 года, менее полутора лет назад, сама по себе железная дорога для оренбургских обитателей еще была явлением новым, не вполне привычным. И уж тем более будоражило воображение массированное использование передового транспорта в военных целях.
"Оренбургское казачье войско отправляло ежедневно части выставленных им шести полков, а уральское – двух полков шестисотенного состава", – сообщала "Всемирная иллюстрация". В состав этих формирований, как поясняло далее издание, "вошла третья очередь призываемых".
Необходимо уточнить. С 18 лет казак числился в приготовительном разряде (3 года). Затем он зачислялся в строевой разряд, проходил действительную службу (4 года). После этого переводился "на льготу", числился в частях "второй очереди" (4 года), а затем "третьей очереди". Фактически "на льготе" казаки уже не служили, а находились в резерве. Но это только если не было войны и мобилизации.
В нашем случае "на службу пошли и старики, пошли и молодые: в некоторых семьях, буквально, остались одни бабы и ребятишки". Это строчки все из той же "Всемирной иллюстрации".
Нерядовое событие вызвало ажиотаж в казачьих селениях. Народ здесь был закаленный, конечно, привычный к разным разворотам судьбы. Но все-таки…
"Масса родных приезжала с казаками из деревень и в день посадки окружала всю окрестность станции с повозками, нагруженными домашним скарбом. По временам из толпы раздавались плач и стоны", – делилось с читателями позапрошлого века драматическими подробностями модное издание.
Женщины могли позволить себе дать волю чувствам, но казаки – никогда. Они спокойно делали свое дело:
"Ставили в вагоны лошадей; укладывали седла, пики, свои убогие дорожные чемоданчики и, затем, выстраивались на платформе вокзала и час-другой до отхода поезда пели веселые разудалые песни".
Взбодрившись таким образом, бойцы и сами начинали погрузку в эшелоны.
"Но вот звонок, другой, третий, и поезд понесся. Громкое богатырское “ура!” слилось с криками и воплями народа, и толпа бросилась за поездом, но еще мгновенье и только издалека были видны маханья шапок быстро умчавшихся казаков", – завершала свое повествование "Всемирная иллюстрация", не поясняя, куда, собственно говоря, в таком количестве помчались оренбургские казаки.
На момент выхода номера в свет особой нужды в таком пояснении не было. Публика и так знала, где в это время Российской империи требовались квалифицированные и опытные воины. Страна вела войну с Турцией и ее покровителями, освобождала от ига православные народы Балкан, укреплялась на Кавказе.
Правда, к моменту событий на железнодорожном перроне в Оренбурге основные сражения Русско-турецкой войны 1877–1878 годов остались позади. Но всю Европу крайне интересовало, как будут закреплены итоги завершающегося кровопролития. Кто что получит? Кто что утратит? Какой будет расстановка сил на политической арене? Как ведущие державы перекроят карту?
Предварительный Сан-Стефанский мирный договор уже был заключен – 19 февраля (3 марта) 1878 года. Берлинский трактат только вызревал – 1 (13) июля 1878 года. До Константинопольского мира надо было еще дожить – 27 января (8 февраля) 1879 года. А интриг сколько было, дергания за невидимые ниточки и включения неочевидных рычагов – жуть! Это мы сегодня все знаем, свысока оглядываясь на минувшие события из своего XXI века.
Оренбургским казакам ничего такого известно не было. Они просто ехали туда, где горячо, чтобы выполнить свой долг – усилить позиции России хоть в бою, хоть за столом переговоров. Ведь нет убедительней аргумента для любых дипломатических игр и политических состязаний, чем казачьи шашки вблизи европейских столиц. Их наличие как-то отрезвляет противника, заставляет быть сговорчивей.