Григорий Потёмкин: креативный шеф казачества нового типа - Российское казачество, 26.07.2024

Григорий Потёмкин: креативный шеф казачества нового типа

© Общественное достояние Портрет князя Григория Потемкина-Таврического (фрагмент). Неизвестный художник. 1852
 Портрет князя Григория Потемкина-Таврического (фрагмент). Неизвестный художник. 1852
26 июля (15 по старому стилю) 1774 года, 250 лет тому назад, руководителем иррегулярных воинских соединений, к которым относились Донское, Яицкое и Волжское казачьи войска, Хоперский, Моздокский, Азовский, Таганрогский, Кизлярский и Чугуевский казачьи полки, был назначен Григорий Потёмкин. Вообще-то следовало бы считать эту дату одной из знаковых в истории российского казачества.

Фаворит всероссийского значения

Выдающийся был человек этот Григорий Александрович Потёмкин. Пожалуй, один из самых могучих образов в отечественной истории, а вовсе не карикатурный персонаж, дескать, всего-то фаворит Екатерины II, получивший через постель чины и богатства, жульничавший и строивший "потёмкинские деревни".
Если бы Потёмкин отличился только тем, что основал крупные южнорусские города Екатеринослав (нынешний Днепропетровск), Севастополь, Симферополь, Николаев, Херсон, Тирасполь и другие, его имя уже стоило бы золотыми буквами вписать в томики истории. Причем, "основал" – это же не просто пальцем ткнул, мол, здесь будет Херсон, а еще организовал все так, чтобы город действительно возник и зажил.
Что до его несомненно выгодной фаворитской позиции, то здесь, пожалуй, все случилось с точностью до наоборот. Потёмкин был так деятелен, энергичен, темпераментен, креативен, эффективен и харизматичен, что императрица милостиво избрала его в свои ближайшие помощники. Надо же было ей кому-то доверять. Конечно, она Григория Александровича жаловала орденами, званиями, землями, но вовсе не "по блату". Все только за решения сложнейших государственных задач. Многие из них только Потёмкину и были по плечу.

Антисистема на службе у системы

Упомянутый 1774 год в биографии Григория Потёмкина был особенным. Карьера стремительно пошла ввысь. Строчка об иррегулярных войсках могла бы и затеряться в прочих его достижениях: вице-президент Военной коллегии, член Государственного совета, подполковник лейб-гвардии Преображенского полка, где полковником была сама императрица... Но не затерялась. Во всяком случае, через два с половиной века мы именно о ней толкуем.
Через год Потёмкин докладывал матушке-царице о ликвидации опасного смутьяна донского казака Емельяна Пугачева и роспуске Запорожской Сечи. Это важные события как для казачества, у которого начинался качественно новый виток развития, так и для всей империи.
© Общественное достояниеИллюстрации из книги "Потемкин как казак Войска Запорожскаго : в двух частях : с картинками / соч. Николая Семантовскаго Ч. 1"
Иллюстрации из книги Потемкин как казак Войска Запорожскаго : в двух частях : с картинками / соч. Николая Семантовскаго Ч. 1
Иллюстрации из книги "Потемкин как казак Войска Запорожскаго : в двух частях : с картинками / соч. Николая Семантовскаго Ч. 1"
В принципе, уникальность казачества, как раз в том и состоит, что народная стихия, безудержная и не всегда безопасная для государства вольница, как бы мы сейчас сказали – "антисистема", смогла полностью видоизмениться. Из антисистемы казаки превратились в важную часть системы – Российской державы. Более того, стали ее самыми ревностными хранителями. Именно в эпоху Екатерины Великой благодаря мозгам и воле Потёмкина казачество стало превращаться в то славное явление, которым мы справедливо гордимся.
Если раньше взаимодействия регулярной российской армии и казаков были ситуативными и крайне ненадежными, то с конца XVIIIвека все круто изменилось. Служба казачья была упорядочена, поставлена на государственные рельсы и прочную финансовую основу. Битье врага стало почетной, престижной, выгодной миссией казаков. Сами они превратились в привилегированное военное сословие – опору престола.

Вакцина от бунта

Всю эту прекрасно работающую систему стал выстраивать Потёмкин: имея в своем распоряжении большие возможности империи, он был вынужден работать с крайне взрывоопасным человеческим материалом. Изначальное казачество, чего там греха таить, было больше похоже на ОПГ, чем на ЧВК.
Так что ликвидация пугачевщины и Запорожской Сечи были необходимыми обстоятельствами для реформирования казачества и для усиления Российской империи.
Бунт был высшей формой казачьей вольницы, когда буйные боевые парни с цепи срывались и творили невероятные злодеяния. Стало быть, чтобы другим неповадно было, с зачинщиками смуты разговор был короткий и суровый. Пугачев шагнул с плахи прямиком в народный эпос, но зато его четвертование стало для многих хорошей вакциной от бунтов. Да и жизнь на Дону стала существенно меняться.
© Общественное достояние"Казнь Емельки Пугачёва в Москве". Литография (1865)
Казнь Емельки Пугачёва в Москве. Литография (1865)
"Казнь Емельки Пугачёва в Москве". Литография (1865)
Запорожские казаки тоже не были образцом покладистости. Порой они прилично помогали русским войскам, но иногда изрядно шалили, почитая степь своей законной вотчиной. Главное же, само по себе существование Сечи объяснялось тем, что рядом враги – татары, турки, – а казаки защищают от них русскую землю.
Но при Екатерине II границы России существенно расширились. И теперь уже получалось, что в глубоком тылу находится большущее вооруженное формирование с непредсказуемыми амбициями. Кому нужна такая мина замедленного действия?

Казачество нового типа

Но Потёмкин, хорошо знавший запорожских казаков и видевший в них солидный боевой потенциал (он даже в свое время сам записался в один из куреней под кличкой Грицько Нечеса), решил совершить переформатирование Сечи в новых исторических условиях. В итоге появились Черноморское, Екатеринославское, Бугское казачества...
Идея Григория Потёмкина заключалась в том, чтобы колонизировать обширные, но не слишком густозаселенные просторы Северной Таврии и Новороссии силами казаков. Последние, к слову, в его трактовке были не только выходцами из Запорожской Сечи, всяким народам были открыты двери в новые казаки.
Смерть Потёмкина в 1791 году не дала запустить интеграцию Юга России в состав империи полностью по задуманной им схеме. Тучные черноземы стремительно переходили к помещикам.
В 1792 году, уже после Потёмкина, Екатерина II наделила наследников черноморских казаков землями на Кубани. И со временем там выкристаллизовалось одно из самых славных казачьих войск Российской империи – Кубанское.
Принципы, заложенные светлейшим князем Потёмкиным-Таврическим для превращение всех российских казаков из нестабильных, деструктивных, не слишком жалующих законы элементов общества в элиту российских войск, стражей границы и оплот самодержавия, были сохранены.
Руслан Мармазов
© РИА Новости / Евгений Биятов

Памятник князю Григорию Потемкину-Таврическому в Херсоне

Памятник основателю города князю Григорию Потемкину-Таврическому в Херсоне
© РИА Новости / Макс Ветров

Открытие памятника Екатерине II в Симферополе.

Открытие памятника Екатерине II в Симферополе. У подножия скульптуры императрицы — скульптуры её сподвижников: светлейшего князя Г.А. Потемкина и генерал-аншефа В.М. Долгорукова-Крымского
© Александр ЛевченковАлександр Левченков "Великая грамота Государыни"
Александр Левченков Великая грамота Государыни
1/3

Памятник князю Григорию Потемкину-Таврическому в Херсоне

2/3

Открытие памятника Екатерине II в Симферополе.

3/3
Александр Левченков "Великая грамота Государыни"