По разные стороны: казаки-герои и коллаборационисты в годы Великой Отечественной войны
© Общественное достояниеКубанские казаки на службе в Красной армии
© Общественное достояние
В годы Великой Отечественной войны было много героев, чьи имена необходимо помнить. Однако было и такое явление, как коллаборационизм, то есть сотрудничество отдельных личностей и даже части населения страны с оккупантами, что встречалось и среди казачества. Противником даже создавались так называемые казачьи части. Что это были за формирования и кто входил в их число, помог разобраться доктор исторических наук, профессор Донского государственного технического университета Владимир Трут.
К сожалению, мы сегодня недостаточно помним и популяризируем имена таких казаков-героев, как, например, уроженца станицы Аксайской, потомственного донского казака, дважды Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Гулаева. Все мы помним героев-летчиков, трижды получивших самые высокие воинские награды – звезды Героев Советского Союза, – Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина. Но третьего по числу сбитых самолетов летчика ведь далеко не все знают, не все помнят. А это был прославленный, известнейший во время войны ас – донской казак, дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев. Он лично сбил 57 вражеских самолетов. Хотя на самом деле больше – некоторые самолеты он записал на счет своих ведомых молодых летчиков, чтобы их морально поддержать. И таких примеров, когда очень многих настоящих героев-казаков, совершивших свои бессмертные героические подвиги, и которых, к огромнейшему сожалению, не все знают, множество.
© Общественное достояниеДважды Герой Советского Союза, лётчик-истребитель гвардии капитан Николай Гулаев в кабине своей "Аэрокобры". Июль 1944
Дважды Герой Советского Союза, лётчик-истребитель гвардии капитан Николай Гулаев в кабине своей "Аэрокобры". Июль 1944
© Общественное достояние
В период Великой Отечественной войны казаки мужественно и героически сражались не только на фронте в регулярных и добровольческих воинских частях, но и в партизанских отрядах, в подпольных группах и совершили тысячи подвигов.
Например, в Мигулинском районе Ростовской области действовал небольшой партизанский отряд "Донской казак", буквально полсотни человек. В степи спрятаться и скрыться негде, тем не менее они мужественно и героически воевали. Только два факта подчеркнем.
Партизан Теплицин вывел из окружения штабы трех советских стрелковых дивизий – 9-й, 13-й и 297-й. Один человек, рискуя жизнью, спас три штаба дивизий. А это были офицеры-штабисты – ценнейшие кадры. Помог сохранить все штабные документы, знамена дивизий. Спас он, выведя к своим из окружения, и многочисленные отдельные группы. Ему помогал только мальчик Владимир Ципенко. Партизаны этого отряда вывели из окружения больше тысячи советских солдат и офицеров.
Известнейший подвиг совершила мужественная девушка, донская казачка Екатерина Мирошникова, которая тоже воевала в составе этого партизанского отряда. Во время выполнения разведывательного задания она зашла в станицу Мигулинскую, там ее схватили немцы. Девушку жестоко пытали, чтобы она выдала места расположения партизанского отряда и адреса явочных квартир в самой станице. Восемь дней над ней издевались. За время этих нечеловеческих пыток Катя вся поседела, но никого не выдала. Ее потом назвали "Донская Зоя Космодемьянская". Вот такие подвиги люди совершали. Позже, в 1965 году, ей дали посмертно орден Отечественной войны I степени. Но кто сегодня знает и помнит эту девушку. 21 год девочке всего был и такой подвиг совершила, так героически погибла.
© Общественное достояниеЕкатерина Мирошникова
Екатерина Мирошникова
© Общественное достояние
За время своей деятельности партизаны "Донского казака" уничтожили 5300 вражеских офицеров и солдат и более 4 тысяч взяли в плен. Огромнейший вклад внесли в дело победы.
"Казачий" коллаборационизм
Было и такое явление в годы войны, как казачий коллаборационизм. О нем необходимо тоже сказать, потому что мы должны честно, объективно, всесторонне говорить обо всех исторических событиях
Новомодная тема казачьего коллаборационизма был поднята относительно недавно. Мы сегодня живем в условиях информационного общества, и в основном молодые люди информацию черпают в интернете. И если в интернет-поиске написать фразу "казачество в годы Великой Отечественной войны", нам выскочат сайты, два из трех будут посвящены казачьему коллаборационизму.
О том, что десятки, сотни тысяч казаков героически сражались с врагом, у нас в два раза меньше информации в сети, чем вот эта небольшая часть казаков-предателей, которые сражались в составе германского вермахта. А им посвящено в два раза больше информации в интернете. Это искажение исторической правды и недопустимо в плане сохранения исторической памяти и преемственности поколения.
Что же касается темы казачьего коллаборационизма – был он или нет? Да был. Было сотрудничество части казаков с немецкими частями. Война – это тяжелейшее испытание для любого государства, для любого народа. И в любой войне есть и герои, и предатели. Есть подвиг, есть трусость, есть мужество, есть предательство. Поэтому здесь тоже нужно прямо и честно сказать, что некоторая часть казаков, прямо скажем – небольшая, запятнала себя сотрудничеством с немцами. Причем здесь было две категории казаков. Первая – это идейные противники советской власти, большевиков, люди, которые после Гражданской войны уехали в эмиграцию. В частности, бывший донской атаман Петр Николаевич Краснов. Они прямо говорили, как выразился кубанский казачий белый генерал Андрей Шкуро: "Хоть с чертом, но против большевиков".
Они рассматривали для себя нападение Германии на Советский Союз как продолжение Гражданской войны. У них была идея фикс, что необходимо продолжать борьбу с большевиками, сражаться с советской властью.
Раскол в эмиграции
А были другие примеры. Известнейшему генералу Деникину, бывшему главнокомандующему Вооруженных сил Юга России, он во Франции проживал, немцы предложили поднять белую эмиграцию и вступить в коллаборационистские формирования, чтобы показать пример. Но Деникин категорически отказался. Эмиграция тоже была расколота.
Часть донской казачьей эмиграции, к сожалению, такие идейные, непримиримые антисоветчики, как генерал Петр Николаевич Краснов, его племянник генерал-майор Сергей Николаевич Краснов, полковник Дмитрий Алексеевич Симкин и ряд других, будучи убежденными и непримиримыми политическими противниками большевистской партии и советского государственного строя, посчитали для себя возможным пойти на сотрудничество с руководством гитлеровской Германии.
© РИА НовостиПётр Николаевич Краснов
Пётр Николаевич Краснов
© РИА Новости
И они начинают активную пропагандистскую деятельность, агитацию среди казаков с целью привлечения их в прогерманские казачьи коллаборационистские формирования.
Но была и другая часть коллаборационистов, людей, которые пошли на предательство, на сотрудничество с врагом уже в период войны, чтобы спасти свои жизни.
Кто стал основой "казачьих" частей вермахта
Первые формирования в составе германской армии, которые получали приставку "казачьи", начали создаваться еще осенью 1941 года. Уже 6-го октября генерал-квартирмейстер генерального штаба вермахта, генерал-лейтенант Вагнер, разрешил командующим тыловых районов групп армий "Север", "Центр" и "Юг" начать формирование так называемых казачьих сотен. Но что мы видим в приказе? А там четко описывалось, из кого должны были состоять казачьи сотни: из военнопленных и местного населения. Октябрь 1941 года – традиционные казачьи области еще заняты не были. То есть, никаких казаков из местного населения там не могло быть. Ну, кто военнопленные – понятно.
Этими формированиями немцы стремились показать, что казаки якобы, на стороне гитлеровской Германии. Хотя их в основном использовали для охраны тыловых коммуникаций, борьбы с партизанами и так далее, то есть это были вспомогательные части. В эти казачьи сотни разрешалось включать всех славян, прежде всего украинцев, а также тех, кто назовет себя казаком.
В нацистских лагерях в процентном соотношении из 100 советских военнопленных погибло, по сути дела было целенаправленно умерщвлено, 64 человека, то есть 64 процента из всех советских военнопленных погибло. Когда приезжали специальные уполномоченные агитировать советских военнопленных вступать в эти части, то многие люди видели в этом единственный выход, чтобы вырваться из этого ада. Они зачастую никакого отношения к казачеству не имели, называли себя казаками и шли в эти изменнические формирования.
Это очень важный момент (это в историографии подчеркивается) – многие тыловые части, в составе которых вообще не было ни одного казака, получили наименование "казачья сотня" или "казачий отряд" и были охранными соединениями. В основном это были части, которые создавались из бывших военнопленных славян. Вопрос о том, сколько там было казаков или были ли они вообще, остается открытым.
Красноречивым примером в этом плане может служить следующий факт. В июне 1942 года при германском штабе немецкой 17-й армии создается кавалерийский полк "Платов". А в составе первой танковой армии образуется кавалерийский полк "Юнгшульц" по имени подполковника, который им командовал. Первоначально он имел всего два эскадрона, один был чисто немецкий, а второй состоял из советских солдат-перебежчиков. Казаков там не было, а полк назвали казачьим. А вот когда его уже на фронт бросили, тогда включили в него и 200 местных жителей, в том числе казачий эскадрон, который был сформирован в городе Симферополе. Все мы прекрасно понимаем, что в Крыму в Симферополе казаков не было. Опять же сформировали эскадрон из военнопленных, назвали его казачьим и включили в состав полка Юнгшульца.
Уже на примере комплектования этих первых в немецкой армии "казачьих" частей становится очевидным тот факт, что в их составе потомственных казаков, в том числе донских, не говоря уже об их преобладании, является очень и очень дискуссионным.
Немцы очень активно начали политику заигрывания с казаками, привлечения на свою сторону летом 1942 года, когда оккупировали Ростовскую область. Ими прямо говорилось о том, что советские военнопленные, кто пожелал вступать в эти соединения, могли называть себя казаками. Впоследствии они направлялись в город Славуту, где был создан специальный лагерь для формирования этих казачьих коллаборационистских соединений. Потом, кстати, этот лагерь перевели в город Шепетовка.
Известные специалисты как раз по изучению этих предательских соединений Сергей Дробязко и Андрей Каращук написали солидную монографию "Восточные легионы и казачьи части в вермахте". В их книге прямо говорится, что в то время в рядах частей, формировавшихся в Славуте и Шепетовке, оказалось много случайных людей, называвших себя казаками лишь для того чтобы вырваться из лагерей военнопленных и тем самым спасти свою жизнь. Но надежность этого континента всегда была под большим вопросом, малейшие трудности могли спровоцировать переход на сторону Красной армии. С этими словами исследователей можно полностью согласиться. Они изучали эту проблему. Это тоже нужно учитывать.
Кстати, ни в одном таком "казачьем" отряде, полку русских командиров, казаков-командиров не было – все командные должности всегда занимали только немцы.