Служить, опираясь на славу предков: участник СВО рассказал историю своего казачьего рода - Российское казачество, 27.05.2024

Служить, опираясь на славу предков: участник СВО рассказал историю своего казачьего рода

© из личного архива Максима КоноваловаМаксим Коновалов
Максим Коновалов
Казак Черноморского округа Кубанского казачьего войска, участник СВО Максим Коновалов с позывным Метис хранит дома много фотографий предков. На снимках разных лет – молодые мужчины в черкесках и папахах, в гимнастерках с кубарями и погонами, в полевых куртках-афганках и современных камуфляжных комбинезонах.
"Мое казачье фамильное наследство – самая ценная вещь в доме. Когда я находился "за ленточкой", эти люди меня хранили, веру укрепляли, смелости придавали. Когда мальчишкой был, бабушка мне много рассказывала о казачьих корнях. Жалею сейчас, что не записывал, некоторое уже забылось", – рассказал он.
По словам казака, много лет назад его предки перебрались на Кубань из Запорожской Сечи. Сначала жили в станице Зеленчукской, затем в Баталпашинской. Женились мужчины исключительно на казачках, в роду Коноваловых смешались кубанские и терские казачьи традиции.

"Все оставались верными России и православной вере в любые времена. Только оружие меняли с годами – вместо шашек и кинжалов в руках появлялись винтовки да автоматы",

– отметил Метис.
Прадеды Максима Коновалова сражались с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Прадед по материнской линии Матвей Сало сразу же пошел на фронт добровольцем и в декабре 1941 года пал смертью храбрых под Москвой. По отцовской линии Александр Коновалов прошел всю войну, был много раз ранен, но вернулся живым и после работал на железной дороге.
"Василий Пожидаев, еще один прадед, служил в разведке. В письмах он отшучивался, дескать, рассказать ничего не могу, как вернусь, обо всем сразу наговоримся. Но не вернулся, погиб под Берлином. Вместе с похоронкой прислали горсть орденов – хорошо, видать, сражался. А это его сын Василий Пожидаев – младший. Форма необычная для Советской армии, так называемый тропический вариант: когда призвали на службу, отправили в Йемен", – рассказал Максим.
© из личного архива Максима Коновалова

Прадед Максима Коновалова Александр Харитонович Коновалов

Прадед Максима Коновалова Александр Харитонович Коновалов
© из личного архива Максима Коновалова

Прадед Максима Коновалова Василий Григорьевич Пожидаев

Прадед Максима Коновалова Василий Григорьевич Пожидаев
© из личного архива Максима Коновалова

Василий Пожидаев – младший (справа)

Василий Пожидаев – младший (справа)
© из личного архива Максима Коновалова Отец Максима Коновалова Тимур Коновалов
Отец Максима Коновалова Тимур Коновалов
1/4

Прадед Максима Коновалова Александр Харитонович Коновалов

2/4

Прадед Максима Коновалова Василий Григорьевич Пожидаев

3/4

Василий Пожидаев – младший (справа)

4/4
Отец Максима Коновалова Тимур Коновалов
Отец казака Тимур Коновалов выполнял интернациональный долг в Афганистане, затем всем подразделением их перевели на ликвидацию аварии в Чернобыле. Именно он передал сыну заветы предков, научил хранить их традиции.

"Отец три казачьих правила заставил запомнить навсегда. Первое – своих не бросать! Второе – никогда не трусить, до конца идти! И третье – всю жизнь защищать свою семью и Родину! Вот вам и все традиции семьи Коноваловых",

– отметил казак.
Когда началась специальная военная операция, Максим Коновалов служил в казачьей дружине Сочинского пограничного отряда. По его словам, вечером того же дня он поговорил с отцом, что поедет в Донецк, и тот его поддержал. Будучи потомственным казаком, он не мог остаться в стороне, а первые встречи с жителями Донбасса убедили Максима в правильности принятого решения.
Метис выполнял задачи в казачьих добровольческих отрядах "Кубань" (БАРС-16 и БАРС-11), за боевые заслуги был награжден медалью "За храбрость" II степени и орденом "Казачья доблесть" ЛНР.
Уже в первой командировке в БАРС-11 казаку довелось проявить мужество и героизм на поле боя. В ходе выполнения задачи его отряд был разделен на две группы вражеской артиллерией: командир (Кот) с частью людей остался с левой стороны лесополосы, а в правой части, где был Метис, двоих ранило. Дождавшись темноты, бойцы решили вынести пострадавших и по пути встретили товарища из другой группы – оказалось, командир тоже попал под огонь, и нужна помощь с его эвакуацией.
Андрей и Оксана Мамонтовы со своими сыновьями Вадимом и Александром
Отец и сыновья на СВО, мать в тылу: история казачьей семьи из Майкопа
"Когда мы его нашли, я понял, что сами не сможем его эвакуировать, так как он был тяжело ранен и носилок у нас не было. Я попросил товарища сходить за подмогой, а сам остался с командиром, чтобы, если что, прикрыть его и отвлечь противника на себя. Когда подходили наши ребята, которые должны были помочь с эвакуацией, на них "птичка" сбросила взрывное устройство. Слава богу, все были живы, раненые ребята, которые сами смогли передвигаться, выдвинулись в направлении, где были наши, но со мной остались уже двое – Кот и Биг", – рассказал Коновалов.
После этого казак сам сбегал к товарищам, уже закрепившимся на точке, запросил помощь медиков и вернулся обратно. Подошедшая вскоре группа забрала командира и еще четверых пострадавших, а раненого Бига, несмотря на его большой вес, Метис тащил на себе, пока медики не пришли снова. По словам Максима, в этой операции принимали участие казаки из Адлерского и Центрального районных казачьих обществ, а также бойцы из Абхазии. В тот день они и командира спасли, и задание выполнили.
"Нужно опираться на славу и подвиги предков, надо гордиться их медалями и знаменами. Потому и учат с детства в казачьих семьях историю своего рода, чтобы в будущем никто не боялся в бой за Родину идти", – уверен Коновалов.
Материал подготовлен совместно с Кубанским казачьим войском.