Протоиерей Павел Самойленко: Казачество – это прежде всего православие - Российское казачество, 25.07.2024

Протоиерей Павел Самойленко: Казачество – это прежде всего православие

© Портал "Российское казачество"Духовник Терского войскового казачьего общества, протоиерей Павел Самойленко
Духовник Терского войскового казачьего общества, протоиерей Павел Самойленко
У войскового священника особый путь. Именно он является духовным ориентиром для казаков. О своем пути становления и важности веры в жизни любого казака рассказал священник Терского ВКО, протоиерей Павел Самойленко.
Как вы стали священником Терского казачьего войска?
Мой путь казачьего священника начался более 30 лет тому назад. 18 августа 1985 года покойный приснопамятный архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний Завгородний рукоположил меня в сан священника в Андреевском соборе Ставрополя и буквально в этот же день направил служить в Никольский собор Георгиевска. Это казачий город, рядом с которым находится казачья станица Георгиевская. И мой покойный отец, протоирей Михаил Самойленко, терский казак, родом из этой станицы. Я очень остро ощущал свою причастность к терскому казачеству.
В 1986 году мой дед на смертном одре сказал мне: "Помни, что мы казаки, мы терцы". В тот момент мне было 29–30 лет. Мы никогда с ним об этом не говорили, и вдруг он произнес это, значит, предвидел мое будущее служение, в том числе и терскому казачеству.
В 1990 году митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон, назначил меня своим секретарем. С этого началось мое постоянное взаимодействие с уже возрождающимся казачеством. Когда начался активный организационный процесс – круги, избрание атаманов, – возрождение Терского войска, то я принимал самое непосредственное в этом участие, за что имею ряд казачьих наград.
В 2000 году войсковой атаман Василий Павлович Бондарев направил письмо митрополиту Гедеону с просьбой назначить меня войсковым священником Терского войска. Владыка тут же дал свое благословение, и с тех пор официально я несу послушание войскового священника.
Почему люди опять приходят к Богу и возрождают казачьи традиции?
Казачество – это прежде всего православие. Раньше казаков уничтожали только потому, что они православные и декларируют важнейший принцип своей жизни – за веру, царя и Отечество.
24 января 1919 года Яков Свердлов подписал свой знаменитый документ (циркулярное письмо ЦК ВКП(б) о ликвидации казачества на Дону и Кубани. – Прим. ред.). Думали, что все пройдет как по маслу. Но не прошло.
В 1937 году безбожники заявили, что начинается последняя пятилетка – к 1940 году у нас не будет храмов, верующих, монастырей – ничего не будет. Но в 1941 году, когда началась война, распался союз безбожников, и до сих пор не восстановился. А казачество возродилось.
Дух православия жил в народе, жил в казачьей семье. Несмотря на расказачивание, гонения и репрессии, казаки жили в соответствии со своими глубинными, древними, отеческими православными традициями.
После Великой Отечественной войны процесс немножко приостановился, но уже в 1980-х годах эти глубинные процессы, которые бродили внутри казачьей среды, вдруг стали давать обильные всходы. И уже стало ясно, что возрождение казачества неминуемо.
Что для вас значит быть казачьим духовником?
Как казачий духовник я ощущаю себя в каком-то смысле генералом. Не в плане того, что готов шашкой махать и команды раздавать, нет. В соответствии с древним принципом: чем выше сидишь, тем выше ответственность – за казачество, за казаков.
Для меня это прежде всего исполнение заповеди: если кто из вас хочет быть старшим, да будет слуга всем. А казачий духовник не может не быть старшим в казачьей среде. Вдохновляющее слово батюшки, его пример чистой, непорочной, высоконравственной жизни, очень важен для казаков.
Каким по вашему мнению должен быть казачий духовник?
Он должен совмещать в себе качества доброго пастыря, смиренного образом, но решительного делами, воюющего с грехом и любящего свою казачью паству. Другим казачий духовник быть не может. Дело в том, что казаки – это люди, лишенные фальши, они видят ложь сразу.
Такие качества священника, как миролюбие и трудолюбие помогают завоевать авторитет в казачьей среде. Он всегда должен суметь найти разумный и своевременный компромисс.
И конечно, священник, особенно казачий, должен быть всегда трезв, в прямом и переносном смысле этого слова. Он должен быть образцовым семьянином, быть верным словом, делом, житием, духом, чистотой, верою и конечно любовью.
Отец Тихон: Наша задача – не просто что-то привнести в обучение, а дать пользу детям
Что вы считаете самым главным в работе с молодежью?
Знаете, молодые люди не терпят фальши, неискренности, обмана, неверности, несерьезных обещаний, неисполнения данного слова. С ними необходимо быть всегда искренним, честным, открытым, доверительным. И никогда не ставить себя выше, не дать повод подумать о том, что ты считаешь себя умнее или важнее. Сколько я общаюсь с казачьей молодежью, я вижу, какие это замечательные, образованные, ищущие, толковые, трудящиеся молодые люди. И общение с ними меня радует и убеждает в том, что у нашего войска есть будущее.
Но, конечно, с молодежью надо работать. А работа это прежде всего воспитание. У нас сегодня в обществе почему-то игнорируется эта проблема. Мы стараемся и заботимся о том, чтобы наше общение с казачьей молодежью было обоюдным, взаимообогащающим процессом.
Мы стремимся казачью молодежь воцерковить, чтобы она нашла дорогу в храм и никогда ее не потеряла. Чтобы, как их благочестивые предки, молодые люди стали такими же глубоко верующими, верными православной вере, создавали крепкие многодетные казачьи семьи будущей России. На мой взгляд, это очень важно и необходимо.
Как вы поддерживаете казаков, которые принимают участие в СВО?
На территории войска находятся пять епархий Русской православной церкви: Ставропольская, Георгиевская, Пятигорская, Махачкалинская, Осетинская. В каждой епархии есть свой отдел по взаимодействию с казачеством, и председатели отделов уделяют первостепенное внимание гуманитарной помощи прежде всего казакам, которые отбывают в зону СВО.
Мы, не скупясь, отправляем туда большое количество святой воды, продукты и все, что мы можем. Также плетем маскировочные сети.
Если приводить сухие цифры отчета, то это будут внушительные денежные суммы и значительные объемы отправленной гуманитарной помощи всех видов на передовую. Я знаю, что братья-казаки в этом отношении нами не оставлены и всегда рады.
Кроме того, батюшки постоянно мониторят ситуации во всех казачьих семьях – они в центре их постоянного внимания.
Какие слова напутствия можете дать казакам, которые принимают участие в СВО?
Мы всегда говорили, говорим и будем говорить: казак без веры – не казак. Конечно, тому брату казаку, который сегодня на передовой, об этом напоминать не надо – там неверующих нет. Но это важно напомнить тем, кто готовится сегодня идти на передовую, кто вообще вступает в казачьи ряды, кто принимает казачью присягу. Это одно.
Второе, мы, воздавая хвалу Господу, всегда с радостью произносим благодарственные слова: "Слава Богу, что мы казаки". Это не пустые слова. Господь дал нам мужество, крепость духа и глубокую веру.
Я бы хотел пожелать, чтобы братья-казаки сегодня не ослабевали, духом не падали, веры не теряли. "Честь казачью – никому, душу – Богу", – как говорят казаки. Нет выше любви того, кто душу свою положит за други своя, каждый день своей жизни.
Да укрепит наших братьев-казаков всемогущий Господь в их особом служении Отечеству.
Митрополит Кирилл: у казаков особое отношение к вере, семье и Отчизне