Центральному казачьему войску 30 лет. Геннадий Сидорин – о его истории и достижениях - Российское казачество, 14.11.2024

Центральному казачьему войску 30 лет. Геннадий Сидорин – о его истории и достижениях

14 декабря 1994 года состоялся Большой круг, на котором казаки Центральной России объединились в единую структуру и избрали своего первого атамана – казачьего полковника Бориса Борисовича Игнатьева.
Этот год для Центрального казачьего войска – особенный, через пару дней оно отметит 30 лет со дня своего создания.
О том, как зарождалось войско, в чем его отличие от остальных и как казаки взаимодействуют с иностранными казачьими организациями, рассказал порталу "Российское казачество" первый заместитель (товарищ) атамана ВКО ЦКВ казачий полковник Геннадий Сидорин.
– Вы состоите в Центральном казачьем войске практически с момента его зарождения. Каким вы помните первого атамана Бориса Игнатьева?
– Настоящий атаман. С одной стороны, строгий и требовательный, с другой – веселый и с чувством юмора. Он был хорошим организатором, люди к нему тянулись. У него были харизма и авторитет на всю Россию, не побоюсь этого сказать. И за рубежом его знали. Подавал правильный пример, потому что его сын, будучи из казачьей семьи, также принимал активное участие в жизни общины. На самом деле, так и должно быть, если у казака есть дети, которые считают себя казаками, то они и должны жить с ними, быть в этой большой казачьей семье, соблюдать обычаи и традиции. В семье Бориса Борисовича именно так и случилось. В последний год, который он был с нами, говорил, что хотел бы, чтобы его сын тоже был атаманом. Так все и произошло.
Владимир Игнатьев: Если мы не будем заниматься молодежью, у нас не будет будущего
– Чем отличается Центральное казачье войско от остальных?
– Оно поистине уникальное, потому что, во-первых, служба казаков Российскому государству началась именно здесь. В 1380 году в Коломне казаки передавали икону Донской Божьей Матери, которая долгое время находилась в Успенском соборе. На южных рубежах под Серпуховом была битва за Дракин брод, где казаки в 1573 году победили Девлет-Гирея. На Рязанской земле проходила битва при Листвене – это небольшая речка, на которой казаки в 1444 году остановили Орду. Такая вот древняя история получается.
В наше время ЦКВ объединило казаков, потому что волею судеб после революции они были развеяны по миру. В конечном итоге в нашем составе можно найти представителей любого исторического войска. Если посмотреть на казака тех времен и нынешних, то можно заметить отличия от простого военнослужащего. Он им может быть по контракту, но, в части воспитания детей в кадетских корпусах мы стремимся донести мысль о том, что казак в первую очередь – хозяин своей земли, человек, который владеет различными ремеслами.
Казак обладает навыками и способностями защищать в случае угрозы стране, семье и соседям. Цельная личность должна быть именно такой, поэтому, воспитывая казаков, мы обязательно должны знать историю и базироваться на этих навыках. Не знающий своих корней и не помнящий своего рода не может быть полноценным гражданином. Он должен знать, что эта земля обрабатывалась руками его предков и поливалась их кровью.
– Какое из достижение войска вы можете выделить?
– Самое главное, что мы сделали, помимо общего войскового строительства, укрепления наших рядов и где-то очищения, – продвинули наших казаков по военной службе. Может быть, это совпадение или божий промысел, что решением начальника генерального штаба нам для комплектования была определена 4-я гвардейская танковая Кантемировская дивизия.
Вручение удостоверения казака бойцам Кантемировской дивизии
Ряды ВсКО пополнили бойцы Кантемировской дивизии
За годы работы нам действительно удалось интегрировать казаков в военную службу Кантемировской дивизии. Этот процесс очень непростой и занимает время, но сегодня ни у кого из казаков Центрального казачьего войска, приходя на территорию дивизии, не возникает чувство, что они в гостях: там они дома.
Мы хорошо готовим к службе в армии, потому что основное – правильно воспитать молодого человека, напутствовать и помогать ему в становлении. В дивизии это осуществляется, и на сегодня атмосфера такая, что казаки, которые из других войск попадают в наши казачьи соединения, сразу понимают, где они оказались. Если их распределили не в казачье подразделение, а в различные сопутствующие, то они просят их перевезти. Там, где казаки, тяжелее, больше спрос, но там – семья.
– Почему войску иногда требуется процесс "очищения"?
– Плановых "чисток" у нас не было, это все происходит естественным путем. Известно, что в войсковых казачьих обществах могут быть как казаки по рождению, воспитанные в казачьих семьях, так и другие граждане Российской Федерации, которые разделяют наши взгляды и приобщаются к культуре. В итоге мы все вместе делаем одно общее дело на благо России, Отечества.
Так случается, что иногда в войско приходят случайные люди, которым понравилась форма или песни. При этом зачастую, входя в казачью общину, они не понимают, что помимо праздника бывают еще суровые и тяжелые будни. Тогда, придя к выводу, что это не для них и они поддерживают казачество, но не готовы принять эту тяжесть, взвалить на себя этот крест, – уходят и занимаются тем, что им более близко. Это абсолютно нормальный процесс. На моей памяти не было случаев, чтобы изгоняли из общины по всем традициям. Такое "очищение" оставляет в войске казаков, которые готовы примерить на себя эту казачью долю.
В современное время, не умаляя заслуги предшествующих атаманов, у нас произошли действительно тектонические сдвиги в сторону государственной службы. Время пришло, все это происходит в тот час, когда на то есть Божья воля. Атаман Иван Кузьмич Миронов действительно явился тем лидером, который еще больше сплотил вокруг себя казаков и повел их за собой. Благодаря его усилиям в войске выстроилась четкая иерархия, наши казачьи общины при действующем атамане стали именно войском. Мы уже войсковое казачье общество.
– Как казаки ЦКВ взаимодействуют с церковью?
– Все начинается со слов, что казак без веры не казак. Нам повезло – у нас очень хорошие казачьи духовники и войсковые священники. Они одни из нас, разделяют с нами тяготы, но это жизнь, и без них не бывает и радости, которая также случается на пути казака.
Зачастую в сложных ситуациях мы получаем от священнослужителей бесценные советы. Когда уже спросить некого, то ты идешь советоваться к своему духовнику и неожиданно слышишь слова, которые разрешают все проблемы. Именно с нашими священниками мы ведем работу по воспитанию казачат, в том числе в кадетских корпусах.
Я не представляю, как наши воины в условиях специальной военной операции находились бы в столь сложных, тяжелых условиях без наших казачьих духовников. В моменты, когда они приезжают в расположение части, их практически всегда окружают военнослужащие, зачастую не только православные. Каждый хочет, чтобы было пару минут поговорить о своих проблемах, о том, что мучает, и получить в ответ мудрый совет.
Духовник Центрального казачьего войска о вере, воинах и СВО
– Расскажите о сотрудничестве с иностранными казачьими организациями.
– Казаки есть практически по всему миру. Кто-то не возвращался из походов по различным обстоятельствам и оставался в Германии, Швейцарии, Италии, Греции, Византии и так далее. После революции также была достаточно серьезная иммиграция казаков за рубеж. И мы сегодня устанавливаем мостик между казачьими общинами, находящимися в России, с зарубежными.
У нас в войске был достаточно серьезный проект по работе в Швейцарии. Благодаря усилиям наших казаков, первого атамана Бориса Игнатьева, его помощника Елены Стрибук и поддержке наших российских дипломатических органов за рубежом, а также правительству Московской области на месте битвы корпуса Римского-Корсакова, в составе которого были казачьи полки, с французской армией под Цюрихом был установлен памятник павшим воинам.
Кроме того, проводится программа с красивым названием "Память – звонят колокола". Ее цель – увековечить знаменательные события, происходившие в мировой истории при непосредственном участии России, а также подвиги русских солдат-дипломатов. Мы устанавливаем колокола с надписью, описывающей события, которые были в этом месте. Руководит этим проектом наш казак Дмитрий Геннадьевич Андреенко. И такие колокола можно увидеть во многих городах Западной Европы.
Международная работа важна, потому что мир, несмотря на свою огромность, – маленький и хрупкий, его надо оберегать. Эти связи между соотечественниками укрепляют и создают броню, которая защищает нашу общую историю, написанную нашими общими предками. Находясь там, они все равно остаются русскими и казаками.